ВЗАИМОВЛИЯНИЕ РОК-МУЗЫКИ И РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИДЕРА РОК-ГРУППЫ «ДДТ» ЮРИЯ ШЕВЧУКА Гаврюшенко В.А.

Казанский (Приволжский) федеральный университет


Номер: 6-2
Год: 2017
Страницы: 69-71
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

религиозное сознание, религиозное мировоззрение, религиозные мотивы, рок-группа «ДДТ», музыкальное творчество , religious consciousness, religious world outlook, religious motives, rock band “DDT”, creative music work

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуется личность рок-музыканта Ю. Шевчука, его религиозное сознание, отношение к религиозным институтам и взаимодействие с ними. Наряду с этим проводится семантический анализ текста одного из произведения рок-группы «ДДТ» на предмет религиозных символов, мотивов, тематики.

Текст научной статьи

Юрий Шевчук является советским и российским рок-музыкантом, наряду с этим - поэтом, художником, продюсером, композитором, а также основателем и бессменным лидером группы «ДДТ». Юрий Шевчук прошел обряд крещения в 1993-ем году, что, по его мнению, в достаточной степени поздно [3, 19]. Однако о том, что же на самом деле явилось катализатором для веры, Юрий Юлианович не говорит, относя данный вопрос к категории личных вопросов. Религиозные, а именно христианские, мотивы имеют не второстепенные место и значение в творческой деятельности рок-группы «ДДТ». В текстах песен рок-группы «ДДТ» немало строк, которые посвящены богу, в том числе вопросам веры и отношению к православной церкви. Юрий Шевчук говорит о том, что его жизнь невозможна без Церкви, без христианской веры. Человек является, в первую очередь, духовным существом, заявляет Юрий Юлианович. В нынешнее время Юрий чувствует борьбу на духовных уровнях, борьбу, которая ведется за человеческие души [2, 13]. Рок-музыкант в вопросах творчества активно сотрудничает со священнослужителями. Евгений Максименко, являющийся священником Днепропетровской епархии, в 2009-ом году реализовал альбом совместно с рок-коллективом «ДДТ». Данный альбом, получивший название «Ныне отпущаеши», содержит в себе семь музыкальных композиций: стихотворения священника Евгения Максименко в сочетании с музыкально-инструментальным аккомпанементом коллектива Юрия Шевчука. Кроме этого, рок-группа «ДДТ» непосредственно принимает участие в различных акциях и концертах, проводящихся с целью открытой благотворительной деятельности. Юрий Шевчук многократно посещал Киево-Печерскую Лавру, также имели место быть совместные выступления с церковным хором на гастролях, посвященных Крещению Руси. Всеукраинский концертный тур, проходивший с 29 мая 2008-ого года, вместивший в себя 18 различных городов страны в направлении с запада на восток, ознаменовавший празднование тысячелетия Крещения Руси, не обошелся без выступления Юрия Шевчука. В данном миссионерском туре участие принимали такие известные группы, как «С.К.А.Й.» (город Тернополь), «ДДТ» (город Санкт-Петербург), «Братья Карамазовы» (город Киев), в том числе участие приняли богословы и священнослужители с разных городов. Творческая деятельность рок-музыкантов получила высокую оценку митрополита Киевского и всея Украины Владимира, наградившего участников данного проповеднического рок-тура орденами УПЦ «1020 лет Крещения Киевской Руси» [4, 3]. Юрий Шевчук довольно скептически отзывается о слиянии церковной и политической деятельностей, также критикует религиозный фанатизм. В одном из интервью рок-музыкант говорит о том, что отдельные чиновники предпринимают попытки сделать из божественного образа Церкви политическую копию, что, по мнению Шевчука, абсурдно. Он говорит о том, что церковь и вера не только выходят за пределы политики, но и находятся «над» ней. Терпение и любовь - вот чем является Церковь для лидера рок-коллектива «ДДТ» Юрия Шевчука [1, 1]. Обратимся к семантическому на анализу песни «Храм» (альбом «Ныне отпущаеши»). Юрий Шевчук посвящает ее множеству церквей, которые были разрушены и уничтожены во времена режима Иосифа Виссарионовича Сталина с целью сопротивления христианской религиозной традиции. Знаменитый Храм Христа Спасителя в городе Москва был ликвидирован в 1931-ом году. «На холодном, хмельном, на сыром ветру Царь стоит белокаменный, А вокруг черными воронами Старухи свет дырявят поклонами. А вороны заморскими кенгуру Пляшут на раскидистых лапах крестов, А кресты золочеными девами Кряхтят под топорами молодцов». Образ «белокаменного царя» в данном тексте Юрий Шевчук употребляет для изображения