П.А.ВЯЗЕМСКИЙ - ПОЭТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ (1792-1878 гг.) Филиппова О.Н.

Ассоциация искусствоведов


Номер: 1-2
Год: 2018
Страницы: 47-50
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

В 1879 году зачинатель изучения общественного движения первой половины XIX века в России А.Н.Пыпин писал: «До прошлого года в нашей литературе еще действовал член того «Арзамаса», имя которого кажется уже преданием седой древности, - действовал один из младших современников И.И.Дмитриева, В.А.Озерова, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, старший современник и друг А.С.Пушкина, один из главных действующих лиц в первые годы «Телеграфа», потом это был один из друзей Н.В.Гоголя и один из резких противников новой литературно-критической школы В.Г.Белинского и всех его друзей и приемников, наконец, это был одно время товарищ министра, в этом качестве имевший влияние на официальное положение литературы и оставивший здесь добрую память» [6, 279]. Речь шла о князе Петре Андреевиче Вяземском (1792-1878 гг.), который вошел в историю России, прежде всего, как поэт и литературный критик, друг А.С.Пушкина и целого ряда других представителей «золотого века» отечественной культуры (К.Н.Батюшков, А.С.Грибоедов, Д.И.Давыдов, В.А.Жуковский) [1, 6]. Но, кроме того, он являлся заметной фигурой в общественно-политической жизни России первой половины XIX века. К числу его единомышленников и друзей можно отнести таких министров Николая I, как Д.Н.Блудов, Д.В.Дашков, П.Д.Киселев, С.С.Уваров, а его взгляды и настроения были типичны для значительного слоя образованного дворянства и государственных деятелей той эпохи. Петр Андреевич Вяземский происходил из древнего княжеского рода. Его отец, Андрей Иванович Вяземский, был хорошо известен среди московского образованного дворянства и по характеру и взглядам своим был человеком весьма показательным для века Просвещения. В молодости он много путешествовал, побывал в Финляндии, Швеции, Германии, Италии, Франции, Испании и согласно с веком своим, ставившим выше всего познание, не был праздным созерцателем чужеземных красот. В каждой стране он посещал музеи, библиотеки, медальерные и нумизматические кабинеты и из путешествия вернулся с обширным собранием книг, этнографических раритетов и произведений искусства. Но кроме коллекций, из поездки А.И.Вяземский привез жену, на имя которой он купил в 1790 году дом у Колымажного двора. Дом стал «средоточием жизни и всех удовольствий просвещенного общества, сборным местом всех именитостей умственных» [2, 194]. Здесь бывали поэты И.И.Дмитриев, Ю.А.Нелединский-Мелецкий, В.Л.Пушкин, позднее сюда стал приезжать Н.М.Карамзин (в 1804 году он женился на старшей дочери А.И.Вяземского Екатерине Андреевне). Летом жизнь перемещалась в Остафьево. С этой подмосковной усадьбой вообще много связано в истории русской литературы. Здесь на протяжении двенадцати лет писал первые восемь томов «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзин, сюда приезжали В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, А.С.Грибоедов, А.И.Тургенев, а позже Е.А.Баратынский, А.С.Пушкин [2, 195]. Еще в начале XX века Остафьево было живым музеем XIX столетия. «Отец был со мной взыскателен и строг, - писал Петр Андреевич. - Я более боялся, нежели любил его. Любовь моя и уважение к нему были, так сказать, чувством и плодом посмертным» [4, 168]. В отношениях к своему сыну Андрей Иванович Вяземский руководствовался скорее рассудком, нежели чувством, и в методах его воспитания явно проглядывал просветительский рационализм. Так, например, чтобы сын выучился плавать, Андрей Иванович приказал слуге бросить его в остафьевский пруд; чтобы искоренить в нем робость и страх, посылал его ночью одного в темную рощу; заметив в нем рассеянность и некоторое увлечение поэзией, - настойчиво обучал математике. Впрочем, во всем остальном воспитание Петра Андреевича было довольно традиционным, и не последнюю роль сыграли в нем не только наставники и гувернеры, но и обширная библиотека отца, где особенно полно был представлен Вольтер, главный авторитет писателей и поэтов, бывавших в доме Вяземских. Осенью 1805 года Андрей Иванович отвез сына в Петербург и поместил в Иезуитский коллегиум патера Чижа. Некоторое время П.