КУЛЬТУРА ПОЛЕМИЧЕСКОГО ИНТЕРНЕТ - ОБЩЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОГ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Кузнецова Т.Д.,Утемуратова Э.М.

Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана


Номер: 6-2
Год: 2017
Страницы: 114-117
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Полемика, интернет - общение, культура электронного общения

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Объем информации, необходимый современному специалисту, растет с каждым днем, следовательно, выпускник Вуза должен быть готов к постоянному развитию и самосовершенствованию. Современный этап общества характеризуется устойчивым увеличением масштабов электронной коммуникации. В этих условиях формируется новый тип культуры - культуры электронного общения.

Текст научной статьи

Современная концепция образования ориентирована не на получение готовых знаний, а на развитие способности получать знания самостоятельно. Объем информации, необходимый современному специалисту, растет с каждым днем, следовательно, выпускник Вуза должен быть готов к постоянному развитию и самосовершенствованию. Требования современности в контексте компетентностного подхода диктует необходимость переноса акцента с образовательной деятельности на самообразовательную деятельность самого студента. Современный этап общества характеризуется устойчивым увеличением масштабов электронной коммуникации. В этих условиях формируется новый тип культуры - культуры электронного общения. Культура общения - важная составная часть общей культуры личности, формирование которой выступает как насущная потребность наших дней, когда происходит ломка старых форм жизни, переоценка ценностей и идеалов, привычных убеждений и представлений, поиск новых жизненных установок и ориентиров. Проблемы личностного общения требуют специального рассмотрения, т.к. именно на этом уровне происходит удовлетворение сущностных потребностей личности. Именно эта сфера в нашем недавнем прошлом оказалась заметно подверженной влиянию тоталитарной идеологии, когда личность растворялась в коллективе и неизменный приоритет отдавался служебно-деловым, общественным контактам.[1] По мнению С.С.Кунанбаева, необходимо отметить, что моделирование вербального общения в дидактических целях явление редкое, если не сказать единичное, что вполне объяснимо практически огромной вариабельностью процессов общения, которые трудно предугадать. Поэтому-то в современной интерпретации понятия «общение» преобладает его социально - психологическое рассмотрение в системе межличностных и общественных отношений, так как считается, что место общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром полной мере проявляется в отношении вышеназванного порядка. Правомерность определения общения как реализации всей системы отношений человека подтверждается и тем, что само человеческое общество немыслимо вне общения, которое выступает в нем: Как способ объединения индивидов; Как средство развития каждого индивида в процессе общественных отношений (на микроуровне); Как среда обитания и единения с людьми отдельно взятого индивида в процессе межличностных отношений и общения (на миркоуровне); Как вторичная социальная категория по отношению к системе социального взаимодействия людей при примате социальных отношений (межличностных и общественных), так как вербальное общение вызывается системой общественных отношений людей. Современное общество очень динамично, темпы социальных изменений, как никогда, высоки. Одной из основных детерминант общественного развития является технический прогресс. Появление новых технических средств, технологий существенно трансформирует устоявшиеся социальные практики, порождает новые формы поведения. Также, принято считать, что в Интернете активность субъекта может разворачиваться в одном из трех направлений: познание, общение, игра. Познание в Интернете не ограничивается лишь информационным поиском. Интернет - это не только хранилище информации, но и новый слой реальности современного человека. Если социальная реальность конструируется самими действующими в ней субъектами, то и виртуальная реальность Интернета во многом - продукт социального познания, осмысления ее пользователями. Социальное познание имеет интерактивную природу, осуществляется в ходе коммуникации между людьми.[2] Рассмотрим прежде всего понятие “полемика”. Как категория теории аргументации полемика может быть разных типов, согласно основным критерием их выделение (по М.Дасколю): - уровень несогласие; - тип входящего в него содержания; - предлагаемые средства для разрешения несогласия; - результаты, преследуемые участниками полемики. Таким образом, выделяются 3 “идеальных” типа полемики (по М. Даскалю): Дискуссия как полемический обмен, объектом которого является четко очерченная тема или проблема. По мере обсуждения участники определяют источник проблемы, касающийся копцепули или процессов, принятых в опр. области. Характеризующегося установлением истины, по своей сущности логично. Диспут как полемический обмен, объектом которого также является тема или проблема. Но в данном случае коммуниканты различаются в своих предположениях, отношениях, а общепринятных процедур по решению проблемы не существует. Поэтому характеризуется изменением отношения одной из сторон, победой, по своей сущности идеалогично. Разногласие как полемический обмен занимает промежуточную позицию между дискуссий и дискутом. Таким образом, профессионального-педагогическая полемика будущих учителей ИЯ определяются нами в рамках системы Дискуссия - Дискут - Разногласие и обязательно предполагает приемы и техники, отвечающие педагогической этике и не предполагает приемы и техники, используемые в других профессиальных сферах. Как отмечают П.В. Сысоев и М.