ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЕГЕНЦИИ В 20-30 ГОДАХ 20-ГО ВЕКА Чакенова Б.,Кайыпбаева А.

Казахский государственный женский педагогический университет


Номер: 3-1
Год: 2014
Страницы: 138-140
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

историческое наследие, казахская интелегенция, партия «Алаш», история Казахстана, historical heritage, Kazakh intelegation, party «Аlash», history of Kazakhstan

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В начале ХХ века задачу выработки казахской национальной идеи взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации. …Сам факт создания национальной политической организации в нашей отечественной истории не до конца осознается. Тем более что многие положения, в свое время выдвинутые руководителями партии «Алаш», сохраняют свое значение и поныне. Это была не националистическая, а патриотическая организация, которая ставила своей целью постепенную трансформацию казахского общества и ее адаптацию к современным реалиям.

Текст научной статьи

Сегодня в стране идет целенаправленная работа по возрождению исторического сознания общества. Зная историю своего народа и страны, начинаешь понимать особую ценность обретенной в конце прошлого столетия независимости. История казахского народа показывает, что борьба за свободу и независимость страны никогда не прекращалась. В XIX и ХХ столетий не последнюю роль в этой многовековой борьбе сыграли и представители национальной интеллигенции. Судьбоносные вопросы будущего развития родного края, появление движения и первой политической партии «Алаш», правительства Алаш Орды свидетельствовало о возросшей гражданской зрелости и высоком потенциале казахской политической элиты [1]. В Казахстане с конца 1988 года казахская интеллигенция начала входить в силу творческо-культурного наследия. В начале 1988 года при Центральном Комитете Компартии Казахстана была создана и начала действовать специальная комиссия по оцениванию политической и творческо-культурной деятельности сыновей и дочерей народа, ставших жертвами репрессии. По решениям данной комиссии вместе с казахской интеллигенцией (например, С.Кожанов, Н.Торекулов и др.), оправданной в конце 50-х годов, но предпочетавшей оставаться в тени в 60-80 годы по каким-либо «обьективным» причинам, национальная интеллигенция начала века, чьи имена были запретными, их общественно-политическое, историко-литературное и культурно-творческое наследие снова воссоединились с народом [2]. С критической точки зрения советского и постсоветского времени пересмотрение истории было важным этапом в развитии демократического процесса. В публикациях и сборниках статей «Басқаша болуы мүмкін емес», «Тарихшылар дауласады», «Бұл жайында айтылмады», «Қазақстан тарихы: актандақтар» появились новые оценки Октябрьской революции, Гражданской и Великой Отечественной войны, руководителей большевиков - В.Ленина, И.Сталина, Ф.И.Голощекина и др. деятелей [3]. Коварная система преследования ловкие методы уничтожения тысячи неповинных людей Казахстанское общество начало узнавать, по-другому мыслящих людей. Люди, начитанные о Сталинских коварствах знали о происхождении жестокости. Опубликованные в отечественных и зарубежных публикациях, например статьи ученых Ж.Абильгожина, М.Козыбаева, М.Татимова, и далее приведенные в качестве цитат о кручине коллективизации 30-х годов и голоде поразили читателей. Публицистические пьесы Ш.Муртазы, С.Елубаева, С.Жунисова встряхнули общественное сознание. В произведениях кинорежиссеров А. Шажимбаева, А.Каракулова, С.Апрымова прошлая история начала рассматриваться с совершенно другого принципа[4]. Для подключения всех частей идеологической машины большевики в сговоре против Алашского народа приложили усилия, вышли в свет труды «очернявшие» историю Алашорды. Выход этих трудов шел параллельно с периодом изгнания и осуждения интеллигенции. В 1930 и 1932 годы процесс, начавшийся с ареста Е.Омарова органами ОПТУ и ведения расследования в октябре 1927 года закончился разного рода тяжкими наказаниями большой группы творческо-культурных деятелей национально-освободительного движения (А.