РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПОЭЗИЕЙ НОНСЕНСА (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА Л. КЭРРОЛЛА) Кунгурова И.М.,Мышкина М.А.

Тюменский государственный университет


Номер: 8-1
Год: 2014
Страницы: 283-286
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

развитие, интерес к чтению, Л. Кэрролл, «Приключения Алисы в Стране чудес», development, interest to reading, L. Carroll, «Alice's Adventures in Wonderland»

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье представлена система упражнений на материале сказки Л. Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес», направленная на развитие интереса к чтению на английском языке.

Текст научной статьи

В современном быстро меняющемся социоально-культурном контексте непрерывное образование является залогом успешной адаптации человека в обществе. Умение самостоятельно учиться, осваивать новое, работать с информацией, анализировать ее и критически оценивать становится одним из условий социализации личности. В этой связи возрастает роль чтения как базового умения, лежащего в основе непрерывного образования. Чтение на иностранном языке является одной из составляющих информационной культуры современного человека. В данном контексте иностранный язык становится вторым рабочим языком, а чтение на иностранном языке дополнением к чтению на родном языке. Поэтому чтение на иностранном языке не должно отрываться от тех задач, которые ставит чтение на родном языке. Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника чтения, накапливался лексический запас слов, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера - и проще и интереснее. Чтение, по существу, является одной из основных сфер иноязычного речевого общения в самостоятельной работе. При этом оно выполняет различные функции: цели практического овладения иностранным языком, средства изучения языка и культуры в условиях углубленного изучения иностранного языка, средства информационной, образовательной и профессионально ориентированной деятельности учащегося, а также средства самообразования и рекреативной деятельности. Помимо этого, практика в чтении позволяет поддерживать и совершенствовать не только умения в чтении, обеспечивающие понимание и интерпретацию читаемого, но и фазовые логико-смысловые умения, умения, связанные с переработкой смысловой информации, когнитивные способности, реализуемые в иностранном языке. Что же такое интерес в педагогической психологии? «То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным» (В. Сухомлинский) [1,45]. Значение понятия «интерес» в педагогической психологии достаточно широкое: этот термин употребляется для обозначения таких понятий как «внимание», «любопытство», «сосредоточение», «осведомленность», «желание» и «мотивация». Мы остановимся на понимании интереса как эмоционального переживания познавательной потребности. Интересно то, что эмоционально значимо. «Нонсенс - литературное направление, возникшее в Великобритании в Викторианскую эпоху. Традиционно оно представляется отрицательной реакцией на уклад жизни Англии XIX века. Тогда как именно время правления королевы Виктории оказывается наиболее благоприятным для создания чистого нонсенса Лира Э. и Кэрролла Л. [4]. Важно отметить, что именно на это время приходится расцвет детской литературы, в которой отражаются все концепции понятия интерес [4]. Существуют такие произведения в этом жанре, как: «Винни Пух» Ал. Милна, «Долгий путь к чаепитию» Энтони Берджеса, да и книги Кэрролла об Алисе не так уж малы. Довольно большое место в литературе нонсенса заняли лимерики, форму которых первым использовал для этой цели поэт и художник XIX в. Эдвард Лир. Он заимствовал эту форму из ирландской литературы, где она использовалась еще в XVIII в. группой поэтов из ирландского графства, называвшегося «Лимерик», и ввел ее в английскую. Но, тем не менее, книги для детей должны были отличаться морализаторской и дидактической нравственностью. Нонсенс отказывается от явного поучения. По признанию его авторов, их основным стремлением было - развлечь своих маленьких читателей [7]. Итак, произведение в жанре нонсенса представляет абсурд, в котором автор, как бы играючи, создает невероятные персонажи и ситуации, вызывающие в сознании читателя самые разные образы, сочетание которых может создавать комический эффект; или «нонсенсное» произведение представляется в стихах, в которых автор, работая над звучанием слов, меняет их, используя, например, portmanteauword, или комбинирует слова на базе больше звучания, чем смысла, придумывает язык, вызывая этим неожиданную подборку слов [7]. Эффективно решить задачи формирования интереса к чтению, можно используя серию следующих упражнений, которые можно применять при работе со стихотворениями Л. Кэрролла из сказки «Приключения Алисы в Стране чудес». Применение поэтических произведений позволяет учителю решить сразу веер педагогических задач. Прежде всего, она организует учащихся, настраивает на рабочий лад. Кроме того, ученики плавно погружаются в атмосферу иностранного языка. Заучивание стихов и рифмовок развивает