ЭТНООЙКОНИМЫ, СВЯЗАННЫЕ ДО Н.Э. С ИМЕНАМИ АС, НАХАР И ТУРУККИ, ЖИВУЩИВ В НАХЧЫВАНЕ Рзаев Ф.Г.

Нахчыванское Отделение НАН Азербайджана


Номер: 7-2
Год: 2017
Страницы: 40-45
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

этноойконимы до н.э, Ас, Нахар, Турукки, языковые элементы, ethnooykonyms b.c, As, Nakhar, Turukku, language elements

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена этноойконимам до н.э. связанные с прототюркскими племенами Ас, Нахар и Турукки. Эта тема, связанная с Нахчываном, до сих пор не была исследована учеными. Языковые единицы в ойконимах, носившие, имени этих прототюрков сопоставлены разными словарями и источниками. По этому направлению были исследованы и сопоставлены языковые элементы на основе древних летописей. При сопоставлении слова в летописях с древнетюркскими словами выявлены научные результаты. Обнаруженные языковые элементы в Нахчыванских ойконимах, дописьменного периода при лингвистическом анализе повторялись и в античных летописях. Путём всестороннего анализа исторических материалов и языковых элементов выявлено, что ойконимы наименованы с именами этих племен. А прототюрки Асы, Нахары и Турукки на основе античных сведений жили на древней Нахчыванской земле - в стране Нахарин - еще c IV тысячелетия до н. э.

