МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВВОДНОГО УРОКА ПО ТВОРЧЕСТВУ В.В. МАЯКОВСКОГО Саранчина А.В.

МБОУ «СОШ №4» г. Черногорска


Номер: 1-1
Год: 2018
Страницы: 25-27
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Владимир Маяковский, модернизм, футуризм, неологизмы, Vladimir Mayakovsky, modernism, futurism, neologisms

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье описаны методические приемы проведения первых уроков по творчеству В. Маяковского в 11 классе. Автор предлагает использование разнообразных способов изучения жизни и творчества поэта. Материалы могут быть полезны студентам-филологам и учителям русского языка и литературы.

Текст научной статьи

Начинать изучение творчества писателя целесообразно со знакомства с его биографией, с погружения в мир автора художественного произведения. «Ибо понять другого - значит этим другим хотя бы на час стать», как писала Марина Цветаева. Владимир Маяковский - личность незаурядная и оригинальная. Его литературное творчество не всегда понятно школьникам, и, зачастую априори, Маяковский становится нелюбимым поэтом. Отношение к поэту, его творчеству, в первую очередь, формирует учитель. От того, как пройдет первая встреча с писателем, зависит дальнейшее восприятие его произведений. К 11 классу у школьников уже складывается определенное мнение о Маяковском, но это не помешает начать первый урок с яркого события или интриги. Сам учитель (или способный ученик) может перевоплотиться в знаменитого футуриста. Внешне это может выразиться в одежде - знаменитая желтая (оранжевая) кофта, мятый бант, возможно, черный цилиндр, черное пальто. Для передачи более точного образа можно воспользоваться воспоминаниями современников. Например, так пишет о Маяковском П.В. Незнамов, участник группы «ЛЕФ»: «Тем не менее жест его был свободен и размашист, движение не связано; большие руки всегда находили работу; "снарядами", на которых он упражнял свою силу и гибкость своих пальцев, были: то стакан с чаем, то папироса, то длинная металлическая цепочка, наматываемая и разматываемая, то карты. Никогда не забуду его позы, когда он, взяв со стола Брика какой-то журнальчик, процитировал и сатирически растерзал продукцию нескольких петроградских пролет-поэтов. Он стоял и, высоко держа книжку в раскрытом виде тремя пальцами правой руки, яростно потрясал ею в воздухе и при этом как бы наступал на слушателей, выкрикивая свои гневные оценки. Оценки попадали не в бровь, а в глаз. Я думаю, что многие видели его в этой позе: в личном разговоре, в издательстве, на эстраде - в позе, обусловленной всем размахом его чувств и всем размахом его натуры». Из воспоминаний поэта и художника Давида Бурлюка: «Сюда, в Америку, после смерти Маяковского дошли советские газеты с портретом юного поэта московских бульваров, заснятого фотоаппаратом царских сыщиков; Маяковский тех, уже далеких лет, был очень живописен. Он был одет в бархатную черную куртку с откладным воротником. Шея была повязана черным фуляровым галстуком; косматился помятый бант; карманы Володи Маяковского были всегда оттопыренными от коробок с папиросами и спичками» [1, 67]. Перевоплотившись в поэта, можно процитировать строчки из его стихотворений («А вы смогли бы?», «Послушайте!»), копируя жесты и мимику Маяковского. Другим вариантом может быть инсценировка стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче», где два ученика выразительно прочитают произведение по ролям, используя костюмы и декорации (стол, самовар, чай). Именно это стихотворение в доступной форме раскрывает видение поэта на сущность и значение поэзии. Очень важно, чтобы приём с переодеванием был методически оправдан. Обязательна обратная связь с учениками в виде вопросов: Кто перед вами? Почему желтая (оранжевая) кофта?*** Почему мы начали именно с этого стихотворения? … Если ученик-актер достаточно осведомлен о жизни и творчестве поэта (предварительная индивидуальная работа ученика и учителя), можно сразу провести интервью с поэтом. Даже если на все вопросы учащихся у актера не найдется ответов, псевдо-Маяковский может выйти из ситуации благодаря чувству юмора. *** «Жёлтая кофта». Из воспоминаний К.