БУХАРА В ГОСУДАРСТВЕ СЕЛЕВКИДОВ Эргашев Б.Х.,Бафоев Ф.М.

Бухарский инженерно-технологический институт


Номер: 8-1
Год: 2017
Страницы: 72-75
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Государство Селевкидов, Антиох I, сатрапия, Бухара, The State of the Seleucid, Antiochus I, Satrapy, Bukhara

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена городу Бухаре времен правления здесь селевкидов. Представлена краткая обобщенная информация о состоянии торговли, градостроительства, самоуправления, монетного дела, кооптации элиты, религиозной жизни, похоронных обрядах древнего города.

Текст научной статьи

Древний город Бухара входил в состав одной из сатрапий обширного, возникшего после смерти Александра Македонского селевкидского государства [1,58; 9,55] (основание его многие исследователи относят к 312 г. до н.э. [5,23; 16,8]). Город имел много источников существования, среди которых особо выделялись ремесленничество и торговля. Последняя (в том числе превосходными ткацкими изделиями, керамикой [21,65]) претерпела в селевкидскую эпоху значительные изменения, переориентировавшись на запад и юг [12,17]. Караванные пути шли по дороге, связывавшей эти местности со странами Средиземноморья [17]. Достаточно серьезно в Бухаре, питавшейся водами реки Зарируд, решались проблемы орошения, очистки старых и строительства новых оросительных систем. Местная дамба, по некоторым источникам, была оснащена огромными воротами или клапанами, которые открывались и закрывались, чтобы вода поставлялась в любое, даже засушливое время года. Данное сооружение подавало влагу в сооруженные в городе и его окрестностях каналы, а также их многочисленные ответвления [22,70-79]. Как показывают источники, ввиду перепадов высот центра города и упомянутой реки, зеленых насаждений непосредственно в Бухаре было сравнительно мало [23,3]. Селевкиды большое внимание уделяли градостроительству, заменяя стихийную архитектуру регулярной застройкой, соединяя соседние поселения паутинами дорог (торговых путей). Однако Бухара периода селевкидов, очевидно, имела преимущественно военное значение, вследствие наличия сравнительно недоступного укрепления, и размещенного здесь гарнизона [см.: 2,52]. В возникавшей новой местной архитектуре военных, гражданских, культовых объектов греческие элементы начали переплетаться с восточными [19]. Как известно, многие колониальные города селевкидского времени были почти копией греческих полисов, воспроизведенные, однако, в «варварской» стране [см.: 4,147]. Бухара, вероятно, тоже не избежала этой участи, и в ней в это время проводилась интенсивная эллинизация. В Бухаре этого исторического отрезка вполне возможно могли функционировать экспортированные македонцами и эллинами новые формы самоуправления, сочетавшиеся с управлением колониальным. В городе вместе с селевкидами происходил неизбежный в таких случаях процесс интеграции туземной элиты в господствующую верхушку [1,59]. Есть все основания говорить и о развитой духовной жизни в Бухаре. В городе этого исторического промежутка, например, использовали арамейский алфавит [21,7], не обязательным был и македонский календарь, что, с одной стороны, говорит, о существовании духовной прослойки, а, с другой, - определенном противодействии местного населения греческому властвованию. Найденные в Бухаре монеты (например, тетрадрахмы [25,44]) имеют на лицевой стороне портреты местных правителей, а на оборотной - имя главного селевкидского правителя [18; 20; 24]. Это подтверждает успешный для греков опыт колонизации. При Селевкидах, как известно, поклонялись бессмертным богам, повсеместно создавались эллинистические храмы, поддерживался духовный авторитет монарха (например, Антиох I (внук Спитамена) имел титул «Бога» [8,125; 15,8]). Все это, однако, не было препятствием для воздания почестей иным богам, поддержке общего для греков и согдийцев культа предков, обустройства традиционных святилищ огнепоклонников [11,183; 13,16]. Зороастрийские молельные дома в Бухаре, судя по всему, при селевкидах остались, и функционировали в обычной форме, беспрепятственно; повсеместно праздновался традиционный для этих мест праздник весеннего солнцестояния Навруз [4, 234-240]. Вполне возможно, что исповедывавшие зороастризм бухарцы продолжали использовать для погребения (а, точнее, для хранения костных останков) т.н. наусы - сооружаемые из глины, кирпича, камня склепы; оссуарии [7,108; 14,16]. Постоянная угроза со стороны кочевников и недовольство захваченного населения ускорили падение селевкидского государства со всеми его, в том числе центральноазиатскими, сатрапиями [3,12]. К 256 г. до н.э. (по другим данным, - в 250 [10,116; 18], 220 гг. [6,227]) относят отпадение Согда, его западной части, Бухары от селевкидского государства [3, 177].

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.