ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ В АНСАМБЛЕ НАРОДНОГО ТАНЦА Карпенко В.Н.,Карпенко И.А.,Логвинова Е.Н.

Белгородский государственный институт искусств и культуры


Номер: 3-2
Год: 2015
Страницы: 229-233
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

народный танец, методы формирования, исполнительские навыки, народная хореография, folk dance, methods of formation, on the performance skills, folk choreography

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются методы формирования и развития исполнительских навыков в ансамбле народного танца . В целях эффективности на занятиях хореографическим искусством предлагается применение таких методов как: словесные; практические; наглядные; метод убеждения .

Текст научной статьи

Хореографический коллектив народного танца является одним из самых популярных и любимых видов занятий, как детьми, так и взрослыми. В процессе обучения народной хореографии у ребенка в любом возрасте накапливается масса разнообразных впечатлений. Встреча с народным танцевальным искусством позволяет стать духовно богатым, эстетического переживания при исполнении танцев помнится долго и всегда, ребенку, как и взрослому, хочется вновь и вновь ощутить знакомые эмоции, испытания от встречи с прекрасным. Для эффективности занятий хореографическим искусством, в воспитательных и просветительных целях хорошо применять проблемную методику. Другими словами, эмоциональная умственная и физическая деятельность приобретает более активный характер. Участники коллектива народного танца активно включаются в творческий процесс. Сочиняют и комбинируют движения, танцевальные комбинации, придумывают для индивидуального исполнения сольные и трюковые элементы. Участники ансамбля, таким образом, могут применить и показать свои знания и умения, а также приобретать новые практические навыки. Важно поощрять творческую инициативу детей, подростков и взрослых участников коллектива в желании и осуществлении задуманного. И нередко, включившись в творческую хореографическую атмосферу, активно занимаясь с руководителем аналитической работой для грамотного понимания содержательной стороны танцевального искусства, участники ансамбля выбирают профессию хореографа. Увлекаясь хореографией, они начинают приобретать книги, собирать вырезки и фотографии из газет и журналов с артистами балета, ансамблями, прослушивать музыкальный материал различных направлений, просматривать специальные видеоматериалы и т.п. Методы можно разделить на словесные, практические, наглядные. Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей, и не только в младших классах. Обучающиеся, как правило, воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют постановку рук, корпуса, головы. По исполнению участников танцевального коллектива или учебного класса можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве [5, 37-39]. Преподаватель, педагог-хореограф, руководитель творческого коллектива, занимающийся исполнительской подготовкой, ведущий групповой урок или индивидуальные занятия может выстраивать свою работу по-своему усмотрению. Все зависит от поставленных задач, на определенном этапе обучения народному танцу. В основном, форма построения занятий идентична системе уроков профилирующих дисциплин специализации. (Классический танец, тренажная классика, балетная гимнастика, народно-сценический танец, современный танец). Главное, чтобы занятия работали на достижение основной цели обучения - выработке необходимых качеств исполнительского мастерства. К этому относится и развитие необходимой танцевальной координации, и выносливость, и освоение сложных элементов народного танца, и музыкальность исполнения и так далее. Изучение движений различных танцев, не следует перемешивать или перенасыщать большим их количеством. Следует выбрать основные пять-семь движений, включая в это число и основной шаг или ходы, определяющих основу танца. Учебно-тренировочная работа в хореографическом коллективе является основным видом деятельности в приобретении хореографических знаний и навыков, в совершенствовании хореографического мастерства. Правильная организация учебного процесса позволит руководителю добиться хорошего качества исполнения движений. Подбор изучаемого хореографического материала зависит от возрастных особенностей обучающихся, от мастерства и образованности руководителя и педагога. Весь учебно-тренировочный процесс, особенно в детском хореографическом коллективе должен быть построен так, чтобы последовательно, планомерно и систематично готовить исполнителей к выполнению поставленных перед ними художественных задач. Учебно-тренировочная работа состоит из двух основных разделов: 1) Поурочное обучение (хореографическое занятие). 2) Репетиционная деятельность. Постановочная работа в коллективе народного танца - это основная деятельность, так как цель его деятельности является создание народных хореографических постановок, в которых участники демонстрируют приобретенные ими в учебно-тренировочной деятельности навыки и умения. Постановочная работа требует от руководителя специальных знаний по технологии создания танца, профессиональных знаний и умений в сочинении. Конечно, важную роль здесь играет талант постановщика, его творческая фантазия, умение сочинять придумать что-то новое, интересное и самобытное. Постановочная работа в детском хореографическом коллективе народного танца имеет свои особенности, так как руководитель осуществляет постановку танцевальных номеров на основе танцевальной лексики, образности и сюжетной тематики народной хореографии. В детском хореографическом коллективе народного танца руководитель сам создает хореографическое произведение, являясь его автором [3, 34-51]. Выбирая сюжет, действие, руководитель - сочинитель и постановщик, должен учитывать круг идей и чувств, доступных участникам определенного возраста. Каждая постановка должна нести в себе перспективные, актуальные, волнующие всех мысли и идеи. При этом любой народный танец должен воспитывать лучшие качества характера, культуру общения и художественный вкус. Постановочные работы обязаны удовлетворять трем главным требованиям - идейности, художественности и доступности. При отсутствии хотя бы одного из них постановка не может считаться полноценной. Весь процесс постановки танца предоставляет большие возможности для профессионального роста учащихся. Постановочная работа воспитывает сознательное отношение к изучаемому материалу, дает прочные навыки в области народного танца. Репертуар в любом хореографическом коллективе народного танца следует строить, учитывая: • возрастные особенности его участников; • заинтересованность в изучаемом материале; • содержание танца; • хореографическую лексику; • возможность раскрытия индивидуальностей; • актерские и эмоциональные возможности. Постановочная и репетиционная работа плавно переходит в концертную деятельность. Концерт - наивысшая форма совершенствования танцевальных навыков коллектива, где участники показывают достигнутые успехи, творческий рост, демонстрируют свои способности и талант в искусстве хореографии. Детский или взрослый хореографический коллектив народного танца - это творческое объединение детей или взрослