ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ В СИСТЕМЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА Фокина О.С.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 г. Новый Уренгой


Номер: 12-1
Год: 2015
Страницы: 173-175
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

литературная гостиная, воспитательная работа, русские традиции, романс, фольклор, сценарий, осень, проза, поэзия, Literary sitting-room, educational work, Russian traditions, romance, folklore, script, autumn, prose, poetry

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается проблема организации внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе в средней общеобразовательной школе. На примере жанра литературной гостиной показаны методические потенциалы такого рода работы, даны рекомендации по написанию сценария и подготовке учащихся к выступлению.

Текст научной статьи

Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе в средней общеобразовательной школе - серьезная методическая проблема, не утрачивающая своей актуальности с течением времени. Несмотря на то, что стараниями методистов и учителей накоплен огромный практический материал в виде готовых сценариев, тематических разработок, планов и рекомендаций, педагоги испытывают трудности при проведении конкретных мероприятий. Это объясняется в первую очередь тем, что использовать готовый сценарий напрямую, не адаптировав его к особенностям и культурным потребностям ваших учеников, не соотнеся с собственным педагогическим стилем, невозможно. Таким образом, любое заимствование в методике предполагает сотворчество. В связи с этим учителю необходимо знать, какому алгоритму действий он должен следовать в подготовительной работе, какой жанр мероприятия предпочесть, как отобрать и соединить собранный материал. Рассмотрим этот процесс на примере жанра литературной гостиной. Литературная гостиная является одним из самых известных и популярных жанров неформального литературного общения, позволяющих прикоснуться к миру культуры через особую форму творческого взаимодействия. По сути, это коммуникативная игра, моделирующая ситуации, описанные в известных литературных произведениях, стилизующая атмосферу светского общения прошлых эпох. «Литературная гостиная, пишет С.С. Фолимонов, - удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объединяет в себе драматическое действо, музыку и пение, литературную игру, диалог со зрителем и даже дискуссию». [3] Такие широкие потенциалы жанра дают учителю возможность применять его при организации внеклассных мероприятий с учащимися разного возраста. В 5 - 6 классах это может быть литературная гостиная с элементами интеллектуальной игры «В гостях у сказки». Целесообразно провести ее как серию тематически связанных между собой мероприятий, что позволит не только глубже погрузить ребят в мир народной и литературной сказки, но и отслеживать результат приобретаемых читательских и коммуникативных навыков. Чтобы мероприятия не утратили цельность, необходимо выбрать несколько сквозных персонажей, ведущих культурный диалог, куда вовлекаются и все остальные участники. Такими персонажами могут стать Оле Лукое, Иван Царевич, Василиса Премудрая, Мерлин и др. В более старшем возрасте, когда литературный кругозор учеников станет шире, а их опыт по анализу художественных произведений основательнее, можно ставить перед ними более серьезные задачи. Так, начиная с 7 класса, следует осуществлять подготовку литературных гостиных в творческих микрогруппах с четким распределением обязанностей каждого, поскольку умение работать в коллективе, ощущать ответственность за порученное дело и поддержку товарищей - необходимые навыки в любой деятельности современного человека. На данном этапе учащимся предстоит не просто воспроизводить готовые тексты, следуя указаниям учителя. В их задачу входит отбор и анализ конкретного материала, необходимого для сценария. Например, при подготовке литературного вечера по повестям И.С. Тургенева о любви мы обращаем внимание ребят на свойства тургеневского пейзажа, который по праву считается одним из лучших образцов русской лирики в прозе, открывая перед вдумчивым читателем многочисленные связи между различными видами искусства, в особенности -литературы и живописи. «В числе других факторов, способствовавших тому, что русские пейзажисты сумели выработать свой творческий почерк, - замечает К.В. Пигарев, - немалая заслуга выпадает на долю русской классической литературы». [2, 51] Включение пейзажа в пространство литературной гостиной - задача непростая. Она требует от организаторов тонкого понимания текста, внимания к деталям и нюансам, оригинальности мышления. Для решения данной задачи создадим три микрогруппы. Первая будет заниматься подбором живописных полотен, стилистически близких пейзажам И.