РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ УНИКАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ Рынковская М.И.

Российский университет дружбы народов


Номер: 6-2
Год: 2014
Страницы: 170-172
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

уникальные сооружения, развитие архитектуры, современная архитектура, пространственные конструкции, unique structures, architecture development, modern architecture, large-span space structures

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуется одна из тенденций в современной архитектуре - строительство уникальных сооружений - с учетом влияния развития строительной науки и предлагается вывод о перспективах этого направления.

Текст научной статьи

Анализ существующих, а также строящихся зданий и сооружений, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время можно выделить несколько основных тенденций. Одна из них - это зрелищные, уникальные, выдающиеся сооружения, призванные привлечь внимание, формирующие новый список достопримечательностей, реализующие современные достижения инженерной науки. Это здания-символы, здания - предметы соревнований стран, корпораций, организаций. При возведении таких зданий применяются самые современные строительные и отделочные материалы, передовые технологии и модные архитектурные приемы. Именно благодаря постоянному развитию строительной отрасли в большинстве случаев и стали реальностью такие сооружения. Первые впечатляющие здания были религиозного назначения (соборы, храмы, мечети), позже стали появляться уникальные сооружения зрелищного назначения (стадионы, театры) и, конечно, строились статусные здания (дворцы, замки). Но существующие технологии и знания инженерной науки ограничивали пространство для фантазии архитектора, что делало сооружения достаточно массивными. С появлением новых материалов, технологий, инженерных расчетов стало возможным облегчать конструкции и придавать им необычные формы, что привело к тенденции возведения сооружений, производящих впечатление невесомых, в противовес прошлым массивным конструкциям. Однако, прежде всего, эта тенденция распространилась на статусные и зрелищные сооружения, в то время как сакральная архитектура не сразу отреагировала на нововведения и в основном придерживалась сложившихся традиций. Примером начала такой тенденции в сакральной архитектуре может служить широко известный Храм Святого Семейства (кат. Temple Expiatori de la Sagrada Família) в Барселоне (Испания), строительство которого началось еще в 1882 году по проекту Антонио Гауди и продолжается до сих пор. В основе конструкции храма применяется бетон, а с точки зрения геометрии - разнообразные линейчатые поверхности, образующие плавные линии, например, гиперболоид, коноид, геликоид. Также в проекте много круглых и эллиптических элементов. История строительства храма интересна, в том числе и тем, что по мере его возведения менялись времена и технологии, и на его примере можно проследить этапы развития строительной науки, ведь к реализации проекта на всем протяжении стройки привлекались самые лучшие и передовые технологии. Если в начале строительства проект был в руках одного Гауди, который придумал облик здания и руководил его воплощением, вручную создавал чертежи и макеты, то в настоящее время, для того чтобы реализовать его идеи, привлекаются самые современные компьютерные технологии, такие как САПР и 3Dмакетирование, позволяющие значительно ускорить процесс строительства. В качестве примера переходного этапа можно назвать построенные в 1986 году и представляющие собой достаточно нетрадиционные постройки церковь Хадльгримскиркья в исландском Рейкьявике (Рис. 1) и мечеть Фейсал в пакистанском Исламабаде. А наиболее ярко воплощают тенденцию в сторону облегчения конструкции и необычных форм построенное в 2011 году здание протестантской церкви Лютера Кинга в австрийском городе Хайнбург (Рис. 2) и построенная в 2014 году Центральная мечеть в немецком городе Кельне (Рис. 3). Что же касается сооружений зрелищного назначения (Рис. 4, 5, 6), то их стремятся делать как можно более современными, с применением новых материалов, чтобы они привлекали внимание и отражали актуальность и современность мероприятий, для которых предназначены. Например, на фасаде построенного в 2001 году музея развития науки и инноваций (Рис. 4) в г. Токио (Япония) выделяется полусфера, как бы дублирующая расположенный внутри музея огромный сферический дисплей, на котором можно наблюдать Землю из космоса. Построенное в 2011 году здание концертного и конференц-холла Harpa (Рис. 5) в столице Исландии Рейкьявике похоже на кристалл неправильной формы, так как его стены состоят из стеклянных ячеек со встроенными светодиодами, которые преломляют свет и создают игру красок. А в австрийском городе Грац в 2003 году открылся резко контрастирующий