ФУНКЦИЯ ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ В ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОМ ТЕКСТЕ Кондракова А.А.

Северо-Осетинский государственный педагогический институт


Номер: 1-1
Год: 2018
Страницы: 40-42
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

функция, глагол, повествовательный текст, формы глагола, экспрессивные формы прошедшего времени, function, verb, narrative text, verb forms, the expressive forms of the past tense

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается функция глаголов прошедшего времени на примере повествовательного текста, обосновывается эффективность методических приемов, обеспечивающих изучение функции данной части речи при её использовании в повествовательном тексте.

Текст научной статьи

Из всех частей речи глагол выделяется лингвистами как самая сложная и самая емкая; к тому же он аккумулирует огромную потенциальную силу экспрессии, так как обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении. Термин «функция» в лингвистике употребляется в нескольких значениях: 1) назначение, роль языка в человеческом обществе, 2) назначение роль единиц языка. В первом случае говорят о функциях языка, во втором - о функциях языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений). Функции глаголов в русском языке разнообразны. Они могут называть: § конкретное действие (рисовать, писать); § движение и перемещение в пространстве (ходить, плавать); § физическое и душевное состояние (спать, грустить); § деятельность органов чувств (слышать, осязать); § изменение состояния (краснеть, смущаться) и т.д. Глаголы прошедшего времени в тесте могут нести различные функции, в том числе служить для межфразовой связи, средством создания экспрессивности повествования, выражения иронии и др. Продуктивным с научной точки зрения будет проведение анализа роли глагола в различных типах текста. Известно, что русском языке существует три типа теста: описание, рассуждение и повествование. Безусловно, глагола играет немалую роль в каждом из этих типов текста, но подробнее опишем функцию глагола в повествовательном тексте. Наиболее значительна роль глагола как средства создания временной канвы повествования. Повествование - это история о каком-либо событии, рассказанная во временной последовательности. На первое место здесь выдвигается сам процесс действия, то есть развитие сюжета. Произведения этого типа динамичны и в основном начинаются с завязки или с развязки инцидента, который излагается в прямой или обратной хронологической последовательности. Часто используется в письмах и воспоминаниях. Поскольку здесь сообщается о действиях и происшествиях, важная роль принадлежит глаголам прошедшего времени и наречиям, указывающим на последовательность (однажды, потом, наконец и пр.), которые помогают разворачивать повествование. Все повествовательные типы текста имеют завязку (начало истории), кульминацию (её развитие), развязку (конец события). Речь, насыщенная глаголами, выразительно рисует стремительно разворачивающиеся события, создает энергию и напряженность повествования. Мастера художественного слова и стилисты видят в глаголе яркое средство образной конкретизации речи. По наблюдению М. И. Кожиной, «для художественного повествования или описания характерна постепенность в передаче события, действия, движения, состояния, мысли, чувства как осуществляющихся во времени, как бы «дробность» изображения и отсюда - эстетически обусловленная последовательность глаголов». Например: «Вагонка затряслась и закачалась. И едва только раздался его особый сдавленный голос, как во всем полутемном бараке, где на полусотне клопяных вагонок спало двести человек, сразу заворочались и стали поспешно одеваться все, кто еще не встал» (А. Солженицын). В подобном изображении состояния, чувств героев глаголы выступают незаменимым средством образной конкретизации речи. Это надо иметь в виду, когда приходится решать, какой тип речи следует предпочесть - глагольный или именной. Глагол представляет действие как процесс в грамматических формах времени, лица, наклонения, залога. Именно в этих грамматических категориях получает исчерпывающее выражение понятие глагольности, отчего и установилось мнение, что глагол как часть речи «специально создан» для изображения действия. Анализ форм прошедшего времени глагола