ДЕТСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ Л.А. БАЕВОЙ Уметбаева Е.Ю.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ


Номер: 5-4
Год: 2017
Страницы: 41-44
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

авторская картина мира, художественный образ, детство, сказка, author, s picture of the world, image, childhood, fairy-tale

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена исследованию детства в художественном мире поэтессы и прозаика Л.А. Баевой. Проанализирована, система тем и образов, связанных с реализацией детства как важного элемента авторской картины мира. Материалы статьи могут быть использованы при подготовке к урокам по литературному краеведению.

Текст научной статьи

Художественный мир поэтессы и прозаика, члена Союза писателей России Любови Алексеевны Баевой очень самобытен. Поражая множеством необычных образов, он ведет читателя к основной идее автора - чувству любви, трепетному отношению ко всему живому, ко всему, что нас окружает: «Все-все на свете живо: // Гора, ветла, река». Особую роль при воплощении данной идеи в творчестве Л.А. Баевой занимает детство. В сборниках «Безумные экипажи» (1993) и «Избранные стихи» (1998) намечаются пути творческого воплощения темы детства и его функции в художественном мире автора: - связь детства с природой, которая мыслится как живое (прием олицетворения) и открытое создание; - детство как этап жизни лирической героини, в котором все очень чисто, искренне и счастливо: «Казалось, в детстве я опять, // Где можно так любить, сиять, // Не отводя счастливый взгляд» («Благословляю вьюжный день…») [4,23]; - детство, детская улыбка - это состояние искренности и чистоты перед Богом: «Спят, улыбаясь, маленькие дети // И те, кто покаяния не знает». («Час покаяния»); «Ах, как улыбаются дети! // Как будто в раю побывали // И знают туда дорогу…» («Ах, как улыбаются дети!..») [4,116]; - искренняя детская вера и чистое непосредственное восприятие мира свойственны Творцу-художнику в процессе творчества: «Творит художник с детской верой, - // Тут иль молись, или кричи» («Вызов») [3,17]. Появляясь в ранних сборниках, как правило, в виде отдельных метафор и сравнений детство постепенно занимает все большее место в художественном мире автора. Автор не избегает создавать образы детей, не вписывающихся в рамки обычных и благополучных. В конце 1990-х начале 2000-х гг. в трамваях или на городских улицах нередко можно было встретить детей-беженцев, которые пели популярные в то время строчки песни «Ветер с моря дул…» или «Напилася я пьяна…». Эти реалии жизни отразились в образах детей, занимающихся попрошайничеством, в стихах и прозе, показывая равнодушие взрослых и отзывчивость детей на подобные ситуации. При этом ребенок способен поделиться тем, что у него есть, отдав последнее, а взрослые, как правило, нет. И это равнодушие, в том числе и свое, автор осуждает: «Мороз…Мальчишка круглолицый Поет, лицо вверх запрокинув. Поет, не глядя на прохожих. У них нет глаз - есть только спины» («Беженец») [4,98]. Этот образ мальчика-попрошайки впервые появляется в сборнике «Избранные стихи», а позднее более развернуто дан в книге «На убывающей луне» в очерке «Бабий крик»: «Эта встреча произошла в Орске на католический сочельник». Образ исповедальный, Автор исповедует свой проступок, судит себя за равнодушие и спешку. «Никто не свернул к мальчишке, за исключением одного неблагополучного на вид мужчины, который что-то сунул в карман певцу». «Прошло три недели. Мальчишка как живой стоит у меня перед глазами. Он поет … и не смотрит на меня» [7,14]; Равнодушию прагматичных взрослых противопоставлен мальчик Никита с собакой Бенчем, который отдает весь свой нехитрый запас монеток девочке-«беженке», просящей милостыню в трамвае, нараспев выкрикивая «начало песенного шедевра» (Напилася я пьяна…» - прим. Е.У.), и защищает ее от замечания пассажирки, становясь на сторону не по-детски усталой и расстроенной малышки [7,20]. В творчестве Л.