ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. СЕЙФУЛЛИНА Рахымбаева Б.О.,Аметова А.Ж.,Рахымберлина С.А.

Карагандинский государственный университет имени Е.А.Букетова


Номер: 6-2
Год: 2017
Страницы: 84-86
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

публицистика, статья, литературный критик, псевдоним, publicism, article, literary critic, pseudonym

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается публицистическая деятельность казахского писателя-поэта, общественного деятеля С.Сейфуллина. Авторы, основываясь на труды писателя-публициста, подчеркивают идеи и взгляды писателя, его разностороннюю деятельность в области образования и просвещения .

Текст научной статьи

Публицистика С.Сейфуллина многогранна и глубока. В свое время он сотрудничал со многими изданиями и создал огромное количество заметок, статей, очерков. Страстный пафос его статей, разрешающих острые проблемы современности, открыло еще одну сторону его таланта. Сакен Сейфуллин - блестящий публицист. Публицистика С.Сейфуллина своеобразна и по тематике, и по жанровым особенностям, и по форме, но до последнего времени оставалась неизученной. Если в каждом источнике по-разному указаны биографические данные. То, что тогда говорить о публицистической деятельности С.Сейфуллина. Между тем, идеи и взгляды С.Сейфуллина, его разносторонняя деятельность в области образования и просвещения, но особенно в публицистике, представляют не только исторический, но и большой научный интерес. Первые пробы пера на страницах «Айқап» оказались своего рода истоком журналистского пути будущего молодого таланта. Связь Сейфуллина с журналом «Айқап» - ещё одно важное свидетельство близости молодого поэта демократическому направлению казахской литературы начала XX века. Первым материалом С.Сейфуллина явилась в «Айқап» заметка «Омская центральная фельдшерская школа» (№21) 1913 год [1]. Статья C.Сейфуллина «О драме «Манап», посвященная драме И.Лиханова, напечатанной на страницах «Айқап», была одной из первых работ, свидетельствовавших о зарождении казахской литературной критики. Новый период жизни и творческой деятельности С.Сейфуллина начинается в 1917 году. С этого времени публицист непосредственно участвует в революционных событиях, находится в их гуще. Сразу же после февральской революции 1917 года он переезжает в Акмолинск и включается в общественную борьбу. Он выступает против политики Временного правительства и становится руководителем созданного в Акмолинске казахского комитета, от имени которого проводит ряд революционных мероприятий: провозглашает равноправие женщин, снимает с должностей бывших волостных, привлекает к общественной деятельности представителей трудового народа, принимает участие в создании закона об ограничении прав служителей культа и в проведении его в жизнь. При участии С.Сейфуллина группа революционной молодежи Акмолинска создает объединение «Жас қазақ» («Молодой казах»). Сакен был организатором и руководителем этого общественно-политического и культурного общества. Платформой этой организации было «распространение среди народа законов, просвещение народов и участие его в политических делах» [1,75]. Неиссякаемый талант журналиста С.Сейфуллина проявляет в газете «Еңбекші қазақ». 13 июня 1922 года С.Сейфуллин назначается редактором руспубликанской газеты «Еңбекші қазақ» («Трудовой казах») ныне «Егемен Қазақстан», и заместителем народного комиссара просвещения республики. В октябре того же года, на III съезде Советов Казахстана его избирают председателем Совета народных комиссаров Казахской АССР, а в январе 1923 года на Х съезде Советов С.Сейфуллин становится членом Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета [2,31]. Как только С.Сейфуллин был назначен редактором, газета была переименована в «Еңбекші қазақ». Одновременно он был и редактором и членом реколлегии журнала «Қызыл Қазақстан» («Красный Казахстан»). В этом журнале печатали мемуары С.Сейфуллина «Тернистый путь». Он активно включился в журналистскую работу. Почти через каждые два дня публиковали его статьи под именами «Манап Шамиль» или «С.Сейфуллин». «Манап Шамиль» - псевдоним С.Сейфуллина. В этот период С.Сейфуллин написал написал свыше 60 статей. Такие как: «Советская власть и ее враги», «Состояние Советской России», «Что писать в газету», «Читать журнал» и т.