с окружающей застройкой музей современного искусства (Рис. 6), внешняя отделка которого выполнена как медиа-инсталляция площадью 900м2 с применением технологии BIX [3]. Очевидно, что площадка для размещения разных видов современного искусства должна соответствовать современным представлениям. В то же время если речь идет о классическом искусстве, то часто достаточно наличия отдельных современных деталей в архитектуре при сохранении традиционности общего облика сооружения. В свою очередь под статусными зданиями современности подразумеваются уже не дворцы, а скорее корпоративные сооружения. С появлением небоскребов частично поменялся подход к необычным зданиям, стало трудно строить выдающиеся сооружения для личного пользования. При этом главы корпораций могут занимать верхние этажи корпоративных зданий, но в части личного жилья в этом секторе можно скорее заметить тенденцию в виде стремления к простоте, уединению и единению с природой. Таким образом, определенную часть спроса на уникальные здания формируют крупные корпорации и быстроразвивающиеся азиатские страны, где уникальные здания часто проектируются многофункциональными с одновременным размещением в них офисов, торгово-развлекательных и жилых помещений. Если раньше величественные здания были символом религиозного расцвета, являясь самыми высокими, массивными, необычными и дорогими, то теперь они служат символом скорее материального благополучия и площадкой для применения современных достижений строительной отрасли, в частности материалов и технологий. Уникальные сооружения своим существованием всегда иллюстрировали расцвет инженерной мысли, единичные зодчие могли продумать возведение подобных сооружений, но это влекло за собой такие недостатки как нерациональный с современной точки зрения расход материалов, маленькие пролеты, большие сечения колонн, балок и перекрытий. В настоящее время над проектами трудятся компьютеры почти наравне с командами проектировщиков. Благодаря развитию компьютерных технологий, появлению новых строительных материалов и технологий стало реальным перекрывать огромные пролёты, применять интересные пространственные конструкции и оболочки, реализовывать самые необычные полеты фантазии архитекторов. Немаловажную роль в развитии проектирования современных впечатляющих зданий играет также развитие инженерной науки и исследования в области геометрии и расчета оболочек, появление новой справочной литературы, так как часто в архитектуре современных уникальных сооружений лежат пространственные конструкции и неканонические оболочки, геометрию и расчет которых в прошлом было практически невозможно реализовать. Можно сказать, что проектирование зданий необычной формы распространено и, скорее всего, в ближайшее время будет востребовано, как минимум по двум причинам. Первая - это наличие стойкого спроса на такие сооружения. Например, многие корпорации хотят иметь в качестве главного здания для размещения своей штаб-квартиры уникальное, интересное здание, которое выделяло бы их на фоне остальных (Рис. 7). Это повышает их статус, помогает создать положительный имидж. Спортивные и зрелищные сооружения интересных форм тоже повышают статус проходящих на них мероприятий, привлекают зрителей, и таким образом приносят прибыль. То есть заказ на проектирование такого здания является не столько необходимостью получения площадки для размещения офисов или трибун, сколько вложением средств в имидж с надеждой на последующую отдачу. Поэтому на первый план выходит не стоимость строительства, а образ будущего здания, его современность, и, например, отражение в архитектуре здания сферы деятельности компании. Вторая причина - наличие стойкого предложения. Многие архитекторы и проектировщики с удовольствием берутся за проекты уникальных сооружений, поскольку принять участие в проектировании знакового здания - это значит повысить профессиональный уровень и репутацию, получить возможность разработать интересный проект, поработать с самыми современными технологиями и материалами и оставить след в истории архитектуры. Скорее всего, в ближайшее время появятся новые учебные курсы и курсы повышения квалификации, направленные на подготовку специалистов и в этой сфере архитектуры и строительства. Например, в Московском государственном строительном университете (МГСУ) готовят инженеров по специальности «Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений», а в Российском университете дружбы народов (РУДН) открыта магистратура по направлению «Строительство» по специальности «Архитектура, геометрия и расчет большепролетных пространственных структур и оболочек», что может быть интересно не только студентам, но и действующим проектировщикам архитектурно-строительного профиля, желающим повысить свою квалификацию в этой сфере.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.