ПРОФЕССИЯ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Московчук Л.С.,Пафомова Л.А.

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»


Номер: 11-2
Год: 2015
Страницы: 136-139
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

профессия, профессионализм, профессиональная культура, profession, professionalism, professional culture

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассмотрены основные подходы к определению профессии в гуманитарных дисциплинах, указаны национальные особенности в определении понятия профессии, раскрыта структура профессии как социально-культурного явления

Текст научной статьи

За последние десятилетия в российском обществе произошли радикальные изменения не только в политической сфере, но и в области социальных институтов и профессиональных групп, что делает актуальным исследование формирования и функционирования профессиональных сообществ. Меняются традиционные структуры общества, а вместе с ними и ценностные доминанты в жизни человека. Долгое время в европейской культуре трудовая деятельность в первую очередь рассматривалась как долг человека. Сизиф был героем времени, а метафора «вечная жизнь в пятницу» описывала существование человека индустриальной эпохи. Информационное общество формирует новые ценности трудовой этики, новый облик профессионала и новые профессиональные группы. Происходит изменение трудовой этики, разрушение традиционных представлений о жизни человека в профессии, и перед исследователями ставится задача определить новые границы профессии и сформировать новые устойчивые образцы профессионального поведения. Понятие «профессия» многозначно, так же как многозначны само понятие человека и связанные с ним основополагающие характеристики: культура, общество и др. С этой многозначностью и связаны все сложности и споры, возникающие вокруг необходимости включения, исключения или уточнения содержания профессий. В этимологическом словаре М. Фасмера указывается, что слово «профессия» пришло в русский язык из латинского - professio, что означало публичное заявление о своем звании; занятии. В католической церкви слово «professio» долгое время означало торжественное принятие в монашеский орден лица, подвергшегося предварительно длительному испытанию, таким образом, принятие профессии обозначало начало новой жизни, водораздел между мирской суетой и служением высшим целям. Предметная область термина «профессия» включает в себя такие понятия, как трудовая деятельность, специальность, специализация, квалификация, тем не менее, каждое из этих понятий обладает собственной спецификой и не может использоваться в качестве полноценного синонима понятия «профессия». Так, не каждая трудовая деятельность может называться профессией, а только та, которая требует от человека специальных навыков и образования, длительно выполняется и приводит к формированию профессионального интереса и чувства сопричастности к профессиональному сообществу [4]. По мнению Ангеловского А.А. [2] специальность, квалификация и специализация - это атрибуты профессии, раскрывающие ее конкретное содержание. Специальность обозначает внутреннюю структурированность профессиональной деятельности. Квалификация указывает на умение или качество, необходимое для осуществления конкретной работы, условие для выполнения определенных заданий. Также иногда под квалификацией понимают комплекс тренингов, апробаций и тестирований, позволяющих выдать овладевшему ими человеку диплом, присудить в конце такого обучения соответствующую степень и т. д. Специализация указывает на конкретную форму, организацию профессиональной деятельности в рамках той или иной специальности. В современной научной литературе представлено несколько подходов к определению сущностных характеристик профессии. Перечислим основные из них. 1. Деятельностный (экономический) подход, в рамках которого профессия понимается как общественно значимый вид трудовой деятельности людей, определяемый разделением труда и его функциональным содержанием, т. е. в профессию объединяется некоторая совокупность конкретных практических навыков и операций внутри производства на основании схожих функций. 2. Институциональный подход (социологический), рассматривающий профессию как особый социальный институт. 3. Личностный (психологический) подход, для которого профессия выступает как качественная характеристика личности, совокупность конкретных (общих и специфических) знаний, умений, навыков, а также личных качеств человека. 4. Функционалистский подход, рассматривающий профессию сквозь призму того, какие социальные потребности удовлетворяются ее функциями. Представители данного направления полагают, что «профессиональные группы характеризуются важной общественной ролью в соответствии с публичными заявлениями и идеологией представителей этих групп»[6, 26]. 5. Атрибутивный подход, в первую очередь обращающий внимание на вопросы профессиональной компетенции. В рамках данной школы были предприняты попытки составить список черт или характеристик, по которым можно было бы отличить профессии от не-профессий. К таким атрибутам профессии можно отнести: власть, авторитет, система знаний, объединение профессионалов на основании системы правил в общность и профессиональная культура [2, 307]. Атрибутивный подход позволяет различать профессии и просто занятие той или иной трудовой деятельностью, к идеальным, эталонным профессиям, с их точки зрения, относятся только свободные профессии: юристы, врачи, преподаватели. Все остальные роды занятий, обделенные статусом профессии, рассматриваются с позиции их потенциала профессионализироваться, т. е. приблизиться к идеальному типу профессии, таким образом вводятся в научный оборот понятия «полу-профессия», «недо-профессия», «не-профессия» (например, работники физического труда) и др.: «Помимо зрелых профессий чаще всего выделялись: 1) “новые” профессии: инженеры, химики, бухгалтеры, а также представители естественных и социальных наук; 2) “полу-профессии”, или “помощники профессионалов”, - медсестры, фармацевты, социальные работники; 3) формирующиеся профессии: менеджеры и управленцы частными предприятиями и компаниями» [3, 22-23]. 6. Феноменологический подход, предлагающий взглянуть на профессию как на замкнутый и самодостаточный жизненный мир. Данный подход исследует взгляды профессионалов на повседневность и расширяет число профессиональных групп до бесконечности. В состав профессий включается любое занятие, дающее заработок, а такие признаки, как постоянство занятия, необходимость обучения, уровень квалификации, характер применяемых способностей не являются обязательными признаками профессии [1, 13]. 7. Антропологический подход, рассматривающий профессию в качестве субкультуры и исследующий неявные правила, фоновые знания, повседневные ритуальные практики, способы рефлексии и самоидентификации различных профессиональных групп [5; 8]. В центре изучения находится профессиональная субкультура. С точки зрения методологии подход к определению смыслового наполнения понятия «профессия» может зависеть и от национальной принадлежности исследователя. Так, П. В. Романов и Е. Р. Ярская-Смирнова [7] указывают на следующие различия: в англоязычной традиции необходимым условием для выделения профессии выступает принадлежность к среднему классу и высокий уровень образования, а в российской традиции - это деятельность, связанная с выработкой особых, в частности практических, знаний и способов их передачи. Трудовая и профессиональная деятельность в российских исследованиях практически не различаются, и с этой точки зрения профессия врача и профессия сантехника будут рассматриваться на равных условиях. Еще одна особенность подхода к определению профессии в отечественной традиции заключается в том, что к профессии относят общественно признанную занятость: «Некоторые виды труда естественным образом исключались из анализа профессиональной занятости, хоть для их представителей они являлись единственным источником дохода, включали трудозатраты и даже требовали опыта и специальной подготовки. Речь идет, например, о работниках коммерческого секса, изготовителях и продавцах наркотиков. Их называли “профессионалами” исключительно с использованием кавычек, чтобы не замарать понятие социалистического труда чуждыми явлениями» [7, 30]. Профессия представляет сложное социально-культурное явление и может пониматься в целом ряде аспектов как вид деятельности, социальный институт, профессиональная группа, качественная характеристика личности, субкультура. В наиболее общем виде профессию можно определить как специализированную и институционализированную трудовую деятельность, которая возникла в результате общественного и технического разделения труда и привела к формированию автономного сообщества людей, объединенных специализированными навыками и знаниями. Эта трудовая деятельность позволяет человеку получать доход и формирует особую картину мира. Ядро профессии составляет профессиональная культура, включающую в себя профессиональную и трудовую этику, профессиональную рефлексию и идеальный образ профессионала, так как именно благодаря профессиональной культуре представители профессии дистанцируются от любителей и дилетантов. В зависимости от того, насколько сильно выражены эти признаки, можно говорить о степени профессионализации, достигнутой в той или иной сфере деятельности. В процессе эволюции признаки могут утрачиваться или, напротив, восстанавливаться, в соответствии с этим можно говорить о депрофессионализации и репрофессионализации трудовой деятельности. В настоящее время численный рост профессиональных групп и изменения в структуре разделения труда приводят к качественным изменениям профессии: увеличению гетерогенности, уменьшению солидарности, миграции людей из одной профессии в другую. Следствием такого процесса является обезличивание профессии, превращение ее из профессии-призвания, профессии-служения в социальный статус по обязанности, модный атрибут и техническое средство для достижения благосостояния. В таких условиях ценностно-смысловое ядро профессии (профессиональная этика и профессиональная рефлексия) разрушается и понятие профессионализма утрачивает свое значение.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.