С. Тургенева, вторая займется поиском музыкальных тем, наиболее точно выражающих настроения картин природы, созданных писателем в произведениях «Вешние воды», «Ася», «Первая любовь». Для того чтобы эта работа осуществлялась более продуктивно, следует привлечь в качестве консультантов учителя музыки и живописи, а также специалиста по мировой художественной культуре. Третья группа составит небольшую литературную композицию, где должны быть органично соединены фрагменты из пейзажных зарисовок И.С. Тургенева и пейзажная лирика русских поэтов XIX века. Отдельным направлением в подготовительной работе cтанет поиск юных иллюстраторов. Совместно с учителем изобразительного искусства познакомьте увлекающихся рисованием ребят с основными принципами иллюстрирования, четко сформулируйте стоящие перед ними художественные задачи. При этом ни в коем случае нельзя ставить ученика в строгие рамки каких бы то ни было требований. Они должны понимать, что свобода выражения для художника превыше всего. В старших классах, при условии, что за плечами учащихся достаточно большой опыт неформального литературного общения и совместной творческой работы, можно попробовать реализовать самую сложную форму литературной гостиной - музыкальный спектакль. Существует несколько путей для реализации этой идеи. Первый путь - интерпретация готового литературного произведения небольшого объема, в который добавляется музыкальный и песенный материал. Совместный с учащимися выбор произведения и его предварительный анализ станут первым этапом в подготовке мероприятия. При этом учителю следует помнить, что текст, положенный в основу сценария, должен быть не только интересным, зрелищным, но и сценически реализуемым. Поэтому лучше всего заранее продумать все сложные моменты будущей постановки, оценить возможности юных актеров. Опираясь на наш опыт, можем рекомендовать рассказ Пантелеймона Романова «Родные души». Поднятая в нем тема красоты внешней и внутренней, тема несчастной любви и трагического одиночества девушки-инвалида редко кого из читателей способны оставить равнодушными. Фабула рассказа довольно проста, а художественное пространство не потребует громоздких и сложных декораций. Кроме того, трагично-романтическая интонация, выдержанная П.С. Романовым на протяжении всего произведения, позволяет выстроить параллельное музыкально-песенное повествование, дает возможность глубже выразить внутреннее состояние героев, их связь с природой. Отдельно следует продумать процедуру обсуждения спектакля. Оно должно проходить в форме все того же неформального литературного общения, когда не столько важна оценка, визуально определяемое качество сделанного творческой группой, сколько самовыражение, самоощущение каждого участника литературного события, переживающего соприкосновение с произведением искусства. Это могут быть стихотворные и музыкальные экспромты, эпиграммы, короткие эссе и речи-импровизации. Еще одним путем является написание собственной пьесы на материале известных литературных произведений (по мотивам произведений Чехова или Бунина, например) или по оригинальной фабуле, придуманной ребятами самостоятельно. В последнем случае интересно ориентировать сценаристов не на придумывание образов, а на использование характеров одноклассников, которым впоследствии и будет предложено сыграть в пьесе. Однако следует иметь в виду, что, при всей привлекательности и воспитательной значимости такого подхода к подготовке гостиной-спектакля, учитель должен быть готов к тактичной психологической подготовке учеников. Участникам проекта нужно разъяснить, в чем специфическая особенность их творческой деятельности, дать им время адаптироваться к новым для них коммуникативным условиям. При подготовке литературной гостиной с учениками любой возрастной категории уделяйте внимание выработке навыков выразительного чтения. «К недочетам в пении, - замечает С.С. Фолимонов, - зрители скорее всего отнесутся снисходительно (сама эмоциональная стихия музыки сгладит шероховатости и поднимет настроение), а вот невыразительное исполнение стихов или прозы, ”деревянные” фигуры исполнителей, чтение с листа, - все это может испортить даже самую замечательную идею». [3] Методика составления партитуры текста, подготавливаемого для выразительного (в идеале - художественного) чтения всесторонне методически разработана и представлена в целом ряде пособий. [1] Эту работу следует начинать заранее, поскольку, как показывает практика, именно она вызывает больше всего сложностей у учащихся. Как видим, литературная гостиная как методический жанр, используемый для организации внеклассной работы по русскому языку и литературе, позволяет добиться высоких результатов в развитии интереса учащихся к предмету, расширить их кругозор, выработать важные коммуникативные навыки, развить творческие способности. Но, пожалуй, главный педагогический потенциал литературных гостиных заключается в широких возможностях самореализации личности ученика.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.