НРАВСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И ДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ЭТИЧЕСКОГО АНТРОПОЦЕНТРИЗМА РУССКОГО НАРОДНИЧЕСТВА Шалашников Г.В.

НОУ ВПО Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации


Номер: 5-1
Год: 2014
Страницы: 320-322
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

народничество, солидаризм, этика, нравственное чувство, populism, solidarism, ethics, moral sense

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются вопросы этико-нравственного анализа идеологических воззрений представителей русского народничества, показаны различные подходы к понятиям морального творчества, выбора и нравственного действия на примере нравственного антропоцентризма П.Л. Лаврова и его современников.

Текст научной статьи

В русской философской традиции второй половины XIX века особенно пристальное внимание уделялось проблемам этического обоснования бытия человека. Неслучайно, именно в этот период формируются основные направления осмысления нравственного начала, в рамках религиозно-философской и антропологической направленности. Своеобразное нравственное учение сложилось в рамках философии русского народничества, которая в своей основе базировалась на концептуальных позициях антропологического материализма и позитивизма. Эту традицию развивали такие виднейшие мыслители своего времени как Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, М.А. Бакунин и др. В рамках указанной традиции интересным представляется осмысление таких категорий нравственной философии как моральное творчество и нравственное действие которое представлено в этическом антропоцентризме П.Л. Лаврова. В основу своей позиции по отношению к творчеству и действию Лавров положил представление о морали как продукте неизбежной эволюции человека, выхода его из первоначального животного состояния. Он полагал, что после того, как человек добился ведущей роли над животным миром, у него появилась возможность более глубоко осмыслить свои желания и способы своей деятельности. Затем у человека появляется стремление реализовать свои душевные порывы путём особого вида деятельности, но которая в целом практически обусловленной необходимости не имеет. Такого рода деятельности выступает деятельность творческая или просто творчество. Творчество выступает особым источником нравственного чувства в сознании каждой личности. Оно обусловлено внутренним желанием человека. Лавров говорит об этом так: «Желание - источник знания, источник творчества есть тоже источник жизненной деятельности, развития. Если бы я не желал, я бы не действовал; существует даже болезненное состояние - апатия, которое представляет развитию ребёнка в человека самое большое препятствие. Если б желание ограничивалось мгновеньем и не оставляло следов в нашем воображении после своего удовлетворения или неудовлетворения, то жизнь была бы непрерывным рядом радостей и страданий без всякого развития» [1,132]. Об этом говорил и Н.Г. Чернышевский. Он указывал на то, что цель всех человеческих стремлений в целом состоит в получении наслаждений. Но источники наслаждения бывают двух родов: к одному роду принадлежат: «…мимолетные обстоятельства, не зависящие от нас или если и зависящие, то проходящие без всякого прочного результата; к другому роду относятся факты и состояния, находящиеся в нас самих прочным образом или вне нас, но постоянно при нас долгое время» [5, 220]. С одной стороны творчество представляет собой разновидность человеческой деятельности, с другой стороны, оно рассматривается мыслителем отдельно, как особый источник нравственного чувства, находящийся в неразрывной связи с остальными деятельными процессами, которые осуществляет личность на протяжении своей жизни: «Точно так же как все процессы творчества прибавляли реальный признак к тому, что заключалось во внутреннем мире человека, так и действия человека прибавляют к последнему признак совершения» [2, 540]. П. Л. Лавров выделяет в творческом начале в первую очередь, разумное и внутреннее духовное начало, поэтому творчество гораздо в большей степени приближает человека к нравственному пониманию своего бытия. Однако здесь важно единство с действиями. Творчество, в отличие от простой насущной жизненной деятельности, побуждает к внутреннему исканию нравственного начала внутри себя самого для дальнейшего воплощения в чём-то материальном. Здесь уже многое зависит от самого человека, от его желания искать способы реализации своих творческих порывов. Мыслитель формулирует это положение следующим образом: «Форма жизненной деятельности дается человеку извне и от него зависит лишь в незначительной степени: он в ее рамке развивает свою нравственную личность. Форма творческой деятельности создается человеком, и он в каждый, момент вносит в нее свое нравственное готовое содержание». [2,541]. И далее следует такой вывод, что все процессы творчества придают реальность тому, что имеется во внутреннем мире человека, соответственно действия человека придают фактическую реальность, тому что скрывается Нужно сказать, что творчество, как источник нравственного чувства играет важную роль для начала формирования в сознании человека образа личного идеала. Именно личный идеал является главным признаком готовности человеческого сознания к нравственному осмыслению своего внутреннего бытия. Нравственно-онтологический контекст идеала у мыслителя характеризуется через внутреннее творческое чувство личности, его бытийную определённость. В результате дальнейшего развития разума человека его способность к творчеству расширяет личный идеал достоинства по мере расширения деятельности и отношений между людьми в процессе этой деятельности. Творческий порыв позволяет человеку реализовать на практике своё понимание прекрасного и нравственного. Поэтому П.Л. Лавров важное значение придаёт эстетическому началу, как наиболее яркому воплощению творческих порывов человека. Однако, как уже говорилось в предыдущем параграфе эстетическое начало не является непосредственным воплощением нравственного. Только в условиях сформировавшегося в сознании личного идеала человек способен осознать то, как в дальнейшем он должен будет развиваться и наслаждаться. И наслаждаться и развиваться и поддерживать своё достоинство мешают в действительной жизни весьма многочисленные препятствия, для преодоления которых у человека есть физическая сила, ум и твердость характера. [4,14]. Но чтобы правильно применять эти силы для достижения максимальной пользы для себя, обязательно нужен идеальный образ, а он начинает формироваться только в процессе творчества. П.Л. Лавров в своих сочинениях приводит пример, когда художник, пытаясь создать гениальное живописное творение, находится в той стадии творчества, когда он борется за соответствие идеала сформированного с идеалом, воплощённым в красках. Художник начинает в нём сомневаться, он отыскивает пути подтверждения того, что он находится на правильном пути, соотнося своё желание с к конкретным воплощением, с тем, что у него получается творить, и в итоге цельный, живой образ встаёт перед его мыслью. Он сначала неконкретен, абстрактен, он состоит из отдельных фрагментов, которые есть результат его практических действий, но он: «верит в его жизненность, в его внутреннюю красоту, … в процессе художественного творчества критика не принимает участия, а участвует вера в жизненность образа» [3,233]. Именно здесь можно говорить о том, что творец подошёл к началу завершающей стадии морального творчества, а именно преодоление собственного эгоизма, который торжествует в полной мере в процессе борьбы человека за выживание и верховенство в своей среде обитания, через свои духовные интересы и переживания. Человек обретает возможность заниматься не просто творчеством, а творчеством моральным, он не просто созидает, он созидает нравственное начало в себе и вокруг себя. В заключении стоит отметить, что в этике русского народничества существовала четкая взаимосвязь процесса морального творчества и повседневной социальной деятельности. Как считали идеологи народничества творческая способность требует стройности и определённости в сознании, и здесь необходим источник другого рода нравственных идеалов, которые выступают более ограниченными, чем идеал самостоятельной и справедливой личности. Такими идеалами представители народничества считали общественные идеалы. Это и был важнейший результат творческого и действенного процесса.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.