А.Вяземский обучался в пансионе при Педагогическом институте, затем вернулся в Москву и брал уроки у профессоров Московского университета. После смерти Андрея Ивановича опекуном молодого князя стал Ю.А.Нелединский-Мелецкий, а покровителем - Н.М.Карамзин. В число знакомых П.А.Вяземского входили, помимо В.А.Жуковского, И.И.Дмитриева, К.Н.Батюшков, Д.В.Давыдов, А.С.Грибоедов, а чуть позже - и более молодые литераторы. Светская жизнь не мешала литературным увлечениям П.А.Вяземского, более того, он все сильнее утверждался в своем намерении посвятить себя литературе. Окружение наиболее авторитетных писателей и поэтов эпохи не только подталкивало его к самостоятельному поэтическому творчеству, но и сковывало. Много зависело от «благословения» литературных светил [2, 196]. А оно пришло довольно поздно. Н.М.Карамзин, например, поначалу не одобрял литературных опытов П.А.Вяземского и лишь в 1816 году, выслушав его стихотворения, сказал: «Теперь уже не буду отклонять вас от стихотворства. Пишите с Богом» [2, 196]. В этом же году П.А.Вяземский написал стихотворение «Первый снег», снискавшее ему славу лирического поэта [2, 196]. В 1810 году П.А.Вяземский женился на Вере Федоровне Гагариной, женщине умной, обаятельной, с веселым нравом, которая быстро вошла в круг литературных интересов мужа и сумела заслужить любовь и уважение близких ему людей. Самые теплые отношения сложились у Веры Федоровны с А.С.Пушкиным, с которым познакомилась она в Одессе в 1824 году. Она была посвящена во все перипетии его сватовства и брака с Н.Н.Гончаровой, она должна была быть посаженной матерью на пушкинской свадьбе, наконец, именно к П.А.Вяземской А.С.Пушкин приехал накануне дуэли с Ж.Ш.Дантесом. В войну 1812 года П.А.Вяземский служил в дворянском ополчении, участвовал в Бородинском сражении, проявил незаурядное мужество и был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом и памятной медалью. Однако вскоре по болезни он оставляет армию и уже летом 1813 года возвращается в Остафьево, которое, к счастью, не пострадало от французов. Заботы по имению, литературные занятия, светские развлечения отнимают практически все его время. В 1818 году он поступает на службу и отправляется в Варшаву чиновником по иностранной переписке при императорском комиссаре Н.Н.Новосильцеве. П.А.Вяземский, как и многие его современники, ждал от императора Александра I конституционных преобразований. И именно в Варшаве, выступая в сейме, Александр пообещал дать конституцию России. П.А.Вяземский участвовал в переводе речи императора на русский язык и в составлении «Записки об отмене крепостного права», поданной царю в 1819 году [2, 196]. Но ожидания не оправдались. В мае 1821 года П.А.Вяземскому, находившемуся в отпуске в Петербурге, объявили, что его образ мыслей и поведения «противен духу правительства», и запретили возвращаться в Варшаву [2, 196]. Он уходит в отставку. Вновь он поступит на службу в царствование Николая. Он добивался должности министра просвещения, но вынужден был на протяжении четверти века служить в Министерстве финансов и в Государственном заемном банке, т.е. заниматься делами, глубоко чуждыми ему. Впрочем, Александр II в 1855 году назначил П.А.Вяземского товарищем министра народного просвещения, а вскоре Петр Андреевич фактически возглавил цензурное ведомство. Деятельность его на этом поприще славы ему, увы, не принесла. В 1822 году возобновляется переписка между А.С.Пушкиным и П.А.Вяземским. Постепенно она становится все более интенсивной. Петр Андреевич блестяще владел эпистолярным жанром, бы мастером каламбура и афористического остроумия, что сказалось и в его лирике. Письма П.А.Вяземский писал легко, раскованно, в тоне легкой насмешки и непринужденной иронии. Школа Вольтера была им усвоена в полной мере. А.С.Пушкин, стиль фернейского мудреца, ценивший не менее П.А.