ОНОМАСТИКА В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ РАЙОНОВ БАШКОРТОСТАНА Харрасова И.М.

Нефтекамский машиностроительный колледж


Номер: 6-2
Год: 2017
Страницы: 91-93
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

топонимия, башкиры, верование, тотем, культ

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Данная работа предоставляет собой краткую характеристику географических объектов северо-западных районов Башкортостана названия которых связаны с мифопоэтическим мышлением башкир и фантастическим миром мифических образов.

Текст научной статьи

Вступительная часть: Географические названия Башкортостана отражают многовековую историю народа: природные условия его существования, материальную и духовную жизнь, а также язык их носителей, неся в себе через века древнейшую память культуры. Башкирская топонимия предоставляет широкие возможности для исследования истории языка. Результаты ее анализа могут применяться в исторической лексикологии башкирского языка, диалектологии, этимологии, лингвистической географии, лингвистическом краеведении. Кроме того, она содержит богатые сведения и для изучения древних обычаев и верований народа. По данным топонимии Башкортостана можно предположить или вынести суждения о своеобразном уровне мироощущения и особенностях мышления и сознания башкир, об их философских взглядах, морально-этических нормах поведения, о практическом и религиозном опыте, знаниях и о созданном народом целостном образе мира. В настоящее время по башкирской топонимии написано немало работ, однако до сих пор имеется ряд нерешенных теоретических и практических проблем, одна из которых - выявление и описание географических названий, связанных с верованием башкир северо-западных районов. В этом заключается актуальность моей работы. Топонимия северо-западных районов Башкортостана, отражающая мифопоэтическое мышление народа, его мифологические представления и религиозные верования, до настоящего времени не подвергалась специальному изучению, хотя в трудах А.К. Матвеева, А.А. Камалова, Р.З. Шакурова, Ф.Г. Хисамитдиновой, М.Г. Усмановой проанализированы отдельные топонимы. Исследования данного вопроса, дало возможность составить мифотопонимов башкир, проживающих в северо - западных районах. Географические названия в нем рассматриваются в контексте духовной культуры народа и в плане системной организации: функционирования в языке, эволюции, значения и происхождения, структуры, ареала распространения, также в связи с другими разрядами собственной и нарицательной лексики. Для первобытных башкир этих районов и цвет, и форма, и вкус, и физическое свойство географического объекта, и особенности рельефа, и значение какого-либо природного объекта в практической деятельности подвергались религиозно - мифологическому осмыслению. Как известно, для ранних этапов мышления башкир было характерно разделение пространства и времени, а также социальных явлений на два противоположных поля. Противопоставление благоприятного - неблагоприятного, хорошего - плохого, священного - мирского - все это нашло отражение в топонимии края. В архаичной модели мира выделяются «священное» и «несвященное» пространство. Такая пространственная модель дала возможность классифицировать топонимы, связанные с мифопоэтическими представлениями и религиозными верованиями башкир, условно разделив местности и их названия в топонимии на «священные» и «мирские» (иначе «дурные»). Для башкир территория обитания рода имела огромное значение: с ней они связывали священное пространство. Об этом можно судить по башкирским преданиям и легендам. В них, можно заметить, что для башкир пространство, окружающее их, неоднородно: в поисках лучших земель они кочевали с одного места на другое, и однажды главный волк, отделившийся от стаи, показал им идеально богатую землю, равной которой нет нигде на свете [4, с. 63]. Главным ориентиром в местности башкирам служили тотемные животные - волк, бык, лошадь и т.д. Это говорит о том, что у древних башкир был коллективный религиозный опыт в определении священного пространства. По мнению В.Н. Топорова, «... тотем позволяет связать данный человеческий коллектив с данной территорией, настоящее - с прошлым, культурное и социальное - с природным, а также объединить этот коллектив некоторой общей системой норм поведения» [10, с. 442]. Основная часть Аждаһа соҡоро - обрыв реки Танып в Бураевском р-не. Название связано с образом демонологии башкир - «дракон», который, по представлениям народа, живет в озере или болотистой местности и связан с дождевыми тучами; образовано от «дракон» и «обрыв», употребляется в значении «Пропасть дракона». По верованиям народа, аждаһа в данном названии выступает как дух - хозяин объекта. Айлы күл (Әй) - озеро в Балтачевском р-не. Происхождение гидронима Ай толкуют как тюркское название: «.. обозначает светлая или междометие ужаса как в русском ...» [9, с. 17]. А.К. Матвеев замечает: «...светлую воду реки сравнили с блеском луны. Отсюда толкование - светлая, как луна» [7, с. 9]. В.А. Никонов связывает гидроним Эй с этнонимом эйле [8, с. 176]. Название озера происходит от башкирского слова ай «луна, месяц»... поначалу месяц, видимо, был тотемом одного из башкирских племен, т.е. считался его родоначальником и служил предметом религиозного поклонения» [7, с. 9]. Возможно, в основе гидронима Ай лежит лунное божество башкир Ай. Древние башкиры знали о связи Луны с приливами и отливами, о том, что влияние Луны задает ритм жизни, лунные ритмы использовались ими как мерило времени. Обращение башкир к лунному божеству Ай и связанные с культом Ай (Ай тәңре) верования в пережиточной форме сохранились и до наших дней. Айыу болоно - поле в Янаульском р-не. Образовано от «медведь» и «поле». Название, возможно, связано с тотемистическими представлениями башкир, с культом медведя. Родовое подразделение, которое жило в данной местности и поклонялось медведю как тотему, могло иметь религиозный псевдоэтноним айыу - например племя, которое поклонялось медведю как тотему, на поляне которого оно сидело, называлось именем тотемного животного. Аҡ күл - озеро в Бураевском р-не. Название образовано от «святой» и «озеро». Аҡ йылан соҡоро - овраг в Татышлинском р-не. Буквальный перевод «белая змея» в значении «священная змея» и «овраг» Происхождение названия связано с почитанием белой змеи. Аҡҡош күле-озеро в Бураевском р-не. Образовано от «лебедь» и «озеро». Название, возможно, связано с тотемистическими представлениями башкир, с культом лебедя. Родовое подразделение, которое жило в данной местности и поклонялось птицам как тотему. Баитирәклек- места в Балтачевском р-не, где растут высокие многолетние тополя. Издревле эта местность была местом поклонения окрестных жителей. До сих пор здесь проводятся народные игры, праздники. Название связано с обожествлением родового дерева. Образовано от слов «священный» и «осокорь». Как и все народы античного мира, предки башкир поклонялись деревьям. Об этом свидетельствуют записки арабского путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана, который писал, что башкиры поклонялись 12-ти богам, среди которых было и божество деревьев: «... у деревьев господь...» [6, с. 131]. Бүре соҡоро - овраг в Янаульском р-не. Образовано от «волк» и «овраг». Название, возможно, связано с культом волка. Родовое подразделение, которое жило в данной местности и поклонялось волку как тотему, могло иметь религиозный псевдоэтноним бүре. Изге ҡойо - колодец в Бураевском р-не Название образовано от “священный” и “колодец”. Возможно, связано с культом воды. Заключение Изучение географической терминологии башкирского языка показывает, что в нем наиболее развитой оказывается гидрографическая и орографическая терминология. Например, из выявленных терминов 490 (67,5%) приходится на долю гидрографических и орографических. А ойконимические и микротопонимические термины в общей системе географической терминологии занимает скромное место, ибо в период формирования географической терминологии башкирского языка в экономике коренных обитателей т. е. башкир, преобладали скотоводство и охота.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.