РОЛЬ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНОГО ИСКУССТВА Ляшенко Н.В.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет


Номер: 3-2
Год: 2015
Страницы: 109-112
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

компетентностный подход, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, полихудожественный подход/ , competence approach, professional competence, professional activity, polyart approach

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Обосновывается необходимость реализации полихудожественного подхода как методологического ориентира, способствующего становлению профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере театрально-зрелищного искусства.

Текст научной статьи

Необходимость инновационного развития высшей школы обусловлена мировыми процессами интеграции, которые затронули многие сферы профессиональной деятельности. В условиях модернизации российской системы высшего образования возникает необходимость значительных изменений в организации и содержании профессиональной подготовки специалистов.Данная ситуация в развитии российского образования усиливает интерес к компетентностному подходу как одной из стратегий профессионального образования. Отметим, что компетентностный подход как методология исследования и проектирования систем образования еще находится в стадии разработки. И несмотря, что на сегодняшний день компетентностный подход является предметом всестороннего рассмотрения многих исследователей, которые в основном диагностируют компетентности как знания, умения и навыки, а анализ компетентностного подхода как качественно нового вида содержания образования представлен лишь немногими [3,9]. Так, к примеру, В.И. Байденко утверждает, что язык компетенций является наиболее адекватными для описания результатов образования [2,20]. Вместе с тем, анализ исследований таких ученых какН.В. Кузьмина, А.К. Маркова, И.А.Зимняя, Р. Уайт, Дж. Равен, В.И. Байденко, Л.М. Митина, И.А. Зимняя позволяет выявить, что компетентностный подход основывается на двух понятиях - «компетенция» и «компетентность». А.В. Хуторской определяет компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности в этой сфере», а компетентность как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности»[9,61].В профессиональной сфере учеными выделены компетенции, призванные отразить знания, умения и навыки соответствующего характера. Учеными они были определены как «специальные компетенции», «компетенции деятельности», «социально-трудовые компетенции», а в федеральные государственные стандарты высшего образования определяют их как профессиональные. Профессиональная компетентность отражает информированность о целях, сущности, структуре, средствах, способах, особенностях профессиональной деятельности; владение технологией этой деятельности; индивидуально-психологические качества специалиста; способность к нестандартному, творческому решению профессиональных задач, возникающих в процессе выполнения своих обязанностей. Иными словами, профессиональна компетентность - совокупность профессиональных и индивидуально-психологических качеств и свойств, обеспечивающих успешное функционирование личности в профессии (А.К. Маркова) [6]. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что содержание и структура профессиональной компетентности определяется видами профессиональной деятельности. Иными словами, профессиональная компетентность формируется в результате освоения конкретных форм деятельности [1;7]. Известно, что субъектом профессиональной деятельности выступает личность, специалист как носитель профессии, объектом - предметная область, а каждая предметная область имеет свою специфику. И театрально-зрелищное искусство, как предметная область будущего режиссера театрализованных представлений и праздников - искусство синтетическое, объединяющее в себе разнообразные виды искусств, что требует особого полихудожественного подхода. Термин «полихудожественный подход» в отечественной педагогике сформировался достаточно недавно. Популярность его использования постоянно растет, что связано с особенностями современной культуры, необходимостью использования интегрированного подхода и взаимодействия разных видов искусств, полихудожественных технологий в педагогическом процессе. Изначально происхождение данной идеи связано с синкретизмом (синтез, слияние), что подразумевает нераздельную слитность всех видов художественного проявления - слова, пения, танцев, движений в ритуалах, в которых участвовало племя, соединяя это с игрой, языческими верованиями в едином художественном действе. Понятие интеграции тождественно определению синестезии, синкретизму. Интеграция в современной науке рассматривается, как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.К концу XX все острее стала проявляться необходимость интегрированного подхода к изучению художественной культуры, взаимодействие разных видов искусства, памятников культуры, соединяющие в себе архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, костюмы, интерьер, режиссуру, природно-ландшафтное окружение, парки и т.д. Все это делает непременным использование интегрированного подхода и комплексных полихудожественных технологий. Интегрированный подход к искусству и художественной культуре можно воспринимать как синтез самых разнородных (художественных и «внехудожественных» М.С.Каган) факторов[4]. Продолжая идею интеграции разных видов искусств, Б.П. Юсов выдвигает идею полихудожественного подхода. Суть которого, заключается в интегрированном взаимодействии разных форм и видов художественной деятельности и художественного творчества; привлечение ко всем видам и формам деятельности собственных сил и возможностей ученика, актуализация художественного творчества. Б.П. Юсовым и Л.Г.Савенковой были разработаны интегрированные программы, выявлены критерии уровня художественной развитости, педагогические условия интегрированного освоения искусства, определены принципы интегрированного подхода. Акцент они ставили на творческое развитие обучающегося в разных формах и видах художественной деятельности. Позднее термин «полихудожественный подход» появляется в научных трудах И.Н. Клюева, Е.А. Ермолинской, Е.И. Зуйковой, Т.Г. Пеня, Т.И. Сухова, Б.А.Столярова, Ю.Н. Протопопова и многих других ученых, где он сопряжен с проблемой педагогической терминологии, представлении о сущности процесса развития личности. Анализ вышеназванных исследований показал, что такой значимый для современного образования аспект, как реализация полихудожественного подхода, связан, прежде всего, с практикой школьного обучения, развитием творческих способностей детей. Вместе с тем, реализация полихудожественного подхода актуальна для вузовского обучения, особенно для будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников. Театрализованные представления и праздники - это собирательная, синтетическая разновидность сценического действия, в которой с помощью монтажного соединения сплавляются в драматургически выстроенную композицию разнообразные виды и жанры искусства. Синтетические искусства (от греческого synthesis - соединение, сочетание) в режиссуре театрализованных представлений и праздников не следует путать с близким понятием синтеза искусств так такового, когда речь идет, например, об архитектурном сооружении, которое украшено скульптурами, живописью, окружено садово-парковым ансамблем. Синтетическим искусствам присуще органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств. При этом имеется в виду не механическое соединение, а создание качественно нового художественного явления. Это реализуется в единой системе образов, объединенных единством замысла, стиля, исполнения. Сумма разнообразных искусств в режиссуре театрализованных представлений и праздников, еще не есть синтез. Будущий режиссер, владея средствами выразительности иных видов искусств, должен преобразовать их в единое синтетическое зрелище. Созданное им произведение не использует изобразительное искусство - оно само по природе своей изобразительно, являясь цепью живых картин «выписанных» по законам изобразительного искусства. Скульптурность мизансцены - это ожившая скульптура на сцененической площадке. Сценография является архитектурой малых форм. Музыка - эмоционально-ритмическая ткань постановки. Сюжет - литературен. Пластика - танцевальна. Эффект присутствия - фотографичен. (В.И. Карп) [5,315]. Таким образом, режиссура театрализованных представлений и праздников - синтетическая, многоструктурная, целостная форма особого вида искусства, вбирающая в себя черты различных видов и жанров искусства. И интегрированные театрализованным действием виды и жанры становятся действенными внутренними элементами нового вида искусства, теряя свою прежнюю самостоятельность, подчиняясь специфическим законам режиссуры театрализованных представлений и праздников. Это в первую очередь и отражено в содержании ФГОС ВПО, где выделены, пять видов профессиональной деятельности режиссера театрали-зованных представлений и праздников: - режиссерско- постановочная; - организационно- управленческая; - художественно- просветительская; - научно-исследовательская; - проектная. В данных областях профессиональной деятельности отражены профессиональные компетенции, в которых по нашему мнению, проявляется очевидная полихудожественная направленность. Вместе с тем, сам термин «полихудожественный подход» не вводится разработчиками ФГОС ВПО, но в перечне профессиональных компетенций присутствуют следующие требования направления подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (071400.62): - свободное владение практическими навыками режиссуры и исполни-тельского мастерства актера, способами применения разнообразных средств художественной выразительности в процессе создания различных театрализованных и праздничных форм, методами режиссерского анализа художественных произведений и произведений искусства (ПК-2); - способность и готовность реализовывать свой художественный за-мысел, как при написании драматургической основы (сценария), так и в процессе создания различных театрализованных и праздничных форм, владением приемами творческого монтажа документального и художественного материала, различных форм и жанров искусства в целостную композиционно завершенную форму театрализованного представления или праздника, новейшими информационными и цифровыми технологиями создания оригинальных, зрелищно-выразительных театрализованных форм представлений и праздников, основами PR - технологий (ПК-4); - понимание, что режиссерское искусство праздника и представления связано с другими видами искусства и соотносится с соответствующими дисциплинами в гуманитарных, социальных, естественных и физических науках, активно влияет на все аспекты человеческой деятельности (ПК-7) [8]. Анализ общего содержания данных компетенций позволяет сделать вывод о необходимости использования полихудожественного подхода будущего режиссера театрализованных представлений и праздников. Это будет способствовать переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, расширению специальной подготовки к процессу восприятия, анализу и переработке различных видов искусств в качественно новое целое. Иными словами, реализация полихудожественного подхода в процессе подготовки режиссеров должна рассматриваться как перспективная цель и методологическая основа их профессионального обучения.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.