АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ Томилина Е.Е.,Кузнецова Ю.А.

Государственный университет управления (ГУУ)


Номер: 2-2
Год: 2015
Страницы: 45-50
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

правовое государство, государство и право, верховенство права, гражданское общество, власть, управление, общество, личность, права и обязанности, законность, механизм государства, разделение властей, плюрализм, constitutional state, state and right, rule of law, civil society, power, management, society, personality, rights and duties, legality, mechanism of the state, division of the authorities, pluralism

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается становление и развитие идеи правового государства, его сущность и актуальные проблемы на современном этапе развития. Обосновывается вывод о том, что формирование правового государства и составляющих его элементов, будут развиваться, обогащаясь за счет многообразия конкретно-исторических особенностей различных государств.

Текст научной статьи

Идея правового государства всегда занимала достойное место в общецивилизационной гуманитарной мысли, именно потому, что она сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и не допускали бы возможности взаимного произвола. Концепция правового государства призвана утвердить автономию личности, т.е. определить сферу проявления свободы человека, вмешательство государства в которую признавалось бы противозаконным. Император Юстиниан в VI в. н.э. в своей конституции «О составлении Дигест» писал, что нельзя найти среди всех дел столь важного, как власть законов, которая изгоняет всяческую несправедливость» Более обстоятельно идеи связанности государства правом, идеи господства права были развиты в трудах Д.Локка, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо и др. В частности первыми была развита идея разделения властей как одно из условий господства права. Один из идеологов правового государства И.Кант говорил, что у человека есть только одно главное право - право на свободу, все же другие вытекают из него. Материализация идеи правового государства должна предшествовать кропотливая работа человеческого Духа, преобразующая мировоззрение общества и отдельной личности. Если культура, право, демократия, законность не станут индивидуальными ценностями - ни о каком правовом государстве не стоит и рассуждать. Идея теории правового государства тесно связана с таким понятием, как «права человека» и развитием идей естественного права. В трудах знаменитого голландского мыслителя Г. Гроция, который считается одним из создателей концепций «естественного права» и «общественного договора» обосновываются, незыблемые естественные права человека: право быть свободным в своих действиях и убеждениях, право владения и распоряжения частной собственностью, равноправие с другими людьми, право на защиту жизни, чести и достоинства личности. Гроций понимает государство как добровольный общественный договор свободных людей, заключенный ради соблюдения естественных законов и общей пользы. В России идеи связанности государства правом получили развитие в трудах русских либералов. Первым пропагандистом либерализма была Екатерина II. Идеи либерализма отражены в «Наказе», написанном ею для членов комиссии по Уложению законов. Немало важную роль сыграл М.М. Сперанский в царствование Александра I. Основываясь на учении, о естественных правах, он разработал первый проект политического устройства России, предусматривающий разделение властей. По сути это был первый проект конституции, оказавшейся неосуществленным. Самодержавие и слабость представительных и законодательных институтов сдерживали развитие правовых начал в обществе. И все же в трудах Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, Л.И. Петражицкого, И.А. Ильина детально разработаны многие правовые вопросы власти и иерархии правовых актов. Б.Н. Чичерин рассматривал государство как союз народа, а закон связывает народ в единое целое. Однако реальность отличалась от теории, и Б.А. Кистяковский опубликовал в 1912 г. в журнале "Вехи" статью "В защиту права (интеллигенция и правосознание)", в которой с огорчением отмечал не только слабость внешних правовых форм, но и отсутствие правовых гарантий свободы и развитого правосознания. В условиях Союза ССР понятие законности формировалось как требование неукоснительного соблюдения правовых актов. Право рассматривалось в качестве орудия государственной власти для решения ее задач, отсюда повышенное внимание к вопросам законности. Отдельные правовые элементы разрабатывались весьма активно (например, право жалобы). В системе юридического образования и научных исследованиях государство и право как социальные явления рассматривались в тесной взаимосвязи, а в научном плане "первичное государственное" поглощало личные интересы и свободу как производные. С распадом СССР идея правового государства стала официальной и весьма популярной. Акцентируется внимание на соотношении права и государства в учебниках, появляются статьи и главы в книгах о правовом государстве, говорится о его "правовом самоограничении". Но все же сугубо институциональный подход к анализу феномена государства сохраняется и крупных исследований о правовом государстве в нашей стране, по сути дела, нет. В начале, 90-х гг. XX в. усилиями В.С. Нерсесянца и его сторонников формируется либертарная концепция права, в которой обосновывается трактовка права как меры свободы, а правового закона как единства правовой сущности (формального равенства) и правового явления (закона). Отсюда - понимание единства права и правового государства1. И такое "очеловечение" права нужно поддержать, но с некоторыми уточнениями. Ведь любое государство связано с правом, но не всякое государство является правовым. "Голый" нормативизм служит оболочкой поиска обязательной меры сочетания частных и публичных интересов, позволяющей гарантировать свободу человека и соблюдение интересов общества и государства. Иначе - конфликт, отчуждение людей от права и государственных институтов, традиционное для нашей страны "раздвоение" личности, ее внутренних нравственных духовных взглядов и оценок и внешне формальных оценок и действий. Одной из главных предпосылок формирования правового государства справедливо называют наличие институтов гражданского общества. Феномен гражданского общества волнует человечество достаточно давно. Еще Аристотель, основатель политической науки, определял государство «как совокупность граждан, как гражданское общество». Теоретическая мысль и после Аристотеля долгое время не разделяла понятия «государство» и общество», считая их тождественными. Подобный эклектизм был преодолен, как только актуализировались исследования проблем гражданского общества, как явления, отличного от государства. Многие ученые внесли свой значимый вклад в эту важную теоретическую категорию, но все-таки решающая заслуга принадлежит здесь одному из родоначальников немецкой классической философии Г.