память учащихся, а если учитель подходит к этому моменту творчески, то еще и воображение. В процессе урока английского языка работа над стихами приобретает иной характер. Это уже работа не столько над фонетикой, сколько над содержанием. Значительное внимание уделяется при этом художественным изобразительным средствам языка и стилю поэтического произведения. «Знакомство с поэтическими произведениями поэзии нонсенса способствует духовному обогащению учащихся, развитию их этических взглядов и эстетического вкуса. Изучение английской поэзии стимулирует познавательную активность школьников, развивает их мышление, знакомит их с культурой народа, язык которого они изучают. Приобщение к лучшим образцам иноязычной поэзии способствует преодолению национального культуроцентризма и расширяет кругозор учащихся [3]. «Предлагаемые для изучения стихотворения представляют собой выдающиеся произведения англоязычной поэзии, отобранные с учетом возрастных психологических особенностей и интересов детей» [3]. Для успешного достижения поставленных нами целей необходимо разделить работу на несколько этапов: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. К упражнениям дотекстового этапа можно отнести: Упражнения на узнавание слова по формальному признаку: 1. Определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова. “Fury said to a mouse, That he met in the house, «Let us both go to law: I will prosecute YOU. - Come, I'll take no denial; We must have a trial: For really this morning I've nothing to do.» Said the mouse to the cur, «Such a trial, dear and condemn you to death.» Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку: Sir, With no jury or judge, would be wasting our breath.» «I'll be judge, I'll be jury,» Said cunning old Fury: «I'll try the whole cause, 1. Заполните пропуски подходящими по смыслу словами. “Fury said to …, That he met in …, «Let us both go to law: I will prosecute … (a mouse, the house, YOU) На текстовом этапе предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста. Упражнения на свёртывание текста: 1. Расположите предложения четверостишья по степени важности информации. That your eye was as steady as ever; What made you so awfully clever?' Yet you balanced an eel on the end of your nose- 'You are old,' said the youth, 'one would hardly suppose Be off, or I'll kick you down stairs!' Said his father; 'don't give yourself airs! 'I have answered three questions, and that is enough,' Do you think I can listen all day to such stuff? На послетекстовом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста, а так же использовать ситуацию текста в качестве языковой/ речевой/ содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. Упражнения на выявление темы текста: 1. Выявите слова, выражающие тему в четверостишье, в стихотворении. “How doth the little crocodile Improve his shining tail, And pour the waters of the Nile On every golden scale! (Animals) Яркость, образность, фантазия в стихах для детей пробуждают у них интерес к иностранному языку. Разучивание стихов - активный прием пополнения словарного запаса детей. Ритмический и мелодический рисунок стихов, четкая рифма и повторяемость языковых единиц значительно облегчают и ускоряют усвоение и закрепление лексики, характерных оборотов речи, грамматических структур. Стихотворения, как один из видов речевого общения, являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В стихотворениях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизировать. Разучивая стихотворения, дети легче овладевают произносительной стороной речи, усваивают иностранный и ритмический рисунок речи. Эффективны для этого короткие стихотворения. Их рекомендуется использовать для фонетической зарядки, гимнастики языка. Поэтические произведения в основном отображают близкие и созвучные детям явления окружающего мира, действия, поступки, оценки и отвечают познавательным и речевым потребностям детей. Поэтому их содержание имеет личностную значимость для детей, а языковой материал стихотворных произведений обладает коммуникативной ценностью, так как маркирован речью. При работе над стихотворным материалом нужно соблюдать ряд требований. Для учебных целей отбираются доступные по содержанию произведения. Языковой материал этих произведений должен отвечать программным требованиям. Заучивание стихотворений не должно стать самоцелью. Нужно добиваться полного понимания и осмысления, как содержания, так и языкового воплощения этого содержания в стихах. Нужно добиваться, чтобы речевой материал из стихов выходил затем непосредственно в речь детей, использовался в их межличностном общении. Поэтому стихи должны быть гармоничной частью общего сюжета занятия, соотноситься с темами и ситуациями общения на уроке и во внеурочное время. Таким образом, стихотворения стимулируют учеников к монологическим и диалогическим высказываниям, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствует развитию как подготовительной, так и не подготовительной речи, развивают грамматические и лексические навыки.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.