И. Чуковского: «Тогда же, в 1913 году, я читал в Политехническом музее (и где-то еще) лекцию о футуристах. Тогда это была модная тема. Лекцию пришлось повторять раза три. На лекции перебывала «вся Москва»: Шаляпин, граф Олсуфьев, Иван Бунин, Муромцев, сын Толстого Илья, Савва Мамонтов и даже почему-то Родзянко с каким-то из великих князей. Помню, Маяковский как раз в ту минуту, когда я бранил футуризм, появился в желтой кофте и прервал мое чтение, выкрикивая по моему адресу злые слова. В зале начался гам и свист. Эту желтую кофту я протащил в Политехнический музей контрабандой. Полиция запретила Маяковскому появляться в желтой кофте перед публикой. У входа стоял пристав и впускал Маяковского только тогда, когда убеждался, что на нем был пиджак. А кофта, завернутая в газету, была у меня под мышкой. На лестнице я отдал ее Владимиру Владимировичу, он тайком облачился в нее и, эффектно появившись среди публики, высыпал на меня свои громы» [2]. Безусловно, что будет эффективным использование межпредметных связей: живопись (фотогалерея портретов Маяковского, рисунки, плакаты), аудиоприложения (чтение стихов самим автором, актерами), кинематограф - видеоролики, фрагменты из фильмов и сериалов. Варианты использования фотографий могут быть следующими: · Стендовая фотовыставка · Стендовый фотоколлаж (эту работу могут выполнить ученики в качестве предварительной подготовки к уроку либо в рамках мини-проекта) · Мультимедийный фотоальбом (создание презентации) · Видеоролик с озвучиванием (с комментариями к фотографиям и иллюстрациям) В качестве интриги, «приманки» можно использовать неологизмы В. Маяковского. Задача учеников узнать автора данных слов и определить лексическое значение неологизмов [3]. Слова в таблице разбиты по значению приставок и суффиксов. Примерная таблица: Огнишки звезд Фабрикантище Плачик Вылязгивала Омиллионенный крик Жизнишка Мостище Плевочек Вымаргивается Опожаренный песок Работешка Мячище Адки Вымучь сердце Орамив в шаль щеки Травишка Наложища Балконец Вынежим (отдых) Ораненных Чаишко Лунища Бытик Выпестрить) Обезумлюсь Меланхолишка Лучища Оски Выржу (душу) Овихрены шаги Ремеслишко Любовище Версийка Вырычут (ярость) Оглазейте Сопутствующие вопросы могут быть связаны с повторением раздела «Модернизм и поэтические течения», с темой «Футуризм»: - Что поэты-футуристы считали важнейшим в своем творчестве? (Развитие русского поэтического языка. - К чему стремились поэты-футуристы? (К точности выражения через революционную ломку языка. В более подготовленных классах можно предложить школьникам поразмышлять о том, почему футуристы (будетляне) в своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» призывали «…сбросить с парохода современности Пушкина, Толстого, Достоевского…». В контексте этого вопроса возможно сравнение А.С. Пушкина и В.В. Маяковского, как «героев своего времени». Главным ключом к пониманию литературы (по мнению некоторых литературоведов) является человек - и герой произведения, вымышленный персонаж, и автор произведения, как создатель героя. Главные вопросы, над которыми предлагают задуматься составители учебника, вращаются вокруг человека: Что происходит с героем? Почему это происходит? Как поступки героя влияют на его дальнейшую судьбу? Как личность автора влияет на героя? Как автор оценивает своего героя? Какие отпечатки накладывает на героя историческая эпоха, общество, воспитание? В связи с этим уроки литературы должны носить человекоцентрический характер, конечно же, с опорой на текст. И немаловажную роль, как было сказано выше, на уроках литературы играет биография писателя. В данном ключе работа учителя состоит в том, чтобы найти такие моменты из жизни классиков, которые малоизвестны и тесным образом связаны с изучаемым произведением (воспоминания современников, критические статьи, письма и пр.). Биография поэта тесно связана с его творчеством, так как поэзия передает личные переживания, эмоции, настроения, субъективное отношение личности к миру. С этой точки зрения можно начать урок со знакомства с историей любви В. Маяковского и Л. Брик. Полезным и интересным подспорьем может послужить книга Бенгта Янгфельдта «Любовь - это сердце всего: В.В. Маяковский и Л.Ю. Брик. Переписка 1915-1930» [4], где представлены письма, открытки, телеграммы, иллюстрации, фотографии, комментарии автора книги, который общался непосредственно с Л.Ю. Брик и ее ближайшим окружением. Можно предложить учащимся поразмышлять над вопросом: в чём заключаются особенности любовной лирики Маяковского? «Кроме любви твоей мне нету солнца»,- говорит поэт в стихотворении «Лиличке». В письме Л. Брик Маяковский писал, что «любовь - это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь - это сердце всего». Любовь - самое значительное, важное в судьбе каждого человека»[4, 123]. Все предложенные выше варианты проведения начала урока по творчеству Владимира Маяковского можно закончить рубрикой «Интервью с поэтом», «Прогулка с поэтом», где учащиеся сформулируют и озвучат (или запишут) свои вопросы В.В. Маяковскому.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.