ТВОРЧЕСТВО В.Г.ПЕРОВА - ЖИВОПИСЦА И РИСОВАЛЬЩИКА (1833-1882 гг.) Филиппова О.Н.

Ассоциация искусствоведов


Номер: 1-2
Год: 2018
Страницы: 50-52
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Дата рождения Василия Григорьевича Перова точно не известна. По мнению Ф.И.Булгакова, автора наиболее авторитетного дореволюционного издания: «Наши художники. Живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы и медальеры: Биографии, портреты художников и иллюстрации» (СПб., 1889) он родился 23 декабря 1833 года (4 января 1834 года) в городе Тобольске [4, 88]. Его отец, небогатый помещик, барон Г.К.Криденер служил в Тобольске прокурором. Просвещенный и свободомыслящий человек, Г.К.Криденер охотно принимал в своем доме ссыльных декабристов. Вскоре он был вынужден оставить казенную службу и в 1842 году поступил на скромное место управляющего имением в Арзамасском уезде, Нижегородской губернии. Будущий художник, звавшийся по фамилии крестного отца Васильевым (так как он родился в семье Криденеров до брака), рос нервным и болезненным мальчиком, но пяти лет он уже отлично знал грамоту, помнил много стихов, а в каллиграфии преуспел настолько, что его учитель, заштатный дъячок, поражавшийся чистоте и твердости письма своего ученика, окрестил его Перовым (прозвище это, впоследствии и стало официальной фамилией художника). В эти годы проявляются и художественные способности В.Г.Перова. С благоговейным изумлением наблюдает мальчик за работой приезжего живописца над портретом отца, с увлечением перерисовывает имеющиеся в доме картины и гравюры. Отец одобрительно относился к художественным опытам сына и, когда тот в 1846 году окончил уездное училище, решил определить его в Арзамасскую художественную школу А.В.Ступина. Ранние работы В.Г.Перова, за исключением «Автопортрета» 1851 года, не сохранились [1, 8]. В 1853 году В.Г.Перов был принят в число учеников Московского училища живописи. Оно находилось под патронатом Академии художеств, и система преподавания там, в общем, была близка академической. Однако Училище отличалось значительной свободой от академического регламента. В обучение принимались лица всех сословий, включая крепостных крестьян, ученики обладали правом свободно выбирать сюжеты для дипломной работы. Свобода эта явилась отчасти причиной расцвета в стенах Училища жанровой живописи, наиболее близкой интересам обучавшейся там разночинной публики. Под руководством учителей рисуя с гипсов и копируя чужие холсты, В.Г.Перов самостоятельно писал эскизы жанровых картин, и в 1860 году предложил Совету Академии эскиз «Сельского хода на Пасхе» для конкурса на Большую золотую медаль (Училище не имело права присуждать награды, этим правом обладала только Академия) [1, 8]. Эскиз для конкурса не был утвержден по цензурным соображениям, и В.Г.Перов, не смутившись этим, выбрал новую тему - «Проповедь на селе» (1861, Государственная Третьяковская галерея) [1, 9]. Одновременно с созданием «Проповеди на селе» В.Г.Перов продолжал работу над картиной «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861, Государственная Третьяковская галерея) [1, 9]. Она стала первой самостоятельной, не ученической картиной, в которой, наконец, В.Г.Перов в полный голос заявил о себе, как настоящий критический реалист. Картина экспонировалась в Петербурге на выставке Общества поощрения художеств в 1862 году и была куплена П.М.Третьяковым. К тому времени В.Г.Перов уже получил Большую золотую медаль Академии за «Проповедь на селе» и право трехлетней пенсионерской поездки за границу [1, 9]. Но «Крестный ход» возбудил такое негодование со стороны благонамеренной критики, что В.Г.Перовым всерьез заинтересовалась полиция [1, 9]. Картина была снята с выставки по распоряжению властей, а П.М.Третьяков был вынужден дать подписку никогда не выставлять ее публично. Между тем, В.Г.Перов ведь не показал ничего, что не было бы известно любому обывателю. Но он нарушил тот самый неписаный устав, в силу которого, например, некоторые вещи прилюдно не обсуждаются вслух. В.Г.