Текст научной статьи

Современный этап исторического развития человечества тесно связан с его прошлым и характеризуется небывалым обострением борьбы за историческую справедливость, за национальные интересы каждого народа с целью возрождения почти забытого культурного наследия. По этому направлению важным источником является и ойконимы, которые, связанные с именами древних племен, сыгравшие важную роль в этногенезе и культуре этого народа. Древний город Нахчыван является один-из центром древних цивилизаций прототюрков. Эта земля как цивилизованный центр, упоминается в сведениях Иосифа Флавий. Он на основе исторических фактов эту древне Нахчыванскую страну считает «колыбелью мировой общностью» представит города Нахчывана «первым городом построенным пророком Нойом» (12, s. 14). Нахчыван и ряд топонимы как Наксавана, Шарур, Араз, Хорк, Халхал и т.д. во II веке н.э. упоминается на греческом языке в книге «Географическое руководство» К.Птолемея [16, 252-254]. Ещё о Нахчыване есть сведения у албанского-по своему происхождению тюркского историка V века Моисея Хоренского. Он, описывая исторические процессы VI века до н. э., упоминает города Нахчыван и племени хазар, кангар, страну Кангар и т.д. [23, 68]. Из этих упоминаний выявляется тот факт, что Нахчыван как город существовал еще раньше государства Мидия. Подобные сведения повторяется и в упоминаниях, его современника, историка Ф.Бузанда, по происхождению из Мидии. Он также, говоря об исторических событиях до н. э., упоминает город Нахчыван как «Наксуан» [14, 134]. Далее, сведения о Нахчыване и о его географических имен как Васпуркан (Нахчыван), Араз, Гойче, Артус и т.д. встречаются в книге историка VII века Моисея Каганкатваци «История Агван» и историка XII века Мхитара Гоша в книге «Албанская хроника» [22, 20, 52-56, 200]. Эти сведения повторяются и у историка XIII века из города Гянджа Киракоса Гандзакеци [17, 76,129]. На всех этих упоминаниях Нахчыван древний город в составе Единого Азербайджана и Ближнего Востока еще до нашей эры. Здесь около двадцати древних городов и племен как Нахчыван-Несеуа, Араз, Сисакан, Астабат, сак, касри булгар, хазар и т.д., которые упоминаются в книгах Страбона и Г.Милетского [3, 298-301; 34, 837-861]. О Нахчыванском городе, имя города как «Нахч» и о его славе говорят и Сасанидские монеты VI века,а грузинские источники V-Х веках упоминает Нахчыван как город с крепостями Алинджа и Казанчи [20, 709-713; 25, 45]. Одновременно об этой земле, о ее городах и крепостях упоминают арабских путешественники Йакут аль-Хамави и Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Насави считая эту землю древнетюркскими землями [15, 276; 39, 30, 120, 155, 164]. Эти мысли повторяются и в упоминаниях Ибн Хордадбеха, Хамдиллах Казвини, Ибн аль-Асира и др. путешественников. Они считая Нахчыван Азербайджанским краем и пишут, что Нахчыван, Сисакан, Хачен, Гандзасар-страна тюрков и нет в мире больше тюрков, чем на этой земле [9, 108; 11, 13-15]. Если следит упоминания этих античных авторов, то это тюркская земля был родиной прототюрков. Здесь и многие топонимы также является культурным наследием и основным доказательством древности Нахчыванской АР. В этой статье среди этих топонимов, мы хотим говорить особенно об ойконимах, которые созданы с именами прототюрков асов, нахаров и турукки. На территории Нахчывана сотни этноойконимы и географические названия носят имени племена асов. Мы вкратце хотим представить читателям этимологические значения этих ойконимов. Асефкяф-«Укрытая родина асов». Вроде пещеры эта жилища богата с археологическими находками. Здесь слово кяф/кап-«родина», а еф-ев-«дом, жилища» в древнем и современном тюркском языке. Две населенные пункты Азех, Асок с именем племени асов означает «союз асов». Кроме названии племен Асов, здесь ок-«союз». Унус-«десять Асов», Астара-«лагерь асов», Астабат-«страна, построенная Асами», Асак-«почтенные асы», Астан-«равнина асов» этноойконими носящие название Асских племен. Интересны и этимологии ойконимов как Азару-«Асские богатыри», два населенных пункта Верхняя и Нижняя Аза-«Внутренныее Асы», Асни-«отдан Асом», Урмус-«сын моего Аса», Арас-«Асские богатыри», Аскын-«крепость асов», Аскат-«сильные Асы» и т. д. [33, 1-18; 35, 165-186]. В этих именах компоненты ак-«почтенный, высокий», бат-«страна», еф-ев-«дом, жилища», кап-«родина», тара-«лагерь», ун/он-«десять», тан-«равнина», ок-«сын», «союз», кын-«крепость и князь» (носит омонимический характер), ни-«отдан», ур-«сын», кат-«сильные»-все на древнетюркском- азербайджанском языке. Эти слова истолкованы Е.Севортяном, В.Радловым, Л.Тугушевым, Э.Мурзаевым, и кроме того, они нашли свое отражение и в древнетюркских словарях [5, 48, 89, 289; 27, 101, 1616; 32, 59]. Если рассматривать к источникам, то многие из этих названий как Аскалан, Астрабак, Асса-Аза, Азан, Араз чуть в измененной форме, и в упоминаниях Геродота, Страбона, Гекатея Милетского, Моисея Каганкатваци и т. д., касающихся к территории Нахчывана и другим регионам, где жили Асы [3, 298-301; 4, I, 105; VI, 69, VII, 66, 122; 13, 54, XI, 4, 1]. На Нахчыванской территории только 40 населенные пунктов: Асни, Астабад, Араз, Асебкяф, Асак, Азаджиран, Азадкянд, Азарку, Асас, Уйбас, Асна, Азад, Ардалас, Азадак, Батевас, Унус и т.