ИГРОВЫЕ МОДЕЛИ РАБОТЫ С ЦЫГАНСКИМИ ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В БОЛГАРИИ Илиева М.И.

Медицинский факультет Фракийского университета град Стара-Загора


Номер: 4-2
Год: 2014
Страницы: 272-274
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

образовательная интеграция, интеркультурное образование, игровые технологии, интерактивные игры, educational integration, intercultural education, game technologies, interactive games

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В настоящей статье рассматриваются аспекты тех трудностей, с которыми сталкивается образовательная система в современных условиях Болгарии, и применение игр для улучшения процесса интеграции цыганской общности в самом раннем детском возрасте.

Текст научной статьи

В своих исследованиях Е. Марушиакова и В. Попов упомянули о том, что цыгане (рома) обладают своей общностью, которая негомогенна; она делится на 21 и более групп: рома-лудильщики, рома-корзинщики, рома-кузнецы, рома-барышники, рома-медники, рома-резчики-кустари и иные [5]. По словам Елены Марушиаковой цыганская этническая самоопределенность сложилась в большей мере из несколько этносов. В первую очередь, они являются наследниками древней индийской культуры, причем существующая система каст далее подверглась модификации и это привело к формированию многочисленных групп [6] в современных условиях. Местами имеются группы, которые продолжают вести кочевой образ жизни, то есть отдают предпочтение занятиям трудом вне оседлых поселений. Они также утверждают, что местами существует абсолютная замкнутость одной цыганской группы и неприятие вступления в контакт с другой цыганской группой, что напоминает кастовую дифференциацию, основывающуюся на религиозно-идеологическом принципе организации общества. Контакты между цыганами - мусульманами и цыганами - христианами ни в коем случае не допускаются, а поскольку они имеются, всем ясно за счет чего это возможно [3 ]. В отношении любого поколения применяется объективно обусловленная, а иногда и стихийно осуществляемая „социальная программа”, опирющаяся на состояние материальной и духовной культур, на тип общественных отношений и уровень развития производительных сил, а равно и на те конкретные материальные и идеальные взаимоотношения, которые ведут к становлению самого поколения. Желания и ценности, присущие цыганским семьям, и образовательным учреждениям, учителям, всей совокупности нецыганских организаций и их политике, различны. Сама встреча между ними вызывает возникновение конфликтов, которые скрываются или насильственно экстериоризируются в школе проявлениями нарастающего надоедания и оправданного отказа родителей, а равно и детей, учителей и администраторов. Родители боятся соприкосновения и слияния цыганской и болгарской культур и дальнейшей ассимиляции. Это, наверняка, обусловено тем, что у цыган нет государства. Образование зависит от экономической деятельности, благодаря которой обеспечивается воспроизводство индивидов, и от отношения к жилищной проблеме или к местам оседания, обусловливающим ее осуществление. Поскольку экономическая деятельность реже воспринимается положительно окружающим обществом цыган, несмотря на динамизм их образа жизни и на постоянную адаптацию к среде, можно предположить, что их отношение к трудовой деятельности на штатной основе наиболее нестабильно. На примере школьной жизни становится ясным, что школа на самом деле является проявлением тех самых процессов, происходящих и в обществе, начиная с нежелания принимать цыганских детей в школе, с их своего рода ссылки на последнюю парту в классе и кончая их выгона из школьных автобусов и плохим отношением со стороны большинства их одноклассников. Так, например, Жан Лижеуа говорит, что в некоторых государствах в автобусах или фургонах обустроены мобильные школы, следующие за цыганскими семьями [4 ]. В глобальном смысле, ввиду того, что школа является составной частью окружающего социума, цыгане-рома обычно воспринимают ее очередной принудительной обязанностью, одним из щупальцев, крепко захватывающих их детей для того, чтобы они были ассимилированы. Несмотря на свою нарастающую благосклонность к предоставляемой детям возможности получить образование, родители иногда остаются нерешительными, сталкиваясь с подобного рода противоречиями, и продолжают ставить под угрозу их ненадежное будущее. Лижеуа считает, что они боятся не потерять своих детей, ввиду того, что для них школа представляет не что иное, как переход за пределами их собственного восприятия, а равно и перемена конфликтной природы до сих пор осуществляемых социальных отношений [4]. Такого рода перемен нельзя добиться ни в течение года, ни благодаря распоряжению министров. На это потребуется больше времени и взаимной доброй воли, благодаря которой испытываемые разочарования будут преодолены. После наступления демократических перемен в Болгарии, более того подписанием в 1999 году „Рамочной программы равноправной интеграции цыган-ромов в болгарском обществе” и в 2012 году Национальной стратегии Республики Болгарии для интеграции цыган-ромов на 2012 - 2020 г.г.” болгарским цыганам и их детям были предоставлены реальные возможности, причем образование превратилось в главный приоритет в условиях практического осуществления стратегии [2]. Ввиду того, что раннее детство является одним из важнейших периодов развития детей, с цыганской общностью следует работать, акцентируя самый ранний период развития [9]. Ниже привожу эксперимент, направленный к детям из квартала «Лозенец» гор. Стара-Загора, населенного преимущественно цыганами. Эти дети раннего и дошкольного возраста до сих пор не посещали детские ясли или детский сад Центра низкопороговой предоставляемой общности услуги, так называемого Межпоколенческого дома. Значительная часть непосредственной работы с детьми основывается на игровых технологиях, способности хорошо узнавать окружающий мир путем непосредственного наблюдения, создании навыков и воспитании поведенческих норм, повышении самочувствия и утверждении ценностей семьи как уникальных, акцентируя при этом плавный переход из одной возрастной группы в другую и предотвращая тем самым возникновение стресса у детей при виде нового и незнакомого [1]. Цель эксперимента состоит в том, чтобы учеба была легкой, забавной и занимательной, с получением разных стимулов, без наложения наказаний, добиваясь равнопоставленности взаимоотношений [8]. Дети раннего и дошкольного возраста начинают находить самих себя и ознакомляться с миром человеческих взаимоотношений, расширяя свой круг интересов путем игры и игровых технологий [7]. Наша исходная парадигма заключается в применении интерактивных методов работы, благодаря чему можно добиться системного накопления у детей представлений о природной и общественной среде, обогащения их социально-нравственного опыта, создания наиболее благоприятных условий успешной социализации и образовательной интеграции в детском саду. Основной подход, применяемый социальным педагогом, заключается в том, чтобы ребенок учился путем «делания». [10] Процессы социальной изоляции кореняться в далеком прошлом, причем они сильно связаны с цыганской культурой. Нереально ожидать, чтобы семьи, которые почти не выходят за пределами цыганских гетто, посылали своих детей на обучение вне своего оседлого поселения. Отсутствие применения ранних превентивных мер предотвращения выбытия из школы в более позднем возрасте предопределяет невозможность цыганских детей продержаться в системе образования. Образовательным экспериментом, основывающимся на разных игровых технологиях, предлагается развивать уже апробированную доступную услугу для детей маргинальной общности в целях создания и развития основных социальных умений, без которых невозможна дальнейшая интеграция в системе болгарского образования, а равно и десегрегация цыганских гетто.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.