РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Бляхин М. А.

МБОУ ДОД ЦДОД «Лидер» г.о. Самара


Номер: 12-5
Год: 2015
Страницы: 62-65
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

хореографический коллектив, музыкальные способности, программы создания электронной музыки, Dance team, musical abilities, applications for creating music

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются вопросы развития музыкальных способностей воспитанников детских хореографических коллективов, работающих в системе дополнительного образования детей. Представлен вариант учебной программы, основанной на использовании программ создания электронной музыки.

Текст научной статьи

Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что танец как таковой, как явление нашей жизни не просто связан с музыкальным творчеством, а базируется на нем, отражая не только характер и ритмический рисунок, но и душу музыкального произведения, выражая ее посредством чудесного инструмента, данного нам природой - человеческого тела. Понимание структуры музыкального произведения, его ритмической основы, характера является той необходимой базой, которой должен обладать любой грамотный танцовщик. Развитие музыкальных способностей воспитанников хореографического объединения является важным элементом с точки зрения воспитания всесторонне и гармонично развитой конкурентоспособной личности как общественного и государственного заказа. Безусловно, каждый преподаватель хореографии, знакомя своих воспитанников с новым характерным, историко-бытовым, бальным танцем формирует у них базовые понятия музыкальной грамотности, говоря о размере музыкальной основы танца, его структуре, и канонах построения, характере и историческом аспекте. Однако, знания эти, хоть и являются базовыми, передаются чаще всего на интуитивно-понятийной основе, что зачастую является недостаточным для глубокого понимания, а соответственно и выражения средствами хореографии того музыкального произведения, которое положено в основу конкретного танца. Над этой проблемой задумывались руководители многих детских хореографических коллективов, вводя в программу обучения такие дисциплины как "Основы музыкальной грамотности" или "Общее фортепиано". Вышеуказанные дисциплины изучаются в ряде ДШИ (Детских школ искусств) и ДХШ (Детских хореографических школ). Более того, ФГОС СПО Искусство танца предусматривает в обязательном порядке изучение таких дисциплин как "Элементарная теория музыки" и "Основы игры на музыкальном инструменте". Для танцевально-спортивных клубов (клубов, воспитывающих спортсменов, принимающих участие в соревнованиях по дисциплине 086-000 "Танцевальный спорт" по Всероссийскому классификатору видов спорта) проблема освоения основ музыкальной грамотности стоит еще более актуально, поскольку в отличие от танцовщиков исполняющих концертные номера под заранее выбранное музыкальное произведение, спортсменам приходится исполнять свои композиции на соревнованиях под произвольный музыкальный фрагмент программного танца, что требует от исполнителя навыков не только восприятия ритмической основы, но и поиска начала и конца музыкального текста (музыкальной фразы), знания законов построения музыкального произведения, умения передать характер конкретной музыкальной композиции. Что касается детского хореографического коллектива, работающего в системе учреждений дополнительного образования, то решение задачи освоения азов музыкальной грамотности осложняется, прежде всего, отсутствием соответствующей кадровой поддержки (нет возможности организовать индивидуальные занятия с каждым воспитанником по основам игры на музыкальном инструменте). Изучение же "сухой" теории (например, традиционного курса сольфеджио) заведомо не даст положительного результата из-за отсутствия достаточной практики. В рамках данной статьи мы предлагаем решение вышеуказанной проблемы за счет использования современных компьютерных технологий (а именно программ создания электронной музыки) в условиях ограниченных возможностей групповой формы обучения. Говоря о новизне концептуальной идеи, положенной в основу данной статьи, можно выделить два аспекта. Во-первых, мы предлагаем использовать современные компьютерные технологии (а именно программы создания электронной музыки) для эффективного развития музыкальных способностей воспитанника, как грамотного танцовщика-исполнителя. Во-вторых, мы предлагаем новый способ построения последовательности проведения учебных занятий для воспитанников хореографического объединения. В отличие от традиционного подхода, принятого при изучении основ музыкальной грамотности, мы предлагаем в первую очередь рассматривать вопросы структуры, характера и ритмической основы музыкального произведения, что обусловлено прикладным характером подаваемой информации. Реализация концептуальной идеи, описанной выше, была апробирована в хореографическом объединении Детский ансамбль эстрадного и бального танца "ЛидерДэнс" МБОУ ДОД ЦДОД "Лидер" г.