ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ НА СМЫСЛОВУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ Ляченкова В.В.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова


Номер: 1-2
Год: 2015
Страницы: 203-206
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

психическая травма, смысловая сфера личности, травматическая ситуация, psychic trauma, meaning sphere of the person, traumatic situation

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной работе рассматривается проблема психической травмы с точки зрения воздействия травмирующей ситуации на смысловую сферу личности. В статье дифференцированы последствия травмы, обозначены не только ее негативные последствия, определена роль травмы как возможности для личностного роста и развития.

Текст научной статьи

Влияние травматических ситуаций на жизнь людей является актуальной проблемой нашей жизни. История формирования самого понятия психологической травмы или травматического стресса берет начало еще в древности. Описание воздействия психотравмирующих ситуаций на человека можно найти в теории истерии Платона, и в трудах Гомера,в исландских сагах, у Лукреция и Цицерона, а позднее у Шекспира и Гете[11]. Научное изучение данного вопроса началось в 19-м веке с работ английского невролога Дж.Эрикшейна, который дал описание функционального расстройства нервной системы у лиц, перенесших железнодорожную катастрофу [14]. Эрикшейн склонялся к органическому пониманию травматических последствий и трактовал их как результат механического повреждения спинного мозга. Тем не менее, им было также обозначено значение нервного шока в формировании последующей травматической симптоматики. Тогда же Г.Оппенгеймом было введено понятие травматического невроза [16], который он считал следствием физического и психического сотрясения. Данную проблему в те времена также изучали как зарубежные, так и отечественные авторы: Ж.Шарко [13], А.И.Озерецковский [10], Э.Крепелин [2]. Все они говорили о травматическом неврозе либо как об имеющем истерический характер, либо как о последствиях механического повреждения.Психологическую трактовку травмы впервые дал З.Фрейд [12]. Его идея о фиксации на травме до сих пор является базовым моментом в трактовке посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Проблема психической травмы на сегодняшний день является не столькомедицинской проблемой, сколько психологической. С точки зрения деятельностно-смыслового подхода, мы рассматриваем психическую травму как особенную психологическую работу человека в неповседневных, трансординарных условиях [7]. С другой стороны, психическую травму нужно раскрывать, исходя из личных качеств человека, его способности к работе и переработке травматических событий. Необходимо принять во внимание фактор индивидуальных различий переживания опыта, рассматривать травматическую ситуацию с точки зрения существования в различной ценностно-смысловой структуре бытия [10]. Более того, необходимо дифференцировать саму ситуацию травматизации. Так экстремальная ситуация для разных индивидуумов может быть травматической, а может ею и не быть. Не у каждого человека травматическая ситуация вызовет впоследствии психическую травму. Продолжая эту логическую цепочку, можно сказать, что не каждая психологическая травма ведет к расстройству (ПТСР) [9]. При объяснении травмы необходимо учитывать личность человека, так как травматичность определенного события определяется тем смыслом, который имеет данное событие для конкретной личности. Одно и то же событие может по-разному воздействовать на разных людей, так как те смыслы, которые вкладывает один человек в определенное событие, могут отсутствовать для других людей или принципиально отличаться от них. Необходимо рассматривать процессы, происходящие в личности в целом, задающие внутреннее смыслообразование для определения наличия и интенсивности травматического воздействия. Эти процессы воздействуют не только на смысловую сферу, но и встраиваются во все психические процессы личности [3, 4, 5]. Психологические последствия травмы, следуя деятельностно-смысловому подходу, мы делим на три вида. Негативные последствия психической деятельности человека описываются в терминах расстройства, болезни, страдания. Нейтральные последствия рассматриваются как отсутствие значимых изменений в психической деятельности человека, а также как эффективная адаптация к новым условиям. Позитивные последствия говорят о росте и развитии личности вследствие психической травмы. Таким образом, рассматриваются три психологических феномена «расстройство (травма) -стойкость - рост» [9]. Можно говорить о психической травме как об особом «аномальном» состоянии личности. Б.