Н.Евстигнеев [Методика обучения ИЯ с использованием новых информационно - коммуникационных Интернет-технологий] информационно коммуникационные блоги, размещенные в сети Интернет, имеют ряд особенностей, а именно: - полифоничность; - гипертекстовые и интерактивные возможности Сети; - анонимность и дистаничность; - замещенный характер общения; - эмоциональная насыщенность общения; - добровольность и желательность контактов; - Раскрепощенность, ненормативность участников общения, стремление к нетипичному поведению.[3] Наиболее универсальное средство компьютерного общения это - электронная почта (Е-мэйл), которая представляет собой аналог хорошо известной системы общения через письма, отправляемые в конвертах, отличающаяся при этом тем, что письмо существует в виде электронного сообщения, которое отправляется с компьютера адресанта на почтовый сервер, а затем доставляется адресату на его почтовый ящик. Вся процедура отправки такого письма при хороших условиях занимает не более 3-5 минут. В этом случае адрес электронного почтового ящика представляет собой следующее написание: имя@почтовый_сервер.код_страны (например: ivanov@mail). Электронное письмо, как и обычное письмо в конверте, может содержать различные вложения в виде графических (фотографии, рисунки, картинки, схемы, таблицы), аудио (музыка, речь) и других видов файлов. [4] Электронной переписке свойственны некоторые особенности: - общение носит межличностный или групповой характер; - общение всегда опосредовано и дистантно (в роли посредников выступает компьютер и почтовая служба); - по способу взаимодействия виртуальное общение может быть монологом либо диалогом; - форма общения может быть письменная и устная (если общение идет с помощью звуковых речевых файлов, прикрепленных к письмам); - стиль речи может быть как официально-деловой, так и любой другой, вплоть до разговорной речи и использования ненормативной лексики.[5] Каждая эпоха развития человека характеризуется определенным типом культуры. Так же характеризуется каждая сфера жизни и деятельности человека. Культура - это сложная целостность, которая включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, способности и привычки, которые приобретаются и достигаются человеком как членом общества. Такое наиболее удачное определение этого термина дал английский этнограф Е. Тейлор. "Большой толковый словарь современного украинского языка" рассматривает культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении его истории. Когда культура указывает на то, как и что мы должны делать или не делать, говорят, что она нормативная, то есть такая, что дает образцы необходимого поведения. Если какие нормы становятся неудобными, то люди пытаются изменить их в соответствии с новым условиям жизни. Одни нормы, например, нормы этикета, повседневного поведения могут изменяться легко, другие - государственные законы, религиозные традиции - меняются очень трудно. Пример тому - экономические и политические реформы в стране. Культура как средство ценностного восприятия действительности отражается в практической деятельности людей - и внутренний, и внешний. В процессе внутренней деятельности формируются мотивы, ценностные ориентации, определяются технологии будущих действий. Все это потом оказывается во внешней деятельности человека. Поэтому иногда термин "культура" используется в узком смысле слова - как определение ее духовного значения для человека, то есть этических норм и правил, обычаев и традиций, которые являются значимыми для нее. Когда речь идет о культуре организации, то понимают уровень правовой и экономической культуры предпринимательства, деловых отношений между работниками, партнерами, клиентами, конкурентами и т.д. Роль общения в нашей жизни чрезвычайно велика: через общение обеспечивается материальная и духовная деятельность, усвоение человеком норм языка культуры, вхождение его в коллектив. В качестве синонима термину общение в науке используется термин коммуникация (от фр. - «сообщение», «передача»). В общении многое зависит от коммуникативной компетенции, т.е. коммуникативных знаний, умений, навыков. Речевое общение может осуществляться между многими, несколькими, двумя людьми. Оно сознательно, целенаправленно и активно. Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки. Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием их речевая деятельность. Результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения и между людьми и эмоции. Основными единицами речевого общения исследователи считают речевое событие, речевую ситуацию и речевое взаимодействие. В современной лингвистике наряду с термином речь широко употребляется термин «дискурс». По определению лингвистического энциклопедического словаря дискурсом называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами. Дискурс, протекающий в контексте речевой ситуации, принято называть речевым событием. Речевая ситуация - это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания. Интернет играет огромную роль не только в формировании культурных ценностей, но и в воспитании гражданской сознательности молодежи. Для современного общества в настоящее время назрела необходимость грамотного ведения интернет языка на казахском языке в соответствии с культурой и менталитетом народа. В 60-80 годах не возможно было не только поднять вопрос о проблемах интернет языка и его стиле, но и установить хоть какие-то связи с интернетом. На сегодняшний день это является ключевой проблемой и привлекает внимание многих ученых-лингвистов. Интернет как особая коммуникативная среда, стал средством и площадкой для формирования новых систем и форм во взаимоотношениях, а также в установлении различных языковых и не языковых стереотипов.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.