Перова совершенно не тронула и тем более не испугала цензурная реакция на неблаговидное изображение духовенства в «Сельском крестном ходе», и в следующем году, незадолго до отъезда за границу, им была написана картина «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862, Государственная Третьяковская галерея) [3, 19]. Здесь снова в нелицеприятном свете выставлен толстый монах, с наигранным безразличием к окружающему предающийся ритуалу чаепития, в то время, как слепой инвалид протягивает к нему руку за подаянием. Таким образом, мысль «Сельского крестного хода на Пасхе» возникла прежде «Проповеди в селе» [1, 10]. В концептуальном плане «Сельский крестный ход» оказывается в центре между симметричной парой сюжетов: с одной стороны, «Проповедь в селе», с другой - «Чаепитие в Мытищах» [1, 10]. Все три сюжета взаимно дополняют друг друга, образуя своего рода цикл. Усложненной вариацией «чаепития» является «Трапеза» 1865 года (Государственный Русский музей, переписана в 1876 году) [3, 20]. На картине изображена богатая монастырская трапезная, под расписными сводами которой у заставленных яствами столов угощаются монахи. Возле раскрытой двери справа толпятся голодные нищие, впереди которых сидит на полу, протянув руку за подаянием, женщина с ребенком, но просьбам бедняков никто не внемлет. Разнообразные, великолепно подобранные типы монахов исполнены художником с большой реалистической силой. Эта тема предстает перед нами также на маленьком наброске-рисунке 1868 года «Дележ наследства в монастыре (Смерть монаха)» [3, 21]. Тревожно мечутся по стенам причудливые тени жадно роющихся во всех углах монахов, торопящихся взять все, что осталось после умершего (или умирающего), лежащего тут же, скорченного судорогами агонии. Вероятно, В.Г.Перов собирался подробнее разработать этот сюжет, но потом оставил его, увлеченный другими темами, волновавшими его в то время. В январе 1862 года В.Г.Перов отправился за границу. В Париже В.Г.Перов обосновался надолго, задумав написать ряд крупных произведений. Здесь, в большом европейском городе, его интересует, как и раньше, жизнь бедняков. Выразительно показал В.Г.Перов горькую участь беспризорного, кое-как перебивающегося случайными заработками ребенка в небольшой картине «Савояр» (1863-1864, Государственная Третьяковская галерея), где перед зрителем возникает трогательный образ хрупкого, скорчившегося от холода, одетого в лохмотья мальчика, заснувшего прямо на парижской мостовой [3, 22]. К его плечу прильнула обезьянка, с которой савояр, видимо, дает представления, а у его ног лежит большая широкополая шляпа, в которую зрители кидают монеты. В «Савояре» В.Г.Перов нашел тему, которая в дальнейшем станет в его творчестве одной из главенствующих, - это несчастное, нищее детство [1, 15]. Замечателен по тонкому проникновению в национальный характер колоритно и мягко написанный этюд «Слепой музыкант», рисующий трагический образ изнуренного недугом и нуждой артиста [3, 23]. Ряд других этюдов и эскизов показывает, что художник все это время неустанно трудился, изучал, наблюдал, размышлял. Он внимательно присматривался к модным течениям французской живописи, но не поддался их «соблазнам» [3, 23]. 8 июля 1864 года В.Г.Перов обратился в Совет Академии художеств с прошением разрешить ему досрочно вернуться на родину. 28 июля последовало разрешение. В.Г.Перову сохранили пенсионерскую стипендию, и он, вернувшись зимой 1864 года в Россию (из Франции он заехал еще в Италию), мог целых четыре года спокойно работать, не обременяя себя заказами. Этот период оказался наиболее плодотворным в его творческой жизни. Художник возвратился в свою любимую Москву, где остановился в доме родных жены (В.Г.Перов до отъезда за границу женился). К осени 1865 года была закончена картина «Проводы покойника» (Государственная Третьяковская галерея) [3, 25]. Настроение картины - это немая, бесслезная скорбь бедняков, привычных к несчастью. Художник проявил деликатность, изобразив фигуру героини со спины, понимая, что рассматривать лицо убитого горем человека было бы в данном случае неуместным, праздным любопытством. Важная роль здесь отведена пейзажу. После основательно подзабытых, эпизодических в первой половине XIX века опытов в изображениях зимы В.Г.