Храма Христа Спасителя, который был разрушен в 1931-ом году. Местоположением храма явилась открытая местность - холм, что отражено в такой строке текста песни, как «на холодном, хмельном, на сыром ветру». Необходимо отметить, что на языке символистов распространено употребление образа ветра; он обозначает перемены, наступление новых времен, этапов. «Черными воронами, старухи дырявят свет поклонами» - в данной строке автор описывает верующих, в контингенте которых в 30-е годы преобладали люди преклонного, пожилого возраста. В том числе, в церкви и храмы верующие чаще одеваются скромно и неброско, стандартным цветом негласно принят темный, в основном черный цвет. Ворона на языке символистов всегда знаменовала собой предвестника, знамя смерти. Что касается некоторых религиозных традиций, в них птица - ворон - является переносчиком человеческой души в мир иной, загробный. Также существует народное поверье о том, что время смерти может быть предсказано воронами, так как, предчувствуя время наступления смерти, они заранее прилетают и кружат над местом гибели. Далее, в следующих строках данного текста песни ворона интерпретируется автором в качестве символа предвестника уничтожения храма: «А вороны заморскими кенгуру пляшут на раскидистых лапах крестов». Следующая строка текста песни, где кресты прогибаются под внешним воздействием («под топорами») повествует о том, что с 1929-ого по 1931-ый года большевики предпринимали неоднократные попытки разбора храма на составляющие части. Это подтверждается документально, а также свидетельствами очевидцев данных событий. Не менее чем 3 тысячи человек каждый день снимали листы меди и купольную позолоту с Храма Христа Спасителя, в том числе было вынесено церковное убранство, сняты колокола, срублены кресты. «Царские врата пасть раззявили - Зубы выбиты, аж кишки видны. Иконы комьями кровавыми Благословляют проклятья войны». Первые две строки текста песни символизируют главный вход храма, двери которого были уничтожены. Вторые две строки текста песни повествуют о том, что иконы из Храма Христа Спасителя не были помещены в музеи в качестве исторической ценности, их выносили из храма, складывали в одно место и всячески глумились над ними: топтали, сжигали, в том числе давили с помощью тракторов. «Вой стоит, будто бабы на земле В этот мертвый час вдруг рожать собрались. Ох, Святая Мать, ох, Святой Отец, Что ж ты делаешь, Егор? Перекрестись!» Храм Христа Спасителя, во-первых, как священное место, во-вторых, благодаря своим величию и грандиозности, не мог не вызвать ужаса у верующих людей в связи со своим уничтожением и исчезновением из города Москва. По свидетельствам очевидцев, в то время, когда храм обрушился, единовременный вздох сожаления пронесся среди людей. Нужно иметь ввиду, что именно это событие Юрий Шевчук и подразумевал под «воем». «Верный пес царя грозного Иосифа, Скачет Егор в счастливую жизнь. Старое к чертовой сносим мы, Новая вера рванет - ложись!» Под «грозным Иосифом» Юрий Шевчук подразумевает Иосифа Виссарионовича Сталина, на тот момент являющегося главой СССР. «Новая вера» в данном контексте являет собой синоним идеологии коммунизма в качестве «небесного царства на земле». Таким образом, в результате семантического анализа текста песни рок-группы «ДДТ» на предмет религиозных символов, мотивов, тематики, можно утверждать о их наличии в нем в качестве доминирующей составляющей. Как известно, рок-группа «ДДТ» записала совместный альбом с Евгением Максименко, который является священником Днепропетровской епархии. Альбом, который получил своеобразное название «Ныне отпущаеши», содержит в себе семь стихотворных композиций, аккомпанементом к которым явилось музыкально-инструментальное сопровождение рок-музыкантов из коллектива «ДДТ». Евгений Максименко встретился с рок-музыкантами в 2008-ом году, летом. Именно тогда рок-группа «ДДТ» осуществляла концертную деятельность в городе Днепропетровск, выступая в честь празднования 1020-тилетия Крещения Руси. Когда концертный тур был завершен, Евгений Максименко презентовал Юрию Шевчуку свой сборник стихотворений, ответным действием Юрия Шевчука явилось предложение о записи совместного диска. По утверждению священника, в данном альбоме он экспрессивно декламирует свои стихотворения, которые написаны на православную тематику [5, 2]. Рок-коллектив «ДДТ» проектирует запуск альбома «Ныне отпущаеши» в массы бесплатно. 16-ого мая 2017-ого года музыкант отметил свое 60-летие.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.