д. Пик его журналистской деятельности приходится на этот период. После С.Сейфуллин связал свою журналистскую работу с газетой «Ақ жол» («Белая дорога»). В 1932 году С.Сейфуллин назначен главным редактором журнала «Әдебиет майданы» («Литературный фронт», ныне «Жұлдыз», «Звезда»). Статья «Три вещи, которые необходимо знать о художественной литературе» (альманах «Жыл құсы», 1928 год №22) также посвящена важнейшим эстетическим проблемам. С.Сейфуллин писал в ней о задачах литературы, об идейности и художественности, о критериях оценки произведений искусства. Последующие статьи С.Сейфуллина также свидетельствуют о борьбе писателя за создание новой социалистической литературы, отвеающей требованиям эпохи. Оценивая классовую сущность литературы, Сейфуллин высказал ряд ценных и зрелых мыслей о роли литературы в социальной борьбе, об ее общественном значении. «Не бывает литературного произведения, которое бы не преследовало определенных классовых интересов», - утверждает критик-коммунист. Далее С.Сейфуллин говорит о том, что «самые лучшие, самые значительные произведения - это произведения народного, пролетарского направления» [1,146]. Основная борьба в казахской литературе 20-х годов шла вокруг пролетарской литературы. Националисты встретили в штыки материалы С.Сейфуллина, развернули ожесточенную борьбу и создали кампанию против него. Они объявили, что в Казахстане вообще нет пролетарской литературы. В лучших статьях этого периода С.Сейфуллин убедительно доказывал, что пролетарская литература в Казахстане существует и успешно развивается. В статье «На литературном фронте» на вопрос: «Возможно ли в Казахстане существование организации писателей пролетарского направления?» - С.Сейфуллин дает утвердительный ответ. Беспощадно развивая эти схоластические утверждения, С.Сейфуллин писал: «Нерабочий по происхождению тоже может примкнуть к пролетариату, принять его идеи ради основной конечной цели этого класса он может жертвовать своим личным благополучием, принимать активное участие в борьбе, и если придется, отдать свою жизнь» [3,82]. С.Сейфуллин боролся не только за идейную чистоту литературы, но и за высокое ее качество, за ее художественную полноценность. С.Сейфуллин говорил, что одна из главнейших задач публициста - глубокое изучение народного языка, овладение языковой культурой, всеми сокровищами казахского фольклора, углубленное знакомство со стилем виднейших казахских публицистов. Связав свою судьбу с просвещением, С.Сейфуллин никогда не переставал думать об улучшении культурно-просветительской работы. Даже в обыденных статьях, связанных с хозяйственными вопросами, он находил повод высказать свои мысли относительно роли просвещения в жизни народа. «Учись, открой глаза, избавляйся от безграмотности». «Если делом, силой, языком - всеми доступными средствами не будешь способствовать улучшению просвещения, то подрастающее поколение будет проклинать тебя». В одной из своих статей он писал: «Человеку нужно два вида пищи: духовная и для организма. Под духовной пищей подразумевается чтение газет, журналов и книг [3,112]. Газеты, журналы и книги расширяют знание. Читатель узнает значения, смысл событий, происходящих вокруг, узнает многое о людях, и о самом себе. Можно отметить одну особенность публицистических материалов С.Сейфуллина - это особое внимание к образованию, положение школ и медресе. С.Сейфуллин твердит: «Каждый казах должен читать, если человек будет читать, то расширится его кругозор. Нечитающий человек и народ - немой, глухой, непросвещенный [4,69]. Хочется отметить, что темы публицистических материалов Манап Шамиля актуальны и в наше время. Актуальность подтверждается рассмотрением и обсуждением всех злободневных вопросов [5]. Ведь не зря говорят в народе, хорошее веяние исходит от хорошего человека. У С.Сейфуллина на душе просветлело - наконец-то его труд получил достойную, справедливую оценку. Критика была. Есть и будет. Каждый образованный человек, будь он публицист, писатель, поэт, проходит через критику [6,47]. Мы считаем, что критические статьи на материалы С.Сейфуллина подчеркивают не только его недостатки, но они в какой-то степени свидетельствуют о широте его многостороннего таланта.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.