-В.-Ф. Гегелю. Гражданское общество по Гегелю, представляет собой опосредованную трудом систему потребностей, которая покоится на двух составляющих - отношениях собственности и формальном равенстве людей. Если государство представляет собой единство различных лиц, то в гражданском обществе каждый для себя цель, все остальное для него ничто. Однако без соотношения с другими, считал Гегель, индивид не может достичь своих целей во всем их объеме. К задачам современного правового регулирования взаимодействия государства и гражданского общества относится создание механизмов общественного контроля над деятельностью органов государственной власти и институтов гражданского общества; пресечение коррупции; обеспечение гласности и открытости власти; ограничение непропорционального влияния отдельных групп интересов на публичную власть; дальнейшая демократизация государственной власти. Нынешнее Российское государство функционирует на основе Конституции РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Согласно Конституции России - Российская Федерация является демократическим, республиканским, федеративным, правовым (ст.1) и социальным государством (ст.7), строится на принципе разделения властей (ст.10). Глава 2 Конституции РФ посвящена правам и свободам человека и гражданина, без закрепления которых невозможно создание правового государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17). Человек и гражданин обладает различными правами и свободами. К ним относятся такие как политические, экономические, социальные, культурные, личные права и свободы. Личные права человека - наиболее широко определенны Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства. Все эти права определяют свободу человека в его личной жизни, обеспечении охраны жизни, свободы, достоинства, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства - ограждение автономии личности. Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т. д. Основным личным правом человека является право на жизнь. Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это - естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и так далее. К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности. Это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других. Достоинство конкретизируется в правах человека, защита которых составляет назначение государства. Заботой о достоинстве человека пронизаны многие нормы уголовного права и процесса, а также уголовно - процессуального кодекса. В Уголовном кодексе предусмотрены такие составы преступления, как клевета и оскорбление. Не менее важны гражданско-правовые гарантии, закрепленные в Гражданском кодексе. Это такие как жизнь, здоровье, деловая репутация, личная и семейная тайна, право на имя и авторство и другие. При причинении гражданину морального вреда, он в праве требовать от нарушителя денежной компенсации. Также одним из способов защиты является право обращения в суд. Право на свободу есть ни что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые, не противоречащие закону поступки. В неразрывной связи с ним находится личная неприкосновенность человека, охватывающая его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Человек имеет право сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь. Неприкосновенность личности, как личная свобода, заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека, распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. В Конституции РФ право на свободу и личную неприкосновенность дополнено существенной гарантией, запрещающей подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергать медицинским, научным и иным опытам (на эту норму, закрепленную в Конституции РФ повлияли международные нормы, регулирующие обеспечение прав и свобод личности). Введены гарантии от неосновательного ареста, заключения под стражей. Согласно ст.22 ч.2 Конституции РФ такое ограничение свободы возможно только в связи с решением суда, до судебного решения лицо подвергается на срок не более 48 часов. Право на неприкосновенность частной жизни представляет собой совокупность тех сторон его личной жизни, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Частная жизнь отражает стремление каждого человека иметь свой собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от посторонних глаз. Злоупотребление тайной частной жизни может иметь антиобщественный и противоправный характер, поэтому вторжение в эту тайну для выявления противоправных деяний того или иного лица, должно происходить на основании закона при наличии веских, признанных законом, аргументов для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т.е. при наличии возбужденного уголовного дела. При отсутствии данных условий, частная жизнь неприкосновенна. Право на неприкосновенность жилища в принципе, является составной частью частной жизни. Никто не праве проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, предусмотренных федеральным законом, или на основании судебного решения. Правом на охрану жилища являются лица, являющиеся его собственниками, арендаторами или проживающие по договору найма. Гарантии против незаконного вторжения и обысков со стороны правоохранительных органов - основное содержание неприкосновенности жилища. Однако при определенных ситуациях возникает необходимость проникновения в жилище против воли хозяев, это можно делать только на основании закона или судебного решения, как уже указывалось выше. При этом сотрудники, произведшие несанкционированное вторжение, обязаны в течение 24 часов поставить в известность об этом прокурора. Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируются, свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести. Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения. В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30-33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам. Политические права и свободы граждан являются составной частью механизма реализации народовластия. Эти права и свободы могут быть реализованы людьми только в объединении друг с другом. Одним из основных политических прав является право участвовать в управлении делами государства и общества как непосредственно, так и через своих представителей. По своему составу оно является сложным и реализуется через ряд более конкретных прав. Прежде всего, это избирательное право граждан, которое реализуется в двух аспектах: граждане РФ имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), а также участвовать в референдуме. Через избирательное право реализуется право граждан на участие в управлении делами государства через представительные органы (Федеральное Собрание, законодательные собрания в субъектах РФ) и прямые формы демократии, такие как выборы и референдум (ч. 1, 2 ст. 32). Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют экономические социальные и культурные права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, трудовые отношения, отдых здоровье, образование. Их перечень начинается с права на свободную экономическую деятельность: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Признается и охраняется законом право частной собственности. Это означает, что каждый человек вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Лишить имущества можно только по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Гарантируется право наследования. Социальное развитие общества в значительной степени характеризуется статусом семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 37 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства. К числу социально-экономических прав относятся, и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции) предполагает возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Способствуют охране здоровья населения также право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии и право на возмещение ущерба, причиненного здоровью людей или имуществу экологическими правонарушениями. Большое значение имеет конституционное закрепление права каждого на образование: Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали. Это обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории страны, развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек, расширением культурного обмена с зарубежными государствами. Важно отметить, что права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений. Очевидно, что для стабильного развития правового государства, требуется и высокий уровень, обшей культуры вообще и правовой в частности. Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми. В узком смысле - это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством. В широком смысле - это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества. Специализированный уровень правовой культуры представлен правом, юриспруденцией, системой охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений, обыденный моралью, нравственностью, общественным мнением. Право и мораль необходимы для существования человека в обществе. Они, как и политика, регулируют отношения между государством, социальными группами и отдельными людьми, поэтому их действие распространяется на все важнейшие сферы общественной жизни. Правовое государство предполагает и определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности. Правовое государство основывается на Праве, которое объективно нуждается в моральном обосновании. Право регулирует не все общественные отношения, а только те из них, которые представляют собой наибольшую общественную значимость. Ниши, свободные от правового опосредования, занимают другие социальные регуляторы, прежде всего нравственные нормы. Большие проблемы возникают в том обществе, где в праве и нравственности видят только преграды. Укрепляя нравственность, общество укрепляет право, и наоборот. Только так путь к правовому государству станет значительно короче. Подводя итог вышеизложенному, целесообразно отметить, что вопросы о правовом государстве, его задачах, целях и актуальных проблемах с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных. Это объясняется тремя причинами: во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев; классов общества, политических партий и движений, во-вторых; никакая другая организация не может конкурировать с правовым государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества; в-третьих, правовое государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. Рожденное обществом, его противоречиями, правовое государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, правовое государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, следовательно, служит его интересам. История правового государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого правового государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым правовое государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе верховенства права и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация, - народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности». В таком правовом государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющимся условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать правовое государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации. Научное познание правового государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его задач и функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно правового государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом. Несмотря на разнообразие и особенности учений о правовом государстве, в большинстве своем представляющих многовековой опыт мирового развития, все они, в той или иной мере представляют огромную ценность для всего человечества и сходятся в понимании правового государства как института социального компромисса и достижения общего блага. _ 1См.: Философия права в России: история и современность: Материалы третьих философско-правовых чтений памяти акад. В.С. Нерсесянца / Отв. ред. В.Г. Графский. М., 2009. С.15-18.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.