РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕМА В РОМАНЕ «МЕРЗЕЙШАЯ МОЩЬ» Власов А.М.

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых


Номер: 3-1
Год: 2015
Страницы: 269-272
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Ни одна из книг Клайва Стейплза Льюиса не вызвала такого общественного резонанса в общественных, религиозных и литературных кругах, как «Мерзейшая мощь». Редкая книга имеет в своем названии, столь отталкивающую энергию. Понятие мощь в такой связке представлена в виде противопоставления силам света. Главной задачей автора было не заработать на своем издании, а оградить читателя от падения нравственности и бездуховности. В произведении встречается довольно много религиозных мотивов и это связано с тем, что дед Льюиса был священником-протестантом. Сам Льюис вырос в тяжелой обстановке Северной Ирландии и видел христианскую религию в фанатичном и нетерпимом обличье. Иными словами, детство сыграло большую роль в творчестве Клайва Льюиса. Несмотря на это, он долгое время считал себя в религиозных вопросах если не атеистом, то агностиком. Жизнь казалась ему жестокой и несправедливой (древние языческие мифы только подтверждали это), а в такой жизни не могло быть места для благого Бога. Позже Льюис писал: «…два полушария моего мозга были в острейшем противоречии. На одной стороне - море поэзии и мифа со многими островами, на другой - гладкий и поверхностный «рационализм». Почти все, что я любил, - я полагал вымышленным, почти все, в реальность чего я верил, я считал жестоким и бессмысленным». [3] Но постепенно разговоры с Толкиным (его другом и автором «Властелин Колец») и собственный духовный поиск того, что Льюис называл Радостью, приводят его к мысли, что Бог (пока еще просто Бог) все-таки есть. Эпиграфом к своей книге Льюис взял строки шотландского поэта XVI века Д. Линдсея: «Навис покров мерзейшей мощи//Подобно тьме угрюмой нощи». Покров мерзейшей мощи можно противопоставить Покрову Божией Матери. В слове покров звучат те же религиозные мотивы. Если согласно Библейским преданиям Покров Божьей Матери способствовал защите людей от зла, то Покров мерзейшей мощи означает зло и порабощение людей. Покров мерзейшей мощи пытается распространиться и руководить человеческими умами, в своих темных целях. Читателю покажется на первый взгляд, что это антиутопия, но на самом деле автор оценивает данное произведение как «сказку для взрослых». В этой сказке заложен тяжелейший смысл, который читателю не даст уснуть. Это лекарство от дремоты, которое заставляет задуматься человека перед тем, как человек совершит свой последний шаг. Кроме того, само понятие «сказка для взрослых» звучит с иронией. Произнося слово сказка, мы можем дать предсказуемый ответ: добро однозначно победит зло, а хороший герой обязательно будет вознагражден за свои поступки. Но герои Льюиса совсем не те, что живут в обычных сказках. Скорее это антигерои нашего времени, которые проживают свою жизнь, привязанную к реальным местам, что создает у читателя понимание неразделенности с реальностью, с вечным противостоянием сил света и тьмы. Действие сюжета происходит в послевоенные годы в старинном английском городке Эджстоу, в котором обосновывается некий Государственный Научно-исследовательский институт Лабораторных изысканий. Сокращенно институт носит название, как ГНИИЛИ. Возможно, в английском языке сокращенное название учреждения не имеет такой отталкивающей окраски, но русский язык прекрасно дополняет название самой книги данной аббревиатурой. Институт пытается завладеть землей, на которой стоит старинный Брэгдонский лес, представляющий собой отражение английской старины и живым памятником в честь короля Артура и рыцарей круглого стола. Кроме того, по преданию здесь нашел свое упокоение знаменитый волшебник Мерлин, который как раз и заинтересовал ГНИИЛИ. Волшебство всегда, как известно, опровергалось церковью, а в иные темные столетия средневековья подвергалось гонениям. В России Соборное уложение 1649 года утверждало - "Будет кто иноверцы, какия ни буди веры или русский человек, возложат хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа или на Богородицу или на честный крест, или на святых Его угодников, того богохульника обличив казнити, зжечь" [2, с.70] ГНИИЛИ в свою очередь действует под воздействием бесовских сил ради осуществления задуманных идей. Одним из первых ритуалов для посвященных (сотрудников) является обряд посвящения через поклон «оживленной отрубленной» голове известного физика Алькасана. С головы снята черепная крышка, а мозг сильно увеличен, что говорит о человеке Новейшего времени, как о поставленном объекте в центр мироздания и превозносящем свой разум превыше всего, в том числе и создателя. Поклонение «оживленной отрубленной» голове - это по своей сути противопоставление церковным традициям поклонения святым мощам. Святые мощи никогда не выставляют напоказ. Мощи (голова) физика на всеобщем обозрении, она говорит. Этой голове каждый должен поклониться, подобно мощам. Еще одним доказательством причисления человека к Богу является сама эмблема института - голый атлет с молнией в руке. Почему именно молнию держит этот атлет, а не копье? Молния в мифологии означает оружие или руку Громовержца, индусы видят в ней глаз Шивы, струящий свет истины. Однозначно, можно сказать, что молния обозначает божественную силу. Эмблема представляет нам картину будущего, когда человек (сильный, идеальный, атлет) возьмет в руки эту божественную силу и будет ею управлять на свое усмотрение. Среди этих символов и ритуалов оказывается социолог Марк Стэддок - он молод, горд, тщеславен, а значит, руководству ГНИИЛИ легче управлять им, зная его слабости. Очень символично, что образ главного героя молод и легко поддается влиянию темных сил. Впрочем, все как в реальной жизни, когда молодые люди испытывают свою судьбу в поисках самого себя или приключений. Его видят в качестве временного успокоителя английской нации, с которой первое время будут считаться. Но потом- потом будет тоталитарный режим, который перевернет сердца изнутри. Замечает ли молодой герой, что замышляется в данном сомнительном институте? В минуты прозрения к Марку приходит внутренний страх перед ГНИИЛИ. Он, как человек с современным образованием, не видит строгости абстракций, не знает гуманистических традиций. У него нет четких идеалов и ценностей. Разбирается он только в том, что не требовало знания, и первая же угроза его телесной жизни победила его. Им легко управлять, он поддается управлению и достигает последнего уровня испытаний - ритуального осквернения распятия. Способен ли он сделать это? Сможет ли он пройти через этот ритуал и переступить через человеческие ценности? Само понятие осквернения соприкасается с современной действительностью. Нет, Марк, отказался, а его отказ значит для сюжетной линии книги, как близкий конец ГНИИЛИ, не смотря на все амбиции. Человечество сегодня заходит за пределы дозволенного. Существуют различного рода секты сатанистов, которые способны осквернять храмы и распятия. Франция, Германия и другие страны не являются исключением из общего числа. И, наконец, выступления Pussy Riot - в России. Их выступления - это своего рода такой же ритуал, что и в произведении Льюиса. Кроме того, у них свои амбиции и идеалы, как и у ГНИИЛИ. Нью -Йорк должен был стать площадкой для «второй Вавилонской башни», которая бы изменила его облик. Резкую религиозную критику книга получила и за описание так называемой «заботы одного человека о другом». Данная тема раскрывается в стерилизации негодных экземпляров и уничтожении отсталых рас. Речь ведется и о налаживании специальной селекции. Ни эти ли начала лежат в фашистских идеях, которые не угасли и по сей день в странах Прибалтики? Это вновь противоречит библейским мотивам. Бог создал человека по образу и подобию своему, а значит, все люди одинаковы, все пошли от одного создателя и творца. Самое главное, что перед Богом все люди равны. Речь идет и о введении истинного образования, в том числе и внутриутробного, которое будет призвано уничтожить возможность выбора у человека. На развитие человека уже не сможет повлиять ни родители, ни он сам. Он будет сформирован для конкретных целей и задач. Сегодня также имеются попытки внутриутробного воздействия на человека. И это тоже противоречит принципам религиозной морали. Необходимо отметить и описание задач каждого индивидуума в произведении созвучно с другим произведением, созданным Феверстоном, и обществом будущего в Мировом государстве (антиутопия Хаксли «О дивный новый мир»). Именно, в этом произведении более широко раскрывается тема химического воздействия на эмбрионы, распределяющиеся по биологическим кастам. Высшие касты призваны заниматься наукой и руководить низшими, созданными для грязного труда. Эти идеи разрушают религиозные представления о семье, о браке, о жизни общества. Самое страшное, что они находят свое отображение в цивилизованных государствах. Так, например, на уровне Совета Европы пытаются принять резолюцию о замене привычных слов «отец» и «мать» на «Родитель 1» и «Родитель 2». В некоторых странах с разрешенными однополыми браками уже работает такая система. Что это попытка изменить мир? Или воплотить свои «великие» мысли на бумаге? Всего скорее это удел тех, кому нечем заняться или тех, кто пытается заработать. Всего скорее последнее… Данные представления противоречат религиозным. Практически во всех религиях мира Бог - это творец и создатель мира. Его именуют не иначе, как создатель, отец или отче наш. Следовательно, мы - его дети и представляем в целом семью. Семья в религиях рассматривается как совокупность семейно-родственных отношений. Семья означает правильное и естественное продолжение рода человеческого. И здесь Льюис, заглядывая вперед, предостерегает нас от опасности в связи с упразднением института семьи. Мерзейшая мощь показывает, что все тоталитарные режимы, как бы они ни разнились внешне, имеют глубинное сходство в главном - все они безбожны и бесчеловечны, какой бы риторикой ни прикрывались. Для этих режимов человек становится просто винтиком, который можно согнуть, сломать, распилить. Здесь нет индивидуальности. Здесь индивидуальность человека превращается просто в массы, которыми можно управлять при помощи идолов, лозунгов. Льюис все это понимал и главными бедами ХХ века считал коммунизм и фашизм. Но Льюис знал также, что у дьявола - две руки. Если люди отвергают один из сомнительных «даров» врага рода человеческого, враг тут же предлагает другой. В своей антиутопии он показывает, что все, что противоречит законам Божьим рано или поздно будет стерто временем. Негативные тенденции развития государства способны разрушить человечество. И самое главное писатель хотел передать основную идею о том, что лучше читать про антиутопию, нежели стать героем в ней.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.