ИДЕИ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Жучкова В.В.,Воробьёва А.А.,Кузнецова А.Я.

Новосибирский государственный педагогический университет


Номер: 12-5
Год: 2015
Страницы: 16-18
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

гуманизм, гуманизация образования, история педагогики, педагогика, воспитание, Humanism, humanization of education, history of Pedagogy, pedagogy, education

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной статье рассматриваются основные идеи гуманизации образования в России. Историческая ценность гуманизации и ее основные направления.

Текст научной статьи

В настоящее время, гуманизация образования играет важную роль в Российской системе образования. Но невозможно говорить об этом течении, не основываясь на знаниях о происхождении и развитии данного направления в целом. Гуманизация образования - это не случайное, а закономерное явление цивилизации. Направление гуманизации общественных процессов и явлений, в том числе образования, не имеет поступательного характера развития, происходит непрерывный волновой процесс гуманизации - дегомунизации, присущий освоению человеком реальности. Исходя из вышесказанного, следует, что проблема исторического развития гуманизации в России является актуальной и интересной для студентов педагогических вузов и дает возможность широкого применения данного направления на практике, с учетом его генезиса [5]. В истории мысли гуманизация как обращения человеком на себя знаний о мире, полученных в научном познании, носит волновой характер, периодически чередуясь с эпохами накопления знаний о «внешнем мире» - дегуманизацией. С увеличением объема гуманизированного знания человек возвращается в исходную точку своего природного начала, состояние целостности, осмысленного единства с природой. Говоря об идее гуманизации образования, необходимо отметить особенности ее развития в нашей стране. В то время как западная педагогика и психология заявили о своей гуманистической ориентации 50 - 60-е гг. ХХв., в России, имевшей богатый духовный потенциал, уже в 20-е гг. ХХв. Были сформулированы и осуществлены на практике философские и педагогические основы гуманистической парадигму образования [2]. В это время ученые выделяли три направления гуманизации: практическое, абстрактное и универсальное. Передовая гуманистическая отчественная мысль нашла свое воплощение в трудах В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого. Идея гуманизации была развита деятелями просвещения 60-х гг. ХIХв. И на рубеже ХIХ - ХХ вв. сформировалась в гуманистические идеи П. Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, В. П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля. В 20-е гг. ХХв. в работах Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, П. П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С Макаренко и других были заложены педагогические основы гуманизации образования, гуманистические цели, содержание и средства [7]. В контексте гуманизации В.Г. Белинский говорил о том, что для любой интеллигентной личности всегда будет интересен «человек» в своем образе мыслей и чувств [1]. Н. А. Добролюбов в своих трудах отмечал гуманизацию образования как детско-родительские отношения, в которых личность ребенка воспринимается как самоценность, а воспитание направлено на совершенствование. К.Д.Ушинский писал, что цель народной гуманной школы состоит в том, что школьным занятием развивать способности детей, естественным путем привить им разумное отношение к окружающей природе и общественным отношениям и сделать их способными к самостоятельной разумной жизни и деятельности [8]. В идеях гуманизации К.Н. Вентцель признавал идею самоценности личности каждого ребенка, ее индивидуальной исключительности, присущей каждому ребенку творческое начало и отрицал существование целей, методов и средств обучения, применяемых для обучения ребенка без учета индивидуальных особенностей, интересов, устремлений [3]. Философско-гуманистические нравственные идеи, учения русских мыслителей - это значимый и своеобразный культурный контекст, это та база, на которой выросла Российская теория личности. Гуманизм принес в этическую мысль признание самоценности человеческой личности и земной жизни. Отсюда постепенно развились идеи счастья, справедливости и равенства людей. Вольно или невольно, но гуманистическое течение эпохи Возрождения способствовало утверждению прав личности и, в частности, признанию права на счастливую жизнь. Не стоит удивляться, что в дальнейшем гуманизм органично трансформировался в человеколюбие, пропагандирующее мягкость в отношениях, сострадание, милосердие, дружелюбие, а со временем и терпимость к инакомыслящим. Многие философские течения впитали в себя черты гуманизма. Гуманизм как явление оказался исторически изменяющейся системой воззрений. Зародившись в искусстве, он открыл дорогу науке, научно-технической революции, способствовал экономическому буму, просвещению, социальным преобразованиям и революциям. Основной вклад отечественного образования в его гуманизацию состоит в развитии интеллекта обучаемых. Рассматривая необходимость обучения методам познания, мы сталкиваемся с многомерной проблемой интеллектуальных способностей индивида. Развитие умственных способностей - неизменная цель образования, но время от времени волна схоластики захватывала образовательные системы, и только следующая за ней волна гуманизации возвращала интеллекту его право на творчество. Мыслительные способности развиваются в процессе использования приемов и методов мышления [6]. Спрос на интеллект в связи с глобальными научно-техническими преобразованиями повышается повсюду в мировой практике, о необходимости увеличения спроса на интеллектуальные возможности заявляют все сферы человеческой деятельности, несмотря на экспоненциальный рост научных результатов и увеличение количества людей, получающих современное образование [4]. Изучение мышления, развития интеллектуальных способностей, их роли в гуманизации образования в отечественной педагогике основывается на трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, А. Г. Асмолова, А. М. Матюшкина. Этой проблеме посвящены исследования И. С. Ладенко, Ю.Абрамова, В. П. Зинченко, В. З. Вульфова, В. А. Пономаренко, В. Г. Пряникова, В. Я. Синенко, М. П. Щетинина. В работах В. Г. Разумовского, А. В. Усовой, А. И. Бугаева, Г. М. Голицина, В. Ф. Ефименко, Н. М. Зверевой, И. Я. Ланиной, Р. И. Малафеева, В. Н. Мощанского, В. В. Мултановского, И. И. Нурминского, Ю. А. Саурова, Н. Н. Тулькибаевой на основе исследований концептуального характера формировалось утверждение направленности на развитие интеллекта обучаемого как основы гуманизации образования. Толчком к усилению внимания и рефлексии к области гуманистических идей образования послужило начатое в 1980-е годы в рамках философии образования изучение взаимодействия технократической и гуманитарной ориентаций в обучении (И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов). Две задачи: практическое осуществление компьютеризации и, одновременно, гуманизацию образования необходимо было осуществлять в рамках диалога культур. На первый план вышли развивающие среды: семейная, школьная, вузовская, социально-психологическая, профессионально-деятельностная. Исследования философии образования сосредоточились на проблемах взаимодействия социокультурного и социотехнического аспектов в рамках гуманизации образования в условиях трансформирующегося общества. В настоящее время гуманистические идеи философии образования раскрываются в ходе разрешения проблем, вызванных противоречием между уровнем развития духовного потенциала человека и характером обострения глобальных проблем современности. Тенденции современного общества на этапе его трансформации увеличивают долю ответственности индивида за согласование собственной жизни с жизнью общества.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.