ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Осьмакова О.Н.

Белгородский университет кооперации, экономики и права


Номер: 1-2
Год: 2015
Страницы: 41-44
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

правовое регулирование, источник права, миссионерская деятельность, legal regulation, a right source, missionary activity

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуются вопросы правового регулирования миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Автор предлагает анализ правовых документов касающихся целого ряда проблем сопровождавших миссионеров в различные исторические периоды. Особое внимание в статье уделено геополитическим особенностям, наложившим свой отпечаток на формирование источников права, регулировавшим деятельность православной миссии.

Текст научной статьи

Исследуя процессы формирования правового регулирования миссионерской деятельности, стоит отметить, что Русская православная церковь с 988 по 1589 годы входила в состав константинопольского патриархата в качестве метрополии. Особенностью данного периода является то, что константинопольский патриархат, контролируя русскую митрополию, практически не регулировал миссионерскую деятельность русской православной церкви, которая постоянно осуществлялась как внутри, так и за пределами Русского государства по инициативе отдельных представителей церкви. Новый этап в развитии правового законодательства, регулирующего миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви в России, связан с периодом патриаршества (1589-1721). Важным документом, определившим основные элементы миссионерской деятельности в России на данном этапе был закон «О веротерпимости» 1689 года. Он определял православие как господствующую в России религию. С конца XVII века в правовых источниках все больше уделяется внимание наказаниям, как в гражданских делах, так и в делах церковных, в том числе, им подвергались и участники миссионерской деятельности. В связи с тем, что верховная государственная власть близка в этот период с интересами православной церкви, то уклонение от исполнения церковных правил, карались государственными законами. С Петра I начинается новый - синодальный период в истории Православной Церкви и в особенности истории российского церковного права. В этот период, в отличие от двух предыдущих, государственная власть являлась главным органом и фактором церковного преобразования. Церковное управление приняло формы государственного управления и во многом стало частью последнего. Вместо единоличного патриарха, главы русской церкви, в 1721 году утвердилось, по образцу государственных коллегий, коллегия духовная, вскоре переименованная в Святейший Правительствующий Синод, составлявший орган высшего центрального управления Русской Православной Церковью. Внутри синодального периода можно выделить два этапа в развитии правового регулирования миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в России. Первый этап - 1721-1801 - связан с первыми попытками юридического определения проповеднических обществ и установлением их положения в системе права. Большую роль в правовом регулировании православной миссии на данном этапе, играли источники общецерковного права, которые состояли из книг Священного Писания, канонического кодекса, канонического сборника (Номоканона), Духовного Регламента, «Книги об обязанностях проповедников святой церкви». С 1730 года в России активно создаются миссионерские общества. Правовые аспекты их деятельности отражены в постановлениях по ведомству православного исповедания (уставах). С 1738 года указом Синода была сформирована система церковного судопроизводства внутри миссионерских обществ. С 1761 году на заседании Святейшего Синода ставился вопрос относительно кандидатов в проповедники. Он был разрешен в постановлении, в котором давались наставления в их выборе. С 1781 года миссионерские общества берут под контроль призрение нищих и убогих. На втором этапе - 1801-1917 - на основе проповеднических обществ появляются миссионерские организации, юридический статус которых четко определен российским правом. Так в 1802 году все законодательство Святейшего Синода было разделено по годам и сферам деятельности и вошло в «Свод постановлений Святейшего Синода касательно миссионерских обществ». В нем отражались все нормативные акты регулирующие распространение православия в Российской империи и за ее пределами, большое внимание уделялось имущественным отношениям миссий. В начале XX века в Российской империи формируется система судопроизводства по делам членов миссий. Оно делилось на два вида: преступления светских лиц против веры, нарушение церковных правил, уставов подворий и преступления духовных лиц. В соответствии с законом 1904 года «О исправлении прав миссионерских организаций», преступления против православной веры, соединенные с нарушением церковных правил, подлежали ведомству светского суда. Предварительное следствие, относящееся к данному виду преступлений, начиналось по письменному заявлению начальника миссии. В случае возбуждения уголовного дела по вопросам, касающимся членов миссии, судья и члены прокурорского надзора должны были избираться из лиц православного исповедания. Таким же образом избирались и присяжные заседатели по делам, подлежащим рассмотрению с их участием. При наличии лиц не православного вероисповедания среди присяжных заседателей в рассмотрении названных дел, их заменяли запасными заседателями, исповедовавшими православие. С 1907 года к уголовной ответственности стали привлекаться члены миссий, не принимавших мер к ликвидации на вверенной им территории богохуления и кощунства. Данное бездействие считалось уголовно-безразличным. Становление советской власти после Октябрьской революции 1917 года характеризуется изданием нормативно-правовых актов, направленных на упразднение миссионерской деятельности в России. Основным законодательным источником, регулирующим отношения Советского государства и Русской Православной Церкви стал «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Следуя постановлениям данного нормативно-правового акта, принятого Советом Народных Комиссаров РСФСР 23 января 1918 года, в России устанавливался светский характер государственной власти, свобода вероисповедания. В декрете оговаривалось, что все религиозные организации лишались имевшихся у них юридического статуса и мер принуждения или наказания в отношении других лиц. Миссионерские общества лишались своего имущества, которое было объявлено народным достоянием. Одним из основных документов регулирующих миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви на современном этапе стала принятая на заседании Святейшего Синода 27 марта 2007 года «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». Данный документ отразил современное состояние православной миссии. Он сформулировал общие принципы, цели, задачи миссионерского служения. В изучении вопроса о формировании нормативно-правовой базы миссионерской деятельности Русской Православной Церкви большую роль играют документы определявшие положение православных миссионеров за пределами России. Большую нормативно-правовую базу православная миссия накопила в ряде стран, а именно США, Китае, Европе (Великобритании, Германии, Франции). Русской Православной Церкви официально начала свою миссионерскую деятельность в США с 1870 года. Первый православный приход был создан в Нью-Йорке. Развитие миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в США продолжалось до конца XIX века. В это время миссионерская работа в США, основываясь на указах Синода, как и любая другая православная миссия, имела права и обязанности, за нарушение которых несла ответственность перед светским и церковным судом. Стоит отметить, что члены православной миссии в Нью-Йорке не получали от местных властей никаких привилегий, в отличие от других миссий. Изучение нормативного регулирования миссионерской деятельности Русской Православной Церкви будет неполным без рассмотрения европейской специфики законодательства в данной области права. Стоит отметить, что жители европейских стран в своем большинстве не исповедовали православие, его приверженцами были русские эмигранты. В связи с незначительным количеством по сравнению с другими конфессиями православных верующих органы законодательной власти издавали в основном нормативно-правовые акты регулирующие положение верующих сразу нескольких вероисповеданий, и лиши изредка можно встретить в архивах документы, касавшиеся миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. В целях регулирования миссионерской деятельности в странах Западной Европы (Великобритании, Германии, Франции) Синод использовал особые нормативно-правовые принципы. Во-первых - создание правовых норм, которые регулируют сразу несколько сторон жизни миссии. Во-вторых - наличие в нормативных документах Синода указания (прямого или косвенного) на ведение борьбы с еретическими искажениями православной веры. Также - строгое ограничение участников присутствующих на богослужении. Помимо этого - согласование и соотнесение православных традиций и местного законодательства. И, наконец, введение системы мер наказания виновных (как духовных лиц, так и мирян) за проступки и способов их правовой реабилитации. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви активно развивалась не только в странах Запада, но и Востока. Широкое нормативно-правовое обеспечение она получила в Китае, где ее деятельность берет начало в 1715 году и официально разрешена до настоящего времени. Принятые Синодом документы отражали права и обязанности членов миссии в рамках осуществления их деятельности и в соответствии с местным законодательством. До середины XX века миссия активно развивалась и получала поддержку со стороны китайского правительства. После победы социализма в Китае новые законы все больше ущемляли права миссионеров, особенно китайцев. К началу XXI века миссионерская деятельность была официально прекращена и фактически велась одним-двумя проповедниками. Современное китайское законодательство не позволяет осуществлять миссионерскую деятельность не гражданам Китая, в связи с чем практически не осуществляется [2,12]. Таким образом, формирование нормативно-правового регулирования миссионерской деятельности началось в России и затрагивало различные сферы жизни православной миссии. В нормативных актах государство определяло права и обязанности миссионеров, а также наказания за нарушения ими светского и церковного законодательства [1,23]. Нормативно-правовая база, созданная в России, стала использоваться Синодом при регулировании миссионерской деятельности за границей при ее распространении [3,36]. Геополитические особенности наложили определенный отпечаток на формирование нормативно-правовой базы регулировавшей миссионерскую деятельность Русской православной церкви. Так в США была заложена многоуровневая методологическая основа формирования штата миссии. В Китае же наоборот большую роль отводили начальнику миссии, поэтому система правовых норм касалась в большей степени его. В Великобритании была впервые приведена классификация законодательной базы регулировавшей миссионерскую деятельность - «законы учения, священнодействия и правительственной власти» [4,37]. Судопроизводство по духовным делам миссии наиболее полно отражено в инструкциях Синода направленных в православную миссию в Германии. И, наконец, формирования правовой базы для приведения в исполнение наказаний и их подразделение в зависимости от вины, а также разделение наказаний на общие и специальные было сделано во Франции.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.