о. Самара. Занятия проводились в форме серии творческих мастерских в группах по 10-15 человек (возраст 8-12 лет) в течение одного учебного года (36 часов) по учебно-тематическому плану, представленному в Таблице 1. Таблица 1 Учебно-тематический план серии творческих мастерских № п/п Содержание занятий Кол-во часов 1 Ритмическая основа музыкального произведения. Понятие длительности, такта, размера, темпа. музыкального произведения. Запись нот различной длительности. Паузы. 2 2 Музыкальные размеры изучаемых танцев. Определение размера на слух. Структура музыкального произведения. 2 3 Группа ударных инструментов симфонического оркестра. Эстрадная ударная установка. Определение на слух ударных инструментов в танцевальной композиции. 2 4 Работа с приложением eJay. Drum-машина eJay. Создание ритмических рисунков с использованием Drum-машины eJay. 4 5 Нотный стан. Запись нот различной высоты. Клавиатура фортепиано. Октавы. Диез, бемоль, бекар. 2 6 Разбор простейших мелодий. Исполнение простейших мелодий на фортепиано (или виртуальной мидиклавиатуре). 2 7 Основы работы с приложением Band-in-a Box. Файлы формата midi. Набор инструментов General midi. Создание midi файлов простейших мелодий в Band-in-a Box. 4 8 Интервалы. Трезвучия. 2 9 Понятие гаммы и тональности. Гаммы до мажор и ля минор. Тоника. Субдоминанта. Доминанта. Буквенная запись трезвучий. 4 10 Понятие аккомпанемента и гармонической основы. Понятие параллельной тональности. Отклонение в параллельную тональность. 4 11 Проект автоаранжировщика Band-in-a Box. Главный лист (лист аккордов) приложения Band-in-a Box. Дорожки Solo и Melody. Импорт midi-файла в проект Band-in-a Box. Понятие стиля в Band-in-a Box. Основные танцевальные стили Band-in-a Box. 4 12 Аранжировка простейшей мелодии с помощью танцевальных стилей Band-in-a Box. 4 Итого 36 Стоит обратить внимание, что первый блок представленного плана посвящен ритмической основе и структуре музыкального произведения, поскольку развитие чувства ритма является приоритетной задачей при воспитании юного танцовщика. Важно не только познакомить ребенка с понятийной базой, научить видеть структуру музыкального произведения, выделять музыкальные фразы, определять размер музыкального произведения, темп и характер, но и дать в руки инструмент для применения знаний на практике. В качестве такого инструмента, мы выбрали Drum-машину популярного программного комплекса eJay, разработанного Yelsi AG, Швейцария. Данный программный комплекс обладает интуитивно-понятным интерфейсом и позволяет довольно просто моделировать различные ритмические рисунки, генерируемые виртуальными элементами современной ударной эстрадной установки. Следующий блок посвящен мелодической основе музыкального произведения. Изучаются основы нотной грамоты и осуществляется знакомство с клавишными инструментами. Вкупе с понятием "партитура" ансамбля или оркестра изучается ее виртуальный аналог - midi-файлы, а также стандарт General Midi. К сожалению, возможности программного комплекса eJay недостаточны для использования при изучении данного блока, поскольку мелодическая составляющая в данном программном обеспечении базируется на готовых аудиосемплах и не позволяет перейти на более низкий уровень - самостоятельного создания мелодических фрагментов. Поэтому для продолжения знакомства с музыкальной грамотой был выбран более мощный программный пакет - Band-in-a-Box компании PG Music Inc., Канада. Он позволяет создать мелодическую основу музыкального произведения, а также обладает функциями автоаранжировщика. Данное программное обеспечение также обладает возможностью представить музыкальный фрагмент в заданном стиле на основе встроенной, но расширяемой библиотеки стилей. На заключительном этапе изучаются основы гармонии и выполняется проектное задание по созданию и аранжировке несложной мелодии в заданном стиле. До начала, а также по окончании работы серии творческих мастерских по приведенному выше учебно-тематическому плану была проведена оценка динамики развития музыкально-ритмических способностей воспитанников хореографического объединения. Оценка проводилась по двухбалльной шкале (0 -нет, 1 -да) для каждого воспитанника в отдельности (составлялась индивидуальная диагностическая карта). Далее формировалась интегральная оценка по группе в целом. В таблице 2 представлены интегральные показатели для группы из 10 человек. Таблица 2 Оценка динамики развития музыкально-ритмических способностей воспитанников хореографического объединения № п/п Оцениваемый параметр До проекта После проекта 1. Умение находить начало музыкальной фразы (Может ли воспитанник вовремя вступить) 4 10 2. Способность слышать сильную долю в музыке 8 10 3. Способность чувствовать темп музыки 6 10 4. Умение правильно считать (Определяет ли на слух музыкальный размер) 5 10 5. Отражение характера музыки (правильно ли воспитанник передает эмоциональный окрас музыкального произведения) 8 10 Итого (S) 32 50 Следует обратить внимание, что данные показатели не столько отражают степень освоения материала, поданного в рамках серии творческих мастерских, сколько отражают прикладную значимость подобных занятий для воспитанников хореографического объединения как грамотных танцовщиков. Информация, представленная в таблице 2 показывает, что после серии занятий базовые музыкальные способности 100% юных танцовщиков отвечают необходимым требованиям.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.