А. Баевой есть детство послевоенное. В стихотворениях оно автобиографично и показано отдельными штрихами. В прозе ярко рисует военное и послевоенное детство рассказ «Нинка» из сборника «Сайгаки» [8,11-20]. Детство героини - детство голодное. В центре жизни труд взрослых и детей по добыче съестного. Еде даже посвящена отдельная главка: «семья делилась на добытчиков и нахлебников», а еще хлеб - «это было что-то особенное». Больная Нинка Синенькая - пятая, самая младшая в многодетной семье солдатской вдовы Евдокии. Забота друг о друге всех членов семьи и, особенно, о Нинке помогает девочке выздороветь и спасает от голода. Детство в этом рассказе - это крепкие семейные и дружеские узы (брат водит Нинку, которая не могла ходить в детский сад сама, ставя ее больные ножки на свои ступни), сестренка Аня нарушила запрет мамы и тайно накормила сестру сметаной, не съев сама даже капельки, мальчик Юрка защищает от обидчиков, которые смеются над больной Нинкой (больной она стала в результате отморожения ног во время бегства от немцев), это дерзкие и иногда совсем не безобидные проказы Нинки. Дети чисты сердцем. Евангельский лейтмотив «Блаженни чистые сердце яко ти Бога узрят» в творчестве поэтессы звучит, начиная с первых сборников и укрепляется, расширяется в более поздних, все ярче и крепче сближая детские образы с мотивом христианской чистоты души: «Спят, улыбаясь, маленькие дети И те, кто покаяния не знает». («Час покаяния») [3,53]. «Ах, как улыбаются дети! Как будто в раю побывали И знают туда дорогу… («Ах, как улыбаются дети!..») [4,116]. В сборнике «Сказки для Дашеньки» подруга березы и змеи малышка Гульнара видит во сне ангела, малышка Юля наяву встречается с ангелом, залюбовавшимся красотой бабочки. Маленькой Настеньке в сказке «Заповедное место» белая птица добра и справедливости Арука дарит один из колокольчиков со своего крыла. Колокольчики - подарок Божественного посланника - Ангела. Нередко роль ангелов-хранителей выполняют сказочные персонажи, например, лягушка королева Магда в одноименном рассказе, да и сами дети выступают ангелами-хранителями обиженных животных, чутко реагируя на зло, жестокость и несправедливость. В творчестве Любови Алексеевны Баевой встречаются и злые, невоспитанные и просто несчастные, и оттого жестокие дети. Им, как правило, оставляется шанс к исправлению. Они меняются под воздействием ситуации и сами выбирают сторону Добра. Так случилось с мальчиком Власом в рассказе «Магда», который хотел бросить в костер сестру Лелю за то, что она сожгла его рогатку, из которой брат убил кукушку. Своим изменением, слезами сожаления о дурных поступках, искренним обещанием волшебной лягушке Магде никогда больше никого не обижать он спасает сестру, и та превращается из куколки ручейника в маленькую девочку (сборник «Дашенькины сказки») [4]. Вот Петр хочет совершить поджог моста, чтобы развеселить несчастную девочку Настю и доказать свою храбрость, но останавливается добрым и рассудительным юношей-охранником Арсланом. Полуголодный мальчик становится другом Арслана и Капли Росы (души речки Ольховки). Именно ребенок Петя позже помогает возвращению счастья и радости в душу хозяина кафе Ашота, расчищает с друзьями захламленные берега речки. «Мир духов в его уме и душе очень просто уживался с миром людей и вещей» и Петру открывается Капля Росы (городская сказка «Капля росы») [5]. Вот избалованная рыдающая внучка мэра города требует чудо-цветок, но Цветок не продается, и мэр с внучкой уходят ни с чем. Дети занимают особое место в сказках Л.А. Баевой. Ее сказки - это особый мир, где нет войн, никто никого не взрывает, никто никому не мстит, мир, в котором бережно относятся ко всему живому: будь-то растения, животные, горы или реки. Хозяйка в этом мире добрая колдунья Лота. Дети в сказках не просто наблюдатели. Они активно участвуют в защите от жестокости животных и природы вопреки опасностя. На острове Онок в городе Ра, куда детей отвозит друг Лоты капитан Алан, обучают детей тому, как стать спасателями родной Земли, научиться распознавать зло и противостоять ему. Отряды «РА» не остаются равнодушными к чужой беде и действуют во всех уголках Земного шара [6]. «И каждый друг другу друг!» - лейтмотив сборника «Сказки для Дашеньки», рассчитанного на самых маленьких читателей. «Дружить можно с тучкой, медведем, сверчком, мышкой, лосем, березой - со всем, что тебя окружает», - убеждает