ПОНЯТИЕ «СЕТЕВОЕ РАЗНОВОЗРАСТНОЕ СООБЩЕСТВО НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Илакавичус М.Р.

Институт педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования


Номер: 2-2
Год: 2015
Страницы: 96-98
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

неформальное образование, разновозрастное сообщество, сетевое сообщество, non-formal education, multi-age community, network community

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена категориальной работе, целью которой является определение понятия «сетевое разновозрастное сообщество неформального образования». Методологическим основанием для предлагаемого варианта интерпретации стали корпус научных знаний о традиции, теория социальной коммуникации, междисциплинарный дискурс о сетевом сообществе.

Текст научной статьи

Каждая эпоха формулирует свои требования к системе образования, обусловленные спецификой социально-экономического развития. Современное общество описывается как информационное, сетевое, открытое, общество потребления и т.д. Перечисленные категориальные определения фиксируют разные аспекты социальных и личностных ожиданий в образовательной сфере. Они отражены в новом законе об образовании, который включает в зону заботы государства частно-государственное партнерство, сетевое взаимодействие с различными учреждениями и сообществами. Решение данных задач основано на приоритете интересов личности и общества (ст. 2, 3). Не менее важным является признание принципа непрерывности базой для выстраивания системы образования, которая должна стать адаптивной к особенностям развития, способностям и интересам человека. Непрерывность являет себя в триаде видов образования - формального, неформального и информального. Текст «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года» позволяет сделать вывод: государство осознает необходимость поддержки не только первого, без сомнения первостепенно значимого, но и второго сектора, роль которого в социальном и конкретно-личностном развитии давно признана в передовых европейских странах. Данная статья обосновывает вариант интерпретации вынесенного в заголовок понятия, являющегося ключевым в рамках исследования по теме РАО «Теоретические основы диверсификации образовательных маршрутов неформального образования для разновозрастных сообществ» (2013-2017 гг.). Сетевая структура является ключевой социальной характеристикой современности. И хотя политический и досуговый ракурсы ее использования сегодня выходят на первый план, образовательный ресурс сетевого сообщества далеко не задействован обществом и личностью в полной мере (как правило, он исчерпывается дискурсом о дистанционном образовании). У. Дж. Митчелл выявил «положительный баланс» трансформации человеческих сообществ из территориальных в виртуальные: мы получили возможность удаленного и асинхронного общения [1, 76]. Негативными сторонами достижений стали нивелирование факторов личностного развития (открытость друг другу, принципиальность нематериальной заинтересованности в общении), деградация проверенной веками формы взаимодействия, эффективно выполнявшей функцию налаживания культурной преемственности и личностного развития - личной встречи. Интерес педагогической науки к сетевым разновозрастным сообществам неформального образования обусловлен их потенциалом противодействия указанным негативным тенденциям. В разработанном нами понятии зафиксированы основные характеристики данного потенциала. В корпусе знаний о традиции (Е. Шацкий, Х.-Г. Гадамер, М.В. Захарченко) «передача» смысложизненных ценностей, ответственных за решение сверхзадач всей культурно-исторической общностью, происходит в рефлексивной среде встречи представителей разных поколений, содержанием которой являются нарративы - персонифицированные истории жизни людей, в полной мере воплотивших общепринятые аксиологические основания. Под встречей понимается взаимодействие с Другим как событие духовной жизни человека, влияющее на его мировоззрение, выстраивание жизненного пути. Встреча личностей происходит как в синхроническом, так и в диахроническом планах. Специфика отношений в сообществах, имеющих возможность налаживать такие личные встречи, раскрывается в работах Жю-Л. Нанси и Ж. Батая [2,3]. Мыслители трактуют сообщество как идеал социального устройства: его члены принципиально не руководствуются материальными целями; основанные на свободе выбора, отношения в нем позволяют раскрыться индивидуальности, не «заслоняя» собой другого и не «растворяясь» в нем; в его среде происходит диалог на значимые для развития личности темы, происходит активизация рефлексии предметов разного уровня. Опыт со-бытия в сообществе воспринимается в дальнейшем как эталон для оценивания всех имеющихся отношений. Теория социальной коммуникации углубляет представления о текущих в сообществах процессах. Понятие «коммуникативная интенция» (Т.М. Дридзе), трактуемое как равнодействующая общения и взаимодействия людей с окружающим миром, позволяет классифицировать результат встречи либо как диалог (истинная коммуникация), либо как псевдокоммуникацию (неудачная попытка выстроить диалог), либо как квазикоммуникацию (симуляция диалога, подменяющая общение) [4]. Коммуникативная интенция личной встречи, разворачиваемой в сообществе, напрямую связана с проблемной жизненной ситуацией участника, с его уникальным жизненным миром. Она многогранна: это и мотивация общения, и его сверхзадача, и глубинные содержательные цели сообщения. Личная встреча дает желаемый результат диалога поколений и развития личности потому, что в ее пространстве участники получают возможность «считывать» информацию, речевые и телесные практики, имидж и подвергать их рефлексии. Разновозрастное общение позволяет рефлексировать не только по поводу различий, обусловленных конкретикой текущего момента, но и делать предметом размышлений «константы развития» - ситуации выбора, определяемые спецификой возрастного периода Актуальным понятием социологического дискурса является «социальная сеть». Среди множества интерпретаций инструментальную ценность для нашего исследования имеет вариант, предложенный группой исследователей Garton, Haythronthwaite, Wellman [5]. По аналогии с компьютерной исследователи рассматривают социальную сеть как объединение людей, связанных между собой разного рода отношениями (информационного, организационного и личного характера). Специфическим требованием к так понимаемой социальной сети является наличие единого пространства (в том числе и киберпространства). Исследуемый нами феномен характеризуется как разновозрастный и образовательный. Разновозрастность в исследуемых нами сообществах воспроизводит в сообществе естественную характеристику социума - одновременное сосуществование людей разных поколений, что позволяет запустить рефлексивные процессы, предметом которых является многообразный опыт прохождения разных жизненные этапов. Целью добровольного объединения участников в интересующие нас сообщества является удовлетворение разного рода образовательных потребностей. Однако в процессе либо развития организации либо течения процессов самоорганизации они достигают и иных результатов, как правило, связанных с областью личностного развития. Какова сетевая специфика пространства, в котором протекает деятельность исследуемых сообществ? Оно особое - событийное: его узлами являются события [6]. Под событиями понимается совместное проживание личностно значимого содержания, актуализирующее развитие (М.М. Бахтин, В.И. Слободчиков). Точками роста такого пространства являются самоорганизующиеся практики, возникновение которых обусловлено невозможностью удовлетворить появившуюся потребность - в общении, творчестве, образовании, передаче собственного опыта - в традиционных социальных институтах. Благодаря инициативе активных граждан спонтанно возникают крайне неустойчивые феномены - организационные комплексы. В результате взаимодействия внутри них является формирование и институциализация групповых ценностей, норм, отношений. О-формляется тот организационный комплекс (приобретает устойчивость, защитную от окружающей среды и ее агрессивных воздействий форму), в среде которого для каждого участника достигается динамическое положительное соотношение в конструкте «содержание-методы-цели» [7]. Исследуемые нами сообщества реализуют свою деятельность в неформальном секторе образования, специфика которого состоит в обязательном учете интересов и целей участников; ориентации на лиц разных возрастов; краткосрочности, гибкости в определении графика встреч; возможности возобновления процесса на новом уровне; отсутствии сертифицированных документов о прохождении программы. Современная система формального образования стремится к освоению опыта неформального сектора. Неформальные образовательные практики успешно решают задачу налаживания межпоколенческого диалога (ссылка на мою статью). Поэтому следует признать закономерным интерес специалистов к ним. Показательно название конференций: в рамках одной из них («Неформальное образование - новый объект управления: задачи и возможности», 2013 г.) обсуждалась возможность объединить в одно образовательное пространство государственное дополнительное образование детей и частные неформальные практики. Таким образом, под сетевым разновозрастным сообществом неформального образования мы понимаем добровольное некоммерческое объединение людей разного возраста, взаимодействие в котором разворачивается за пределами формального образования в событийном пространстве - динамической сети образовательных событий. Спектр социальных отношений, устанавливаемый в нем, рефлексия предметов разного уровня способствуют как личностному развитию каждого участника, так и налаживанию межпоколенческого диалога.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.