ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ Петров А.В.,Горбатова М.К.

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Номер: 12-2
Год: 2014
Страницы: 23-26
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

правовая культура, правовая система, содержание правовой культуры, материальная и духовная правовая культура, legal culture, legal system, the content of legal culture, material and spiritual legal culture

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье дается оценка имеющихся позиций по вопросам содержания и структуры правовой культуры общества. Предлагаются объективные критерии (основания), которые позволяют выделить основные структурные элементы содержания правовой культуры общества.

Текст научной статьи

Цель данной статьи - обосновать адекватные методологические подходы к определению содержания, структуры и соотношения основных элементов правовой культуры общества. Вопрос о содержании и структуре правовой культуры в советской и современной российской правовой литературе большинством авторов решается сходным путем. Правовая культура рассматривается как определенная совокупность правовых явлений, имеющих особые качественные характеристики или уровень состояния и развития. Приведем несколько наиболее типичных определений. С.С. Алексеев считает, что в структуру правовой культуры входят: состояние правосознания в обществе, осознание необходимости строгого выполнения требований законности, развитости чувства права и законности; состояние законности, которое характеризуется степенью развертывания всех ее требований, реальностью их осуществления; состояние законодательства, его совершенство по содержанию и форме; состояние практической работы юридических органов, выражающее их реальную роль в правовой системе, степень использования передовых приемов юридической техники и др. [1, 150-151]. В.П. Сальников полагает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их роли быть эталонами поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов[15, 152]. Р.К. Русинов и А.П. Семитко в качестве ключевых компонентов правовой культуры выделяют уровень развития правового сознания населения, уровень развития правовой деятельности и уровень развития всей системы юридических актов [14, 331-333]. А.Е. Скобелев выделяет следующие элементы в структуре правовой культуры: правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов, государственные правовые институты, юридическая наука, юридические акты [18, 111]. А.И. Землин констатирует, что в состав правовой культуры входят следующие компоненты: право, правоотношения, правосознание и правовое поведение. Кроме того, он считает, что необходимо выделение в ее составе институтов выработки правовых норм и институтов разработки правовой науки [3, 79]. А.Р. Ратинов в качестве элементов правовой культуры предлагает выделить: а) право; б) правоотношения; в) государственные органы и организации, обеспечивающие реализацию права; г) правосознание; д) правовое поведение, то есть систему практической деятельности людей по исполнению и применению права[13, 203]. Н.Я. Соколов рассматривает правовую культуру как «совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, которые реализуются в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества» [16, 3-10]. По мнению З.Н. Каландаришвили, в правовой культуре следует выделять следующие элементы: право, законность и правопорядок, правовое сознание, правовые коммуникации, национально-правовые традиции, степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов), степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности) [4, 127]. Можно приводить и другие определения, но в целом понятно, что если в стремлении авторов охватить понятием правовой культуры основные юридические явления общества их подход одинаков, то конкретный набор оказывается разнообразным. При этом каждый - объективен, так как основывается на реальных правовых явлениях и процессах. Тем не менее, различия демонстрируют, что методология определения состава правовой культуры общества не совсем верна. Путем простого перечисления явлений ее состав не может быть установлен исчерпывающе. Требуется общий подход, охватывающий все составляющие правовой культуры. Только понимая, что представляет собой правовая культура в целом, каково ее полное содержание, можно зафиксировать, какие элементы и в какой необходимой последовательности в него входят. Обратим внимание, что в приведенных выше определениях слагаемые состава правовой культуры можно переставлять как угодно, суть дела от этого не меняется. Но в данном случае методология должна опираться не на правила арифметики, а на объективную логику изучаемых процессов и явлений, которая, как логика, не допускает произвольных перемещений. В отличие от довольно аморфного представления о правовой культуре, распространенного в современной российской правовой литературе, в ряде работ была сделана попытка показать, что адекватное понимание феномена правовой культуры общества возможно при установлении места этого понятия в системе понятий теории права [11, 12]. Здесь показано, что понятие правовой культуры производно от понятия правовой системы общества и должно рассматриваться в единой связке с ним. В итоге правовая культура российского общества определялась как прогрессивно ценностная часть актуального и исторического бытия российской правовой системы. Выше отмеченная аморфность современных представлений о правовой культуре общества проявляется, прежде всего, в отсутствии четкого критерия, позволяющего отнести то или иное правовое явление или процесс, скажем конкретный нормативный акт или конкретное состояние обыденного правосознания, к правовой культуре. Создаётся впечатление, что в основном это происходит на интуитивном уровне. При определении правовой культуры через понятие правовой системы таким критерием становится прогрессивность правовых явлений и процессов, определяемая через соответствие сущностным основаниям правовой системы общества. Суть методологического подхода, обосновываемого в настоящей статье, в том, что правовая культура - это тот же самый феномен, что и правовая система, только объективно существующий и теоретически взятый как определенный срез, прогрессивно ценностный аспект юридических явлений и процессов, составляющих правовую систему общества. Поэтому содержание правовой культуры составляет та же, что и в правовой системе, совокупность правовых явлений и процессов. Их последовательность ничем не отличается от того объективного порядка, в котором они развертываются в правовой действительности. Попробуем реализовать этот подход по отношению к составу правовой культуры общества. Во-первых, в правовой культуре, аналогично содержанию правовой системы общества, выделяются несколько последовательно взаимосвязанных блоков. Это - правовая культура процесса формирования права, в которой могут быть выделены более частные компоненты правовой культуры правотворчества или правовой культуры законотворчества. Это правовая культура системы нормативных актов, включающая в себя правовую культуру правовой терминологии, правовую культуру систематизации нормативных актов и др. Это - правовая культура осуществления права, в которой выделяется компонент правовой культуры правоприменительной деятельности. Это, наконец, правовая культура обеспечения права, включающая правовую культуру правоохранительной деятельности, правовую культуру профилактической работы и др. Во-вторых, каждый из этих элементов правовой культуры, как и аналогичные элементы правовой системы общества, в свою очередь может быть подразделен на материальную и духовную составляющие. В правовой системе общества объективно выделяются два взаимосвязанных, но различающихся по форме бытия компонента. Это различные виды практической правовой деятельности и ее реальные результаты, которые в совокупности составляют правовую действительность. Затем, различные виды отражения в сознании людей правовой действительности, которые в совокупности составляют правовое сознание. Это дает возможность выделить в составе правовой культуры ее основные, предельно общие структурные компоненты - материальную и духовную правовую культуру. В философской науке культура общества как целостный феномен обычно подразделяется на материальную и духовную составляющие [19, 177]. При этом с ортодоксальных философских позиций правовая сфера обычно целиком относится к духовной культуре. С высот философской науки это, видимо, так и представляется, поскольку исследователи не углубляются в изучение особенностей правовой системы. В самой юридической науке проводится четкая грань между практической (материальной) составляющей правовой системы в виде правообразующей и правореализующей деятельности [5, 343-360] и непосредственно связанной, но не сливающейся с ней, собственно духовной составляющей в виде различных форм правосознания. Для юриста совершенно понятно, что есть существенные по форме бытия различия между правовой идеей и юридической нормой, текстом в учебнике и статьей уголовного кодекса, программами правовой реформы и конкретными юридическими учреждениями. Полагаем, что истоки философского представления о правовой сфере как чем-то чисто духовном, лежат в отрыве вербального выражения юридических норм в нормативных актах от их реального существования в системе общественных отношений. Юридическая норма - это не мыслительный феномен, не элемент рефлексии; это - объективная социальная реальность, данная человеку в ощущениях, да иногда еще в каких! Зафиксируем здесь не только различия, но и связь, соотношение между материальной и духовной правовой культурой общества. Представляется, что в правовой системе, в отличие от некоторых других социальных систем, первичными выступают духовные элементы [2, 9, 10]. Такое соотношение определяется тем, что в основе всех явлений и процессов правовой системы лежит особая социальная воля - воля правовая, которая составляет сущностную основу права [6, 7, 8]. Поэтому все материальные элементы правовой культуры создаются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей, или как говорят, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Выделение в правовой культуре общества ее материальной и духовной составляющих, признание в рамках их многостороннего взаимодействия первичности духовной культуры, важны не только в теоретическом плане, но и в практически прикладном значении. Очень часто проблема реформирования тех или иных сторон правовой действительности сводится к замене или изменению определенных правовых институтов: совершенствованию групп юридических норм, изменению системы юрисдикционных органов и др. Это важно, но недостаточно. Из выявленного соотношения между элементами правовой культуры ясно, что для ее качественного прогрессивного преобразования необходимо делать акцент на развитии духовной правовой культуры как естественной предпосылки развития культуры материальной.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.