автор читателя-ребенка, стараясь воспитать в нем мудрого взрослого, оберегающего все живое вокруг. Именно маленькие дети выступают хранителями тайной дружбы с животными, сближая взрослых и старших детей с чудесным миром природы, миром добра и любви. Дети буквально тайно сохраняют жизнь маленьким друзьям: сверчку Цирлику, мышке Марфе, которые чуть позже привносят в душу одумавшихся взрослых радость и покой. В мире детства в сборнике «Сказки для Дашеньки» все более широкую роль по сравнению с другими работами поэтессы начинает играть образ бабушки. Бабушка мудра, добра и также остро чувствует все живое вокруг. Она поддерживает детей в их любви к животным: бабушка Пети помогает внуку готовить к выступлению мышку Марфу, бабушка Гульнары Фаина дарит носки лесовичкам и поддерживает дружбу внучки с березой Алесей. Особая бабушка показана в рассказе «Магда». Она - часть волшебного мира природы, видит ее жизнь, разговаривает «с грибами, муравьями, птицами», поет песни цветам. Именно этим она вызывает неприязнь у своего «нормального» и жесткого по характеру зятя Максима. Бабушка Кира Алексеевна, или просто Кира, - современная деловая дама, рассудительная и добрая. Именно ей помогает в работе кошка с разноцветными глазами Лиза, которая может чувствовать плохих и хороших людей и этим уберегает Киру от множества потерь и неприятностей в делах. А позже Кира становится помощницей семьи, в которой жила Лиза. В «Сказках для Дашеньки» намного больше, чем в других сборниках Любови Алексеевны встречаются добрые и отзывчивые взрослые, которые в своем отношении к миру близки к детям, признают и видят волшебный мир, вместе с детьми противостоят жестокости и способны помочь пострадавшим животным. Таким как сторожевая собака-пастух Тарзан, который лишился ног из-за жестокого и незаслуженного удара ленивого пастуха или лебедь с поврежденным от удара камнем крылом («Суслик Соломон»). Вот отец с пониманием относится к дружбе сына Святослава и суслика Соломона, папа в сказке «Анюта и муравей» подсказывает Анюте толкать неподдающееся бревно вместе с друзьями, чтобы то оказалось в реке, т.е. стать похожей на муравьев в их дружной совместной работе. Папа видит чудесное перевоплощение тритона Були в старика в золотистой шляпе, который помогает упавшей в воду непоседе-малышке Юли, чем утешает плачущего котенка Ваську, и, не удивляясь, говорит об этом с улыбкой своей жене. Родители привозят угощение зайцу Хопу и его семье после рассказов детей. Образ хозяина ручья появляется и в другой сказке этого сборника «Паучок Тимка среди людей», где добрый паучок Тимка, не желающий ловить мух в паутину как все пауки, получает в дар от хозяина ручья необыкновенные способности, позволяющие помочь девочке Тане и защитить ее от волка, а «мамин чемодан» от вора. Храброго паучка Тимофея принимают с радостью отец и брат Татьяны. Образ умершей мамы помогает мальчику Власу отыскать заколдованную сестру. Детство, дети в последних сборниках Л.А. Баевой становятся частью «заповедного места» [1], который находится на ручье Янгыз-Карагай, охраняемый невидимой силой доброй колдуньи Лоты. Здесь есть место для волшебства королевы летающих снежинок Аинворты, необыкновенных танцев девочки Кати, здесь девочка Настя становится феей лягушки королевы Магды, люди, животные и растения дружат и помогают друг другу. А над ручьем парит белая птица добра и справедливости Арука. Дети вырастают, но остаются в сказке Заповедного места. Даже став взрослыми, они продолжают летать. Созидательный труд умных, добрых и талантливых взрослых меняют жизнь к лучшему, позволяет вырастить поколение хороших людей. Сказка - это место, где брошенных, обиженные люди и животные обретают Дом, который так стремилась создать Л.А. Баева. Итак, в данной статье представлен обзор воплощения детства в художественном мире Л.А. Баевой. Детство - это не просто временной промежуток, это состояние чистоты души, умение любить окружающий мир, чувствовать сказку. Это более высокий, нежели взрослый мир. Детство в творчестве автора проходит длинный путь, занимая с течением времени все более значимое место в художественном мире автора.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.