Перов едва ли не первым из русских художников середины века делает зимнюю природу художественной темой своих произведений. В «Проводах покойника» - застывшая земля, сумрачный косогор, холодная даль [1, 18]. Картина получила первую премию на выставке Общества поощрения художников, но вызвала сравнительно незначительные отклики в прессе. Со времени заграничного путешествия в творчестве В.Г.Перова начинает занимать большое место городская тематика. Одновременно с картиной «Тройка» (Ученики мастеровые везут воду) (1866, Государственная Третьяковская галерея) В.Г.Перов закончил другое полотно - «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866, Государственная Третьяковская галерея), - художественно более сильное произведение [3, 32]. За «Тройку» и «Приезд гувернантки», появившиеся на сентябрьской академической выставке 1866 года, художнику было присуждено звание академика [3, 34]. В начале 1867 года его избирают в члены Комитета Московского общества любителей художеств. Его жизнь складывается удачнее, чем у ряда других художников - его современников. Но, даже получая пенсион, зарабатывая продажей картин, В.Г.Перов был постоянно стеснен в средствах, судя по его письмам, пестрящим просьбами об отсрочке уплаты долгов, о скорейшей присылке хотя бы части гонорара и т.д. В 1867 году В.Г.Перов снова взялся за картину «Учитель рисования» (Ивановский художественный музей), картину, в эскизах и набросках разработанную им еще в Париже [3, 34]. Она была написана, как воспоминание о коллеге В.Г.Перова, рисовальщике П.М.Шмелькове. Более значительно и по живописи, и по глубине содержания большое полотно «Утопленница» (1867, Государственная Третьяковская галерея), которому художник отдал много творческих сил [3, 34]. Вслед за «Утопленницей» была написана картина «Последний кабак у заставы» (1868, Государственная Третьяковская галерея) - по своей содержательности и живописным достоинствам одна из наиболее сильных вещей В.Г.Перова [3, 37]. В конце 1870-х годов В.Г.Перов исполняет несколько произведений религиозного характера, решая в них отдельные социально-этические проблемы, хотя острый, мастерский рисунок «Спор о вере (Сцена в вагоне, беседа студентов с монахом)» (1880) показывает, что он и в это время оставался свободным от религиозной мистики [3, 51]. Подобно Н.Н.Ге или И.Н.Крамскому, В.Г.Перов пытается осмыслить религиозные темы в их человеческом содержании: показать Христа и Богоматерь, как страдающих людей («Христос в Гефсиманском саду», «Снятие с креста») [3, 51]. С большой настойчивостью работает он в то же время над историческими картинами: «Суд Пугачева» и «Никита Пустосвят» [3, 51]. С середины 1870-х годов туберкулез у В.Г.Перова обострился. Постепенно ослабевает зрение. Ему не было еще и пятидесяти лет, а он уже выглядел стариком. Прекрасный неоконченный портрет И.Н.Крамского запечатлел облик художника последних месяцев его жизни. В начале 1880-х годов он еще работал: было написано несколько картин на мотивы сказок, портреты, эскизы. В.Г.Перов продолжал свою педагогическую деятельность в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, начатую с 1871 года. Но болезнь приняла угрожающий характер вследствие простуды. 29 мая (10 июня) 1882 года В.Г.Перов умер в селе Кузьминках, ныне территория Москвы. Таким образом, вспоминая картину за картиной, рисунок за рисунком - все созданное замечательным русским художником В.Г.Перовым, мы снова и снова поражаемся его широкому и проницательно-честному взгляду на жизнь, восхищаемся его неброским, но тонким и поэтичным живописным мастерством. И особенно привлекает в нем поразительное умение прояснить и обнажить внутренний смысл того «обычного», мимо чего порой проходили многие его современники [3, 4]. Но это «обычное» глубоко волновало и хватало за душу умного и чуткого художника, одного из самых больших в славной плеяде «шестидесятников» [3, 4]. Поэтому, вероятно, его произведения так глубоко проникли в сознание народа, что они полны бережного внимания к простым, но важным вопросам жизни, что они освещали их с позиций самого народа, который художник глубоко уважал, понимал и которому до конца своих дней верно служил.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.