показал, что они, во-первых, обозначают конкретное действие, единичное, происходившее в конкретный промежуток времени в прошлом, например: «Панин включил магнитофон, и они пошли танцевать, уверенно лавируя среди бесчисленных пуфиков, кресел, и журнальных столиков» (С. Высоцкий). «Каждую букву в моих документах перещупали, походили из комнаты в комнату и куда-то звонили» (А. Солженицын). Во-вторых, они обозначают действие обычное, повторяющееся: «Он всегда им восхищался. Он радовался, когда попадал к нему на совещания и здесь мог зачерпнуть, зарядиться от всесобирающей воли и энергии Кнорозова» (А. Солженицын). Во-вторых, они обозначают действие обычное, повторяющееся: «Он всегда им восхищался. Он радовался, когда попадал к нему на совещания и здесь мог зачерпнуть, зарядиться от всесобирающей воли и энергии Кнорозова» (А. Солженицын). Прошедшее время представляется двумя главными значениями: Оно означает действие в качестве факта, событие в прошлом или как сумму фактов, ряд следующих друг за другом событий в прошлом, например: «Раз Надежда Васильевна попала на деревенскую свадьбу и с этого деревенского «веселья» даже заболела: недаром сложились эти похоронные свадебные песни - в них выливалась вся бабья мука мученическая, которой не было конца и краю» (Д. Н. Мамин-Сибиряк). Формы прошедшего времени с этим значением очень широко употребляются в повествовании. У прошедшего времени глагола есть перфектное значение, то есть они означают результаты действия в прошлом, существенные для определенных моментов речи или фиксируемых в момент речи (поэтому данного рода значение нередко появляется в прямой речи), например: «Бабкин промолчал. Он с тревогой смотрел, как младший лейтенант принес из комнаты свой кейс, достал огромную отвертку и пытался попасть ею в аккуратный крестообразный шуруп аблоевского замка» (С. Высоцкий). Глагольные формы обладают неограниченными возможностями варьирования. Их секрет в том, что в речи очень часто одна глагольная форма может употребляться вместо другой, в переносном значении. Формы прошедшего времени имеют значительный потенциал для возможности для усиления действенности речи. Доля глаголов прошедшего времени в художественной речи значительно увеличена, однако следует отметить, что в значении вневременном или для выражения иного временного значения - для указания на действия, происходящие в настоящем или будущем времени, - они употребляются крайне редко. Но трансформация временных планов при употреблении глаголов прошедшего времени в художественном тексте возможна, и с ее помощью создается яркий стилистический эффект. Форма прошедшего времени в значении будущего времени употребляется как для выражения оттенка обязательности действия (Я пошел его искать на рынке, а выждите у телефона), так и для выражения иронии (Так она и поверила!) Очень оживляет повествование ввод глагола-сказуемого пошедшего времени совершенного вида в контекст будущего позволяет оживить повествование, представляя ожидаемые события как уже свершившиеся: автор, представь себе такую картину: ты его простила, ведь ты же его любишь. ; или в контекст настоящего, когда действие оценивается как фрагмент повторяющейся ситуации: Из жизни безработного: захотел поспать - пошёл спать, захотел есть - пошёл спать, захотел новый телефон - пошёл спать.. Возможно и разговорное употребление прошедшего времени совершенного и несовершенного вида в значении будущего или настоящего с яркой экспрессией презрительного отрицания или отказа: «Так тебя и взяли монашкой, - покачал головой пастор. - На кухню работать» В подобных случаях ироническая констатация действия означает, что на самом деле оно никогда не осуществится. К экспрессивным формам прошедшего времени относятся и глагольно-междометные формы внезапно-мгновенного действия со значением стремительного движения или звучания: прыг, бух, толк и другие. Они носят разговорно-просторечную окраску, например: «А, нет! Нет! Лишь только он показал, как Бахтин закололся, я ахнул: у него глаза мертвые сделались!» (М. Булгаков). Таким образом, особая изобразительность прошедшего времени объясняется тем, что в его арсенале, на периферии основной системы глагольных временных форм, есть такие, которые образно рисуют действия в прошлом, передавая их разнообразные оттенки.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.