С. Братусь формулирует данную идею в условиях травматической ситуации [1]. В случае психической травмы мы имеем дело с особой психологической организацией личности, сформировавшейся в трансординарной жизненной ситуации. Естественно, что воздействию и изменению подвергаются все структуры личности и смысловые содержания, и результатом этого воздействия является создание новых смыслов, которые позволяют существовать в новой травматической реальности. Однако при возвращении в повседневную реальность смыслы, приобретенные в аномальной ситуации, вступают в конфликт со старыми, обыденными смыслами, и, таким образом, создается ситуация смыслового конфликта, выполняющего роль этиологического фактора ПТСР [5]. Согласно деятельностно-смысловому подходу, смысловой конфликт - это противоречие между смыслами или смысловыми структурами, несвязывающимися в процессе своего соотнесения в иерархизированное пространство в пределах одной личностной целостности. Пересечение смыслов связано со смысловым становлением личности, происходящим на основе иерархизации ее смысловой системы. Отношения между смыслами в иерархии могут быть не только гармоническими, но и оппозиционными. В основе смыслового конфликта и смыслового кризиса лежит смысловое удвоение или даже смысловая фрагментация личности. Существование личности в условиях экстремальной, травмирующей ситуации формирует новый смысловой центр личности, не совпадающий с предшествующим, обыденным, но и не отменяющий его. Между тем, два смысловых центра поляризуют вокруг себя смысловые содержания, которые при пересечении друг с другом вступают в конфликтные отношения взаимного обессмысливания, создавая то, что можно назвать смыслоутратностью[5, 8]. Смысловая структура есть фактически не категориальная структура, а смысловое единство способов существования человека в мире. Поэтому смысловой конфликт необходимо рассматривать с точки зрения единства прошлого, настоящего и будущего горизонтов смыслообразования, преобразуя его в задачу связывания времен и миров индивидуума, и, таким образом, формируя пространственно-временной континуум существования личности [8]. При этом трансформация смысла прошлого опыта (ретроспективное смыслоообразование) происходит в ходе решения человеком актуальных задач (актуальное смыслоообразование) и формирования будущих перспектив (проспективноесмыслообразование). Смыслообразование трактуется как формирование темпорального гештальта посредством работы личности [9]. М.Ш. Магомед-Эминов в своей работе «Психопатология смысла» [6] рассматривает расстройства смысла. Расстройства смысла проявляются в следующем: «у людей, не имеющих диагноза ПТСР, в то же время нередко отмечаются тяжелые симптомы, которые нельзя назвать болезнью с точки зрения медицины. Им свойственно чувство опустошенности, отчужденности, бессмысленности, утрата ориентиров, потеря самоидентичности и т.д. Хотя у этих людей по тестам не обнаруживается посттравматическое стрессовое расстройство, они демонстрируют тяжелые формы личностных изменений, которые врачи могут приписать даже шизофрении или эндогенной депрессии. Эти люди, на наш взгляд, страдают от трансординарности личности и психопатологии смысла. Достаточно сложно отличить смысловую психопатологию от тяжелых форм собственно психопатологии, если человек находится в остром состоянии» [6]. Однако в ситуации утраты смысла человек приобретает мощную мотивацию к поиску новых смыслов. Таким образом, существование в смыслоутратной ситуации может идти по разнообразным линиям развития, как травматическим, так и в направлении личного роста и развития. М.Ш. Магомед-Эминов вводит понятие смыслоутраты, которое рассматривается не только как негативный феномен, но и как ситуация обретения смысла и как позитивная работа, которая освобождает человека от тех смыслов, которые он отторгает. Им был сформулирован парадоксальный, на первый взгляд, принцип необходимости смыслоутраты для освобождения от травматического опыта, а также от неактуальных в текущий момент существования личности смыслов [8]. Смысл является одним из важнейших конструктов личности человека, с точки зрения которого необходимо рассматривать психологические последствия психической травмы. Необходимо дальнейшее осмысление проблемы на основе деятельностно-смыслового подхода и проведение эмпирических исследований в этой области.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.