д., неопровержимые факты, подтверждающие компактное проживание Асары (Азеры)-Асских племен на этой территории. На земле древнего Нахчывана другим автохтонным населением были и Нахары. Они упоминаются в летописях египетского фараона Тутмоса III и в книге «Всемирная история», Т. I. [1, 344-346; 41, 174]. Топонимы, связанные с именами этих племен как Нухтабан-«следы Ноя», Неби йурду-«родина пророка Ноя», сформированы со словами табан и йурд на древнетюркском языке и всесторонне истолкованы Э.М.Мурзаевым, Э.В.Севортяном и д.р. [24, 580; 32, 510]. Эти языковые элементы мы заметим и в городе полисониме-Нахчывана. Он сформирован от имени племен Нах, и словами чы-“племя”, ван/бан-“высокий, почетный” [5, 81; 26, 112; 29, 1813] имея значению с этими словами как «Почетное, высокое племя Нах» на древнетюркском языке. Этноойконим Нахдам тоже сформирован от имени Нахских племен и древнетюркского слова дам- “крепость”, “жилища”, “стена” и объясняется как «Нахская крепость» [5, 529]. Такие интересное значение и в этноойкониме Нехрам-Нах+урум. В древнетюркских словарях слово рум/урум встречаем как «построенный», «соруженный» и т.д. [28, 666]. А этот древнетюркский лексический компонент ойконима сформирует со значением «построенный Нухом-Ноем». Среди Нахчыванских ойконимах Нахаджир сформирован с названием племена Нахар и древнетюркскими лексическим единицам ur-«построить», «поместится», а в форме urdi-«оседидится», «склонился к земли» [19, 164]. Если следить внимательно, то слово с названием племен говорит об оседлой жизни и выясняет слово как Нахаджир- «Оседлые Нахи». Такие древнетюркские слова ас-«ум», «разум», одновременно и как омоним «сильный», “могушественный” [7,13] со значением «Сильные Асы» встречается и в ойкониме Аснак. Интересно и этимологическое значение ойконима Борнах. Здесь кроме названия племени Нах встречается и древнетюркские слова бори-«курт-волк», которое объясняет Борнах как «Волчие Нахи». Этот миф широко распространен в древнетюркских и шумерские мифах в «Огузнаме» Ф.Рашидаддина и в исследованиях А.М.Шербака [30, 141-143; 40, 37 ]. Сегодня антропонимы как Байбура, Бори Алп, Буритай, Борикатун с этим словом встречается у всех тюрках. А ойконим Панах сформирован от древнетюркского слово па/пи-“бек, bəy” со значением «Нахиские беки». Мы и в ойкониме Гёйник кроме имя Нах встречаемся со словом гей-«небо», которое объясняет ойконима как «Небесние Нахи», упоминая называние Асы-«Гек Асы», тюрки «Гек тюрки». На территории древнего Нахчывана оборигенными населениями были и древние Турукки. Источники явствуют, что в истории Месопотамии, Передней и Малой Азии, на территории древнего Азербайджана, в том числе и Нахчыванской АР, в эпоху энеолита, бронзы и раннего средневековья вместе с указанными прототюрками большую роль сыграли и Турукки. Б.А.Литвинский пишет, что и саки, массагеты, сарматы, ишгузы в «Авесте» фигурировали несколькими именами, из которых наиболее употребительным являлась «тура». Многие среднеазиатские кочевые племена назывались «турк»-с быстрыми конями [18, 150]. Слова тур тоже в древнетюркских словарях встречается со значением «сын», «племя», «быстрые всадники», а тура-«стойкая крепость» и «лагерь» [5, 586; 32, 248]. До сегодняшнего дня Турукки аборигенные населения на территории Двухречии, озера Урмии, в Закавказье и на земле Азербайджана, в том числе и Нахчыване. В исследованиях, античных источниках и в летописях они встречаются как «турукки», «тюркиты», «туркай», «туркан», «туркиш» и т.д., начиная с конца V, и в начале IV тысячелетия до н.э.. В сведениях об истории Востоке, турукки описываются в составе государства Араты, Кути и Лулуби вместе с асами, кутийцами, хурритами, лулубейцами, команами и д.р. племенами [42, 21-22]. А на Ассирийских, Хеттских летописях, на этой земле аборигенными населениями были племена асы, турукки, хурриты, кути, лулубейцы, шу, шубарти, одновременно и др. протоэтносы [1, 310, 480, 514, 590; 10, 6-7]. Следует отметить, что половины территория этого царства были земли страны Нахарин, нынешнего Нахчывана. Это страна упоминается в летописи Египетского фараона Тутмоса III в XVI веке до н.э. А в некоторых исследованиях племена под названием шу, касси, су, турукки, и лулуби были жителями государства Аратты и принадлежали к алтайской языковой общности [42, 21-22]. Нет сомнения, что алтайский язык родственно общетюркскими языками. Опираясь к упоминаниям античных авторов, мы можем сказать, что алтайский язык нельзя отстранить от союза прототюркских языков, как асы, турукки, кути, лулуби, хурри, команы и др. в VI и IV тысячелетиях. Раньше побывшие на исторической сцене эти племена со своими прототюркскими языками, несомненно, сыграли большую роль при формировании алтайских языков (Ф.Р.). Р.Н.Фрай название племена «Тürk/Турк» выделил на Тür-k, «тур» считал тотемом прототюрков Центральной Азии, относит этот компонент арийцам, а фонем -к считает окончанием множественного числа, не указывая никакие языковые факты [36, 66-68, 468]. Эту концепцию повторяет И.