ДЕМОКРАТИЯ УРАВНИВАЕТ ЛЮДЕЙ В ПРАВАХ: В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПАРАДОКС РАВЕНСТВА? Конджакулян К.М.,Свиридова Е.С.

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики


Номер: 1-2
Год: 2015
Страницы: 40-41
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

демократия, право, равенство, democracy, law, equality

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье анализированы общие вопросы понимания демократии через призму современного миропорядка.

Текст научной статьи

Данная тема изначально парадоксальна. С первого взгляда равные права и равенство - понятия тождественные, однако здесь определённо есть свои нюансы, которые впоследствии будут проанализированы в работе. Данная тема довольно актуальна именно сегодня. В нашей стране строится демократическое общество, принята демократическая Конституция, действуют законы демократии, внедряются и всё больше завоёвывают своё пространство демократические ценности. Но всё чаще перед властью встают вопросы о декоративности российской демократии. Необходимо отдавать отчет в том, что в такой молодой стране (по типу политического режима) как Россия, не может существовать совершенно развитой демократии «1, 88». Например, возраст демократии в США насчитывает более 200 лет. Необходимо понять, что же такое равенство прав, а также ответить на вопрос: «Существует ли вообще в природе человеческих отношений равенство?» и наконец, необходимо сделать определенные выводы «2, 87». Как известно, равноправие человека и гражданина установлено в ст. 19 Конституции, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и констатирует, что все равны перед законом и судом. Провозглашение в Конституции равноправия человека и гражданина имеет принципиальное значение для нашего общества. К сожалению, приходится признать, что приведенная выше конституционная формула не во всех случаях и не всегда отражает реальные отношения между гражданами. Не всегда и не все органы государства действуют в строгом соответствии с ней. Более того, за последнее время в стране участились случаи конфликтов на национальной почве, разжиганию которых способствует подчас бездействие отдельных органов государства и местного самоуправления «3, 288». Существует определенная зависимости между реализацией равноправия и социальным положением разных людей. Например, чтобы избавиться от предварительного ареста необходимо внести залог, который сможет внести более состоятельный человек. Человек с меньшим заработком придется остаться в заключении. Как следствие из вcего выше перечиcленного назревает вопроc: «А может вообще быть в человеческих отношениях равенство?». В данной ситуации можно привести несколько примеров. Во-первых, несмотря на то, что государство стремится к социальному равенству, «социалистическая» система власти постоянно сочетает дискриминацию и привилегии, которые обычно скрывают. Характерный пример - установление привилегии для лиц, в зависимости от уровня и сферы их деятельности, таких как иммунитет (фактический) от уголовного и административного наказания, персональные пенсии и многое другое вплоть до мест на престижных кладбищах. Также в ряде развивающихся стран (это, кстати, присуще и некоторым социалистическим) даже если равноправие конституционно провозглашено, оно сводится на нет практикой трайбализма (от англ. tribe - племя; при переводах с французского часто транскрибируется «трибализм»; вспомним также древнеримские трибы). Эта практика заключается в предоставлении привилегий лицам из определенной племенной группы; представитель которой, ставший, например, президентом, может назначить на государственные должности своих соплеменников. В заключении можно сделать вывод, что понятие равенства стало частью общественного сознания, и можно утверждать, что государство признается и является демократическим тогда и только тогда, если оно провозглашает принцип равенства в отношениях между людьми и между народами и делает все возможное для того, чтобы воплотить его на практике «4, 122.». К субъективным обстоятельствам относятся многие предрассудки, которые связанны расовой, национальной и религиозной принадлежности. Таким образом, главной задачей демократического государства является уменьшение влияния этих и иных обстоятельств на существующее неравенство. Наиболее реальным шагом является провозглашение и обеспечение государством если не равенства, то равноправия. Равенство обеспечивает всех граждан страны одинаковыми правами и обязанностями. Равноправие же признает равенство граждан в самых значимых правах. Например, принцип равенства заключается в том, что суд осуществляет одинаковую судебную защиту всех прав и интересов лиц, принимающих участие в судебном процессе. А из принципа равноправия следует, что стороны пользуются равными правами на равных условиях при подаче заявлений, ходатайств и прочих процессуальных обязанностей и прав. Конечно, как показывает практика государственно - правовых отношений, задача уменьшить влияние объективных и субъективных обстоятельств на существующее равенство весьма непроста, но ее решение необходимо как для развития гражданского общества, так и для обеспечения поддержки авторитета государства.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.