Байтурсынов, М.Дулатов, М.Тынышбаев и др.) [5]. ОГПУ Казахской АССР в 1929-1933 годы приняла решения расстрел, только тройка политических представителей рассмотрела 9805 дел и о судьбе 22 933 человек, в том числе 3386 человек получили самое тяжкое наказание - Из них по Западно-Казахстанской области в 1937 году 853 человека было репрессировано, 335 из них расстрелено, остальные отправлены в исправительные лагеря на разные сроки. В 1938 году 936 человек было арестовано, 690 - расстрелено, 246 - осуждено [6]. В Академии наук была сформирована специальная комиссия. По решению этой комиссии было принято постановление об оправдании деятелей Алаша с политической и творческой точки зрения. Удовлетворить недовольство прокурора Казахской ССР. Верховный судья Казахской ССР - Т.К.Аймухамбетов. Члены коллегии - Е.Л.Грабарник, К.Т.Кенжебаев». Вскоре с вмешательством секретаря идеологии Центрального Комитета Казахстана О.Жанибекова [7]. Так, в результате множество деятелей Алаша и научно-творческая интеллигенция была оправдана с политической, а позже и с гражданской точки зрения. Появилась возможность восстановить их наследие, упорной борьбы с проблемами общества А.Бокейханов, А.Байтурсынов, М. Дулатов, М. Шокай, М.Тынышбаев, Х.Досмухамедов, Ж.Досмухамедов, М.Жумабаев, Ж.Аймаутов, Ш.Кудайбердиев. В 90-е годы академик К.Нурпеисов, прославленный конкретными научными исследованиями в данной области, автор труда "Алаш и Алашорда" придал большое значение к отнесению данного вопроса: "В области Алашоведения достаточно вопросов, ожидающих совместного научного решения интелегенции. Среди них, по моему мнению, важные - эволюция взгядов представительных деятелей Алашского движения и последующая скорбь участников Алашского движения [8]. По мнению казахстанских историков М.Койгелдиева и Т.Омарбекова, руководители Алашорды, в итоге, придерживались двух целей. Во-первых, освободить от колонизации казахский народ, а во-вторых, вывести казахский народ и традиционное общество со средневековой отсталости к пути культурного развития. Возможно, поэтому данные ученые считали верным называть Алашскую интеллигенцию «национально-демократической интеллигенцией», а партию «Алаш» «национально-демократической» партией [9]. В годы независимости возникло целое направление -Алашоведение благодаря трудам А.Кайдарова, Р.Сыздыковой, А. Алимжанова, М.Бурабаева, Т.Кожакеева, С.Кирабаева, М.Кулмухамета, М.Абсеметова, М.К.Козыбаева, В.К.Григорьева, К.Нурпеисова, А.С.Такенова, М.Койгелдиева, Т.Омарбекова, В.П.Осипова, АҒ.Сармурзина, Т.Какишева и др.. Рождение трудов, одобряющих исследования на конкретных фактических основаниях и в широком хронологическом направлении один знак нового этапа исследования истории интеллигенции и ее творческо- культурного наследия. В особенности вокруг вопросов, связанных с темой нашего исследвания. Нужно отметить труды Х.М.Абжанова и А.Альпеисова, Л.Я.Гуревича и Х.М.Абжанова [10]. В связи с этим, и еще одно исследование Л.Я.Гуревича об интеллигенции и тоталитарном обществе [11]. В своей книге «В потоке истории» Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев так охарактеризовал заслуги деятелей Алаш Орды: «В начале ХХ века задачу выработки казахской национальной идеи взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации. …Сам факт создания национальной политической организации в нашей отечественной истории не до конца осознается. Тем более что многие положения, в свое время выдвинутые руководителями партии «Алаш», сохраняют свое значение и поныне. Это была не националистическая, а патриотическая организация, которая ставила своей целью постепенную трансформацию казахского общества и ее адаптацию к современным реалиям» [12]. Алашская идея, рожденная в начале ХХ в., продолжает служить интересам независимого Казахстана. Пройдет время, придут новые поколения, но и в последующие десятилетия и столетия достойное наследие общественной мысли и духовного опыта алашской интеллигенции будет поддерживать казахстанский народ в потоке истории.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.