Вяземского, отвечал тем же, и переписка двух поэтов подчас напоминает своеобразное соревнование в остроумии. Впрочем, шутливый тон отнюдь не мешал обсуждению серьезных проблем, литературных в первую очередь. Несмотря на интенсивную переписку, их личная встреча долго не могла состояться. А.С.Пушкин надеялся, что П.А.Вяземский посетит его на юге. Однако в Одессу приехала княгиня В.Ф.Вяземская (при всем чувстве симпатии, которое А.С.Пушкин испытывал к Вере Федоровне, он признавался, что «князю был бы больше рад») [2, 199]. Наконец в сентябре 1826 года, возвратившись из михайловской ссылки, сразу же по приезде в Москву А.С.Пушкин посетил Вяземских в их доме «на Грузинах» [2, 199]. «Они жили в таком квартале, - вспоминал Ф.Ф.Вигель, - в котором ныне едва ли сыщется порядочный человек. Сему месту, между Грузинами и Тверскими воротами, кем-то дано было название Тишина; ныне называется оно прежним подлым именем Живодерки. Тут находился длинный одноэтажный деревянный несгоревший дом, принадлежавший г.Кологривову, вотчиму княгини, со множеством служб, с обширным садом, огородами и прочим, одним словом - господская усадьба среди столичного города» [3, 123]. Из этого дома Вяземские вскоре переехали в собственный дом в Чернышевском переулке, куда также приезжал А.С.Пушкин и где он читал «Бориса Годунова» [2, 199]. С 1826 года до отъезда Вяземских в Петербург в 1832 году А.С.Пушкин навещал их в каждый свой приезд в Москву. Можно сказать, что в эти годы А.С.Пушкин приезжал уже не просто к старому приятелю, но в дом его, в его семью, где с каждым установились у него отношения глубокой приязни, включая, между прочим, и маленького сына Вяземских Павла. Приезжал А.С.Пушкин и в Остафьево. П.А.Вяземскому особенно памятен был приезд Александра Сергеевича в декабре 1830 года, накануне его женитьбы на Н.Н.Гончаровой. Из Болдина, после необыкновенного творческого напряжения «первой болдинской осени», когда были написаны «Повести Белкина», поэма «Домик в Коломне», маленькие трагедии, последние главы «Евгения Онегина», более тридцати стихотворений, А.С.Пушкин, прорываясь сквозь холерные карантины, приезжает в Москву [2, 200]. А из Москвы отправляется в Остафьево. Он читал П.А.Вяземскому то, что написал в Болдине, и в свою очередь выслушивал новые произведения друга. Снижение общественной активности П.А.Вяземского в 1830-1840-е гг. было связано с тяжелыми личными переживаниями. На протяжении 1835-1849 гг. он потерял трех дочерей (Прасковью, Надежду, Марию). Редел и круг тех, кого он считал лучшей частью дворянства и всего русского общества. Одних унесла смерть (Н.М.Карамзин, В.Л.Пушкин, Д.И.Давыдов), с другими порвались дружеские отношения. П.А.Вяземский скорбел, что даже память его кумира Н.М.Карамзина не удалось увековечить должным образом. Состояние пассивности, апатии, все более проникавшее в среду его ближайшего окружения, особенно заметно обнаружило себя в связи с дуэлью А.С.Пушкина. Три старших друга великого поэта - П.А.Вяземский, В.А.Жуковский и А.И.Тургенев, которые на протяжении всей жизни пытались выступать в роли его наставников, находились в Петербурге, но ничего не смогли сделать для предотвращения трагедии. Мечты молодости о литературной славе, о просветительской деятельности неумолимо таяли. К тому же 1830-1840-е годы стали временем постепенного, но неуклонного распада того дружеского круга, в котором П.А.Вяземский сформировался, как общественный деятель. Пессимистический взгляд и на себя, и на окружающую действительность он сохранил на протяжении всей оставшейся жизни. Таким образом, литературная судьба П.А.Вяземского сложилась не блестяще. Его стихи, иногда тяжелые и неуклюжие, как строка: «К кому был Феб из русских ласков», служившая для А.С.Пушкина примером поэтического неблагозвучия, лишь в поздней лирике обретают неожиданную силу и выразительность [2, 202]. Не стал П.А.Вяземский и прозаиком, даже заметным критиком не стал. Тем не менее собрание его сочинений включает двенадцать томов, а в значении его личности сомневаться не приходится.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.