М. Дьяконова. Он, обнаружив слово «Турукки» в Ассиро-Вавилонских источниках как название племени и страны, выражение MÂT TU-RU-KI-I принимает как племя, но не считает ихтюрками [6, 265-266]. Мы на земле Азербайджане в этническом составе государства Манны, Митанны, Аратты, Мидии, Атропатены не встречаем персов. Значит версии Р.Н.Фрайа, о языке Турукки, не обоснованы ни языковым, ни историческим фактом. А Г.Досси и Ф.Чарлс исследуя Ассурские летописи II тысячелетия, здесь обнаружит имени племена ТУРУККИ вместе с касситами, кутийцами и лулубейцами участвуют в исторических процессах [1, 319; 32]. Ещё в надписях Шартамхари в 15-ой строчке упоминается союз 17 племен, сражавшийся с Аккадским царем Нарам-Сином. Луис Делапорте и Н.Г.Гутербок исследуя, эти летописи III тысячелетия до н.э. здесь выявили названия племена ТОУРКИ и ТУРКИ. Их активно воспринимало кочевое и оседло-земледельческое население с сопредельных регионов, в союзе с асами, кутийцами, лулубейцами, нахарами, команами и д.р. прототюрками (43). Из этого ясно, что слова турки-турукки название определенного этноса-племени. Мы обо всех этих и других источниках упоминании о Турукки, говорили в своих статьях [31, 162-167]. Теперь мы хотим кратко анализировать и ойконимы в Нахчыване связанными с именем Турукки. Ойконим Турукват сформирован от имени племена турук, и со словом ват/бат-«страна, родина» на древнетюркском языке [21, 21-29]. С этим словом он носит значение «Родина Турук». Мы и в ойкониме Туркеш следим эту структуру. Здесь компонент еш-«умный» встречается в древнетюркских словарях [5, 184] и ойконим вместе с именам Турк, и с этим тюркским словом выясняется как «Умные Турки». Интересно по этому направлению и значение ойконима Туркан. Здесь -ан окончание собственности и ойконим означает «Турукское село, жилища». Э.В.Севортян в своих исследованиях компонент ит/ат и ку относит к тюркским языкам как ит/ат-«место», «стоянка», а ку-«славный» [32, 284, 607]. Мы эти компоненты встречаем в ойконимах Тюркит и Турукку. Если опираться к этим значениям то ойконим Тюркит носит значение как «Места Туруки», а Турукку-«Славный Турук». Обо ойконимы с тюркскими племенами и компонентами сформированы на древнетюркском языке. Следует отметить, что эти древние слова и сегодня встречается в говорах и устной речи как архаические слова в Средне-Азиатских, Османских, Азербайджанских и др. тюркских языках. Интересны по этому направлению значение этноойконима Тюрк+ал+и. В ойкониме ал-«аул, село» и «высокий, всевышний», а гласный -и-«достигший свой цели» [5, 31]. Этими древнетюркскими словами ойконим означает «Село всевышнего Турка». Кроме того племя Турукки оставили свои следы в названиях населенных пунктов как Тюркан, Турк, Тукур, Тюркид, Тюркели, Тюрктаг, Тиркеш, Тюркют, Теркеил, Тюркембур, Тюрккенди, Тюркен Бехши, Тюркедари и др. Все это являются неопровержимым доказательством исторических процессов древней истории на территории Нахчывана связанные с Турукками. Обобщая сведения источников и упоминания античных авторов, об этих прототюрках, учитывая летописи Тутмоса III, ареал распространений асов, нахаров, турукки и ойконимы имен, сформированных древнетюркскими этносами, можно сказать, что Нахчыван не разделимая часть Азербайджана был родиной прототюркских племен. Можно привести множество примеров из источников, из результаты исследованиях подтверждающих, что эти племена являются древнетюркскими-азербайджанскими племенами, которые были оборигенными населениями на территории Нахчыванской АР и в Иреванском ханстве. Из представленных материалов видно, что на этой древней территории не найдены топонимы, которые носили бы имена иноязычных этносов. Сопоставляя все концепции исследователей, сформировании и этимологических значений этих ойконимов на территории Нахчыванской АР, упоминания античных авторов, и источники историческими данными в результате можно сказать следующее: 1. Племена Асы, Нахары и Турукки были аборигенными населениями на стране древнем Нахарин- Нахчыване и в целом Азербайджане, ещё в V- IV тысячелетиях до н.э. имели связи с шумерами, Эламом и др.государствами. 2. Эти племена были в союзе с прототюрками касситами, кутийцами, луллубейцами, хурритами, савирами, шу и тд. По происхождению они тюрки и их язык был общепрототюркским языком, имея могущественные силы со своей культурой и языком влияли соседним народам, особенно народам Двухречии. 3. Ойконими связанные с именами этих прототюрков сформированы древнетюркскими словами и их структуры повторяют структуры аглютинативных-тюркских языков. 4. Все эти древнетюркские языковые элементы повторяются и в ойконимах древне-прототюркских племен хурритов, касситов, суваров, кутийцев, саков, киммерийцев, огузов, массагетов, из племен государств Манна, Мидия, Атропатена-магов, бусов, аризантов и др. Источники и архивные материалы подтверждают, что, аборигенное население древнего Нахчывана одни тюрки-Азербайджанцы до 1832 года находились в составе населения 41 магала, санджака, провинции и уезда, таких, как Сурмали, Зенджибасар, Кырхбулаг, Ведибасар, Деречичек, Гёгче, Агсаклы, Шарур, Маку, Карабах, Дарашахбуз, Иреван и т. д. [8, 476-484; 37, 49 лст; 38, 3лист].

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.