CУБЪЕКТНОСТЬ, КАК ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ БЫТИЯ Галиуллина О.Ю.

Казанский (Приволжский) федеральный университет


Номер: 12-2
Год: 2014
Страницы: 181-184
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

субъектность, личность, интеллектуальная и эмоциональная продуктивность, созерцание, этика, subjectivity, personality, emotional and intellectual productivity, contemplation, ethics

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуется понятия «субъектность» и «личность». «Деятельностные» формы проявления субъектности и личности человека. Исследуется продуктивность человека, как способность производить, постигать мир (бытие) интеллектуально и эмоционально, через «деятельность» разума и любви. Анализируется ключевое понятие постижения бытия - созерцание и единство продуктивной субъектности и этики человека.

Текст научной статьи

Рубинштейн в своем труде «Человек и мир» трактует субъект не просто как источник активности (согласно Гегелю), но как источник «причинения» всего бытия. По Рубинштейну бытие независимо от субъекта. Лишь в качестве объекта бытие соотносится с субъектом, выделяется человеком в ходе деятельности и общения. Рубинштейн говорит о единстве заключенного в субъекте онтологического определения причинности (как причинения) и методологического (как способа познания, метода) [7]. Познание всегда соизмеримо с сознанием, метод - с деятельностью. Через субъектность человека сознание и деятельность проявляют внутреннее единство [3]. Через личность, по рубинштейну, раскрывается характер связи сознания и деятельности. Конкретным понятием и одновременно принципом построения всех психических образований и процессов, по рубинштейну, является личность. Говоря о внутренних закономерностях личности, преобразующих и преломляющих внешние воздействия, Рубинштейн раскрывает категорию субъекта. Субъект - это способ реализации человеком своей человеческой сущности в мире. Через активность, саморегуляцию, самоорганизацию, самосовершенствование. Он утверждает, что у личности есть стремление к разрешению противоречий [7]. Они разрешаются в деятельности, на уровне мысли, слова, поведения. Таким образом, субъектность как внутреннее - природное проявляет себя через: отношение, понимание, созерцание. (см. таблицу 1) Таблица 1 «Деятельностные» проявления человека Субъектные Личностные Отношение (к себе и бытию) поведение Понимание (себя и бытия) речь созерцание мысль Личностное направлено во внешний мир и им же формируется. Субъектное изначально заложено в человеке, как его природное качество, как внутренний мир человека, его природное начало. Оно может проявляться в форме продуктивных или не продуктивных ориентациях. Как пишет Э.Фромм, продуктивное отношение к миру (бытию) может выражаться и в деятельности, поступках, и в понимании, умозрении. Человек производит, постигает мир интеллектуально и эмоционально через деятельность любви и разума [8]. Сила разума позволяет ему проникать в суть вещей и явлений при условии активного взаимодействия с ними. Сила его любви позволяет ему преодолеть преграду, отделяющую его от другого человека, чтобы лучше понять его. Сущность любви - это «труд» ради «роста и становления кого-то или чего-то». Человек любит то, ради чего он трудится, и трудится ради того, что (или кого) он любит [8, 87]. Сущность продуктивного мышления, по Э.Фромму, это способность целостного восприятия явления. «Если наблюдатель будет рассматривать то или иное свойство предмета изолированно, вне связи его с предметом как целым, он не сможет правильно понять и это одно свойство. Вертгейм выделял этот момент как наиболее важный элемент продуктивного мышления. Продуктивное мышление определяется как природой объекта, так и природой субъекта [8, 91]. Изначально, природе субъекта присуще созерцание. Толковый словарь Даля так объясняет "созерцание": "внимательно или продолжительно рассматривать наблюдать смотреть со смыслом, вникая в предмет, изучая его, любуясь им; вникать во что-то мысленно, разумом, духом. Созерцая природу, созерцаем и величие Создателя". В психофизических славянских системах, под "созерцанием" понимается метод вхождения в психическое состояния, известное под названием, пришедшим к нам из Индии, - "медитация" [1]. Этнографы Х1Х века пишут, что созерцание являлось неотъемлемой частью психофизических гимнастик и различных ритуальных действий, имеющих как языческие, так и христианские корни. В системе славянских единоборств вершиной классического самоконтроля является созерцание. Достижение максимальной концентрации приводит к созерцанию - постоянному течению мыслей, относящихся к объекту концентрации. Созерцание стимулирует умственную и нервную деятельность, открывает путь к принятию интуитивного и приобщению к различным видам энергии. Опыт вхождения в определенное психофизическое состояние во время выполнения религиозных ритуалов, способствовал возникновению определенных психофизических методик, позволяющих усиливать воздействие на психику человека. В качестве основных методов использовались три типа созерцания: первое - символов; второе - жертвенных животных; третье - определенных качеств, присущих растениям. Все это нашло отражение и в системах воинского психотренинга славянина-язычника, а затем воина-христианина [1]. Акопов Г.В. и его соратники пишут, что созерцание конгруэнтно вниманию, не совпадая с ним (ненаправленное сосредоточение, задумчивость). Созерцание может быть обращено из настоящего в прошлое или наоборот, дезориентируя работу памяти. Оно может быть восприятием явного (реального) и ирреального, контаминируя перцепцию с воображением. Чуждое опосредованию, оно (созерцание) не мыслит и, вместе с тем, постигает сущность [2]. Постигая сущность человеческой природы, Эрих Фромм полагал, что в самой человеческой природе следует искать «источники норм морального поведения, что моральные нормы основаны на присущих человеку свойствах и грубое их попрание ведет к душевному и эмоциональному разладу» [8, 15]. Рассматривая с таких позиций личность человека Э. Фромм приходит к выводу, что зрелая, цельная и плодотворная личности - источник и основа этики, а безнравственность - это в конечном счете безразличие к своему Я и самовредительство. Э. Фромм отстаивает идею о том, что нравственность естественно присуще человеку и преобладает в нем в том случае, если человек развивается нормально, реализуются его возможности. Безнравственность в человеке возникает тогда, когда отсутствуют надлежащие условия для развития. Резко разграничивая «себялюбие» и «любовь к себе», «удовольствие» и «счастье», Э. Фромм полагает, что человек становится плодотворен, если обращает внимание на существование своих реальных, необходимых для развития своего истинного «Я» нужд. В этом случае этичность человека проявляется как «установка на плодотворность», «способ отношений» во всех сферах человеческой жизни, включая отношение к другим людям, к себе и к вещам [8, 86; 6,45]. Винтин И.А. утверждает, что сегодня многих заботит лишь желанием оказывать влияние на других, и количество материальных благ. Неумение быть открытым другим, эмоциональная скупость, подмена подлинной эмпатии дешевой сентиментальностью - вот тип человека процветающего в XX веке [4]. Человек ориентированный только на потребление и не способный к самосовершенствованию, раскрытию своего потенциала. Он не испытывает любви не только к другим, но и к себе. Эта любовь заменяется накоплением материальных благ, стремлением занять место на «лестнице счастья» [там же]. Важно с самого раннего возраста дать человеку возможность развиваться самостоятельно, обращать его внимание не только на собственную уникальность, но и уникальность другого, необходимость саморазвития и совершенствования своей субъектности. Только в этом случае можно говорить о субъектной продуктивности человека. И как следствие - о культуре и этики отношений - этическом слое личности [6]. Субъектность человека, как этика, не может быть чем-то конкретным. Так же, как «исходным пунктом этики являются не принципы, а опыт общественной жизни, поэтому в ней недостижима такая же точность, какая свойственна, например, математике; истина в ней устанавливается «приблизительно и в общих чертах» [5]. Человеческое существование характеризуется тем, что человек и отделен от мира; но, не будучи в состоянии вынести изоляцию, он вынужден искать связи и объединения с другими людьми. Парадокс человеческого существования состоит в том, что человек в одно и то же время ищет и близости и независимости, единения с другими и сохранения своей особенности и уникальности. Разгадка этого парадокса - а также моральной проблемы человека - кроется в продуктивности. Постижение сущности бытия, природы человека изначально возможно лишь через созерцание. Оно приводит человека в настоящее «уравнивая реальности субъекта и объекта, созерцание выступает оппозицией (антиномией) деятельности, подтверждая, либо разрушая единство деятельности и сознания (С.Л.Рубинштейн)[2]. Из созерцания рождается не мысль, а понимание. Это подтверждается исследованиями Г.В. Акопова и его соратниками. Респонденты, в их исследовании, отмечают, что после созерцания приходит понимание того, что нужно изменить в себе, в своем поведении и в какую сторону... [2, 33]. Созерцание это то, глубинное, что активизирует субъектность человека, отражает бытие. Таким образом, рассмотрение человеческой природы с позиции субъектности, способствует раскрытию глубинных слоев бытия.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.