ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА САЛОВ И СЕРЕ Арынова А.Д.

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы


Номер: 3-2
Год: 2015
Страницы: 227-229
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

музыкант, певец, композитор, актер, фокусник, танцор, акробат, воин, musician, singer, composer, actor, conjurer, dancer, acrobat, warrior

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Среди музыкантов выделяется особая прослойка - салы и сере, лирико-песенная деятельность которых, воспевая любовь и ее прекрасные проявления, была направлена на столь важную для общества (создания семьи и укреплений ее традиций) сферу жизни. Салы и сере осуществляли воспитательную функцию, прививая молодежи основы степного этикета, в рамках которого на первый план выдвигалась душевная и духовная красота любви, сущность гармонии, вечности.

Текст научной статьи

Призванные определять в обществе «молодежную культуру», стиль жизни, салы и сере отражали сферу интересов именно этой возрастной группы, их функции не сводилась исключительно к «развлекающей». Пора взросления является важным этапом жизни каждого человека, следовательно, вторая функция их деятельности - воспитательная, состоит в привитии молодежи навыков и основ степного этикета. Первое упоминание о салах и сере в научной литературе как об «экстравагантных людях эпикурейского толка» находим у А.В. Затаевича, который дает им более подробную характеристику в своем сборнике «1000 песен казахского народа». Автор пишет: «сал - это эксцентрик, «форсила» футуристического толка, человек, желавший во что бы то ни стало отличаться от «серой» толпы и ей импонировать вычурным ли костюмом, оригинальными ли замашками, смелыми выходками, богатством седла и упряжи и т.п. [1, с.476]. С большой теплотой и любовью о салах и сере пишет А.К. Жубанов, подчеркивая, что Таттимбет был сере, исследователь расшифровывает это слово сноской «степной актер» [2, с.166]. Автор считает, что салы и сере являлись настоящими «людьми искусства» они всю свою жизнь «чувствовали себя на сцене» [2, с.21-22].Е. Турсынов раскрывает ритуальный аспект их поведения, происхождение и формирование в обществе. По его словам, прототип салов и сере зародился в недрах воинских союзов, членов которых отличали высокий социальный статус, пренебрежение к физическому труду, отвага и бесстрашие в ратном деле, богемный образ жизни [3, с.185].Салы и сере были, как правило, состоятельными людьми и «имели для выезда несколько десятков коней. Е. Исмаилов говорит об универсализме дарования салов и сере, знакомит читателя с особенностями их поведения: шутовством, юродством салов и наоборот,рыцарством и благородством сере [4]. Cалы и сере считались выразителями общечеловеческих норм бытия, психологами человеческих душ, по роду деятельности относились к артистической богеме, были прекрасными воинами. Их творчество разграничивалось по смысловой направленности: куртуазное (песни, посвященные девушкам, молодым женщинам), эпико-дидактические, восхваляющие подвиги воинов, мужские лирические песни о мудрости, старости. Лирико-песенная деятельность салов и сере, воспевающая любовь и ее прекрасные проявления, была направлена на важную для общества сферу жизни - создания семьи, укреплений традиций.Салы и сере объединяли в себе качества и способности воина, акына, жыршы, композитора, артиста, декоратора, фокусника, танцора, акробата, гастролировали по аулам только группой, в сопровождении молодых людей, находясь во главе празднеств и веселья, по своей природе были близки к странствующим певцам-музыкантам. Произведения салов и сере увлекали чувственной красотой звука, удивительно тонко и нежно передавая в музыке красоту женщины, ее летящую походку, быстрый взгляд, переливчатый смех. По мнению исследователя, изначальное значение слова сере - «воин», «дружинник». Как представители военной аристократии, они первыми вступали в битву, отличались безрассудной смелостью и отвагой. Если в Европе трубадур лишь воспевал подвиги рыцарей и красоту их дам, то казахские салы и сере были бесстрашными воинами, были в первых рядах. В ярких нарядах салы и сере привлекали внимание противника, смело бросались навстречу опасности. Хвалебные оды мактау, посвященные мужеству воинов, исполнялись, как правило, перед сражением, чтобы духи погибших воинов оказали покровительство во время битвы и помогли вселить боевой дух. В героическом эпосе салов и сери существовал императив: «Вырасти себе достойного врага, чтобы он убил тебя на взлете». Предполагалось, что эта неиспользованная энергия взлета поможет подняться выше в следующей жизни [4]. Открытая схватка ценилась салами и сере выше, чем военная хитрость. Для салов и сери было свойственно безусловное уважение к врагу, в т.ч. побежденному. Они восхищались храбростью и мужеством, отмечая достоинство и подвиг врага, демонстрируя высокий воинский этикет, считая, что победа над достойным противником возвышает героя. Героическая смерть в честном бою считалась достойным завершением жизни. Одна из основных особенностей рыцарскогоэтоса- идеалистический индивидуализм, соперничество индивидов ради славы, почестей. Точнее, следовало бы говорить о генетической связи рыцарскогоэтоса с традиционной кочевой культурой.Т.Веблен назвал рыцарское братство «праздным классом». Ф. Кардини, автор книг «Истоки средневекового рыцарства», «Меч и крест», «Вначале была сила», пишет, что истоками происхождения рыцарской культуры Европы, являются традиции конно-кочевой цивилизации Евразии, европейской аристократии тюрков-кочевников: «Ветер степи шумит в древе европейского рыцарства». С азиатского Востока, утверждает исследователь, «явились не только полчища искусных и бесстрашных всадников, повергшие в ужас и трепет жителей Европы, но вместе с ними был занесен некий прекрасный социальный и культурный идеал в образе воителя верхом на коне». М.Оссовская отмечает, что в рыцарско-воинской культуре огромное значение имело благородное происхождение. Автор считает, что: «Облик мужчины должен излучать силу. Мужчина должен быть высок ростом и широкоплеч. Не каждый поднял бы щит, выкованный для Ахилла, а копье Гектора было одиннадцати локтей в длину. Рыцарь должен быть искусным атлетом и с честью выходить из состязаний на играх. Эти умения опять-таки служат его отличительным классовым признаком, ведь их приобретение требует свободного времени. Салы и сере несколько отличались друг от друга, но не столько характером, сколько внешностью и поведением. Сал, в большинстве случаев выходец из аристократической семьи, выполнял магико-ритуальные функции, посвящая свое творчество молодости, отличался особым мироощущением и статусом. Первый период творчества сала изобилует прекрасными сентенциями, рисующими образ влюбленного сала, песни, наполненные сравнительными метафорами: «соколинный сон» (чуткость), «красные лисицы» (олицетворяет ум, изворотливость, хитрость). Средний период творчества сала - «статус учителя», творчество насыщено этико-дидактическими назиданиями, тема «дуние» становится главной, песни оповещающие переход из одного жизненного цикла в другой (возрастная группа), художественные образы кардинально трансформируются, приобретая сакральный смысл - изменчивость мира, переосмысление бытия, молодость-старость. Третий период творчества - стаусдимурга, жырау, учителя, «покровителя», главная идея - быстротечность времени: Дуние, Жалган, Заман - пространственно-временные категории, включающие Природу, Космос, Вселенную [5,с.127-128]. Тип сала и сере - это Таттимбет с его любовной лирикой, образами прекрасной природы, женщин, девушек. Праздный образ жизни, свободное общение с молодыми девушками, нашли отражение в его многочисленных кюях, рожденных в состязаниях с представительницами прекрасной половины человечества.Таттимбет был истинным сере, одевался как сере, ходил свойственной им щегольской походкой, позволял себе «такую экстравагантность, как, сидя на коне, держать над головой зонтик, он предпочитает владеть вещами красивыми и не приносящими пользы, ибо это свойственно человеку самодостаточному» [1]. Как-то одна женщина пожаловалась Таттимбету на своего мужа, который, будучи еще не старым, потерял интерес к супружеской жизни. Тогда Таттимбет пригласил его к себе и, ни говоря, ни слова, сыграл свой новый кюй. Во время игры лицо мужчины стало преображаться, выпрямилась спина, на щеках появился румянец. Когда Таттимбет закончил свою игру, взволнованный мужчина молча покинул его юрту. Говорят, та женщина больше не приходила к сере. Кюй, которыйисполнил Таттимбет, известен под названием «Балбырауын» - томление» [3].Ярким продолжателем традиций народных любимцев салов и сере, странствующих профессиональных поэтов и музыкантов с их неординарностью поведения и высокой самооценкой, главным качеством которых была внутренняя свобода, был, безусловно, НургисаТлендиев. Сохранилась легенда, в которой повествуется о том, как одного сала угостили огромным куском сырого курдючного жира. Когда перед ним поставили большое блюдо с этим несъедобным продуктом, он, не подав вида, съел его целиком. И хотя сал отдавал себе отчет в том что, это чревато самыми тяжелыми последствиями, а он, действительно, после умер, он не мог поступить иначе. Итак, салы и сере - представители эпической традиции в формах синкретической деятельности, воплощали принцип универсальной всеобщности, были примером воинской чести и доблести, как в жизни, так и в своем творчестве. Поведение и творчество салов и сере - «не просто богемность, веселье, юродство, оно заключает в себе необъяснимую глубину вселенского масштаба, знание космических законов, получивших проекцию в земном бытии».Деятельность салов и сере была порождена целым комплексом факторов и сил общественного развития, относящихся не только к области духовной жизни, этике, но и к военному делу. Салы и сере завоевывали свое положение с оружием в руках, отвага - необходимейшая добродетель, обвинение в трусости было для них наихудшим из оскорблений. Главная, стержневая черта салов и сере - забота о чести, стремление к славе и отличию, чувствительность к почестям и к тому, чтобы их степень соответствовала заслугам. Смерть со славой или жизнь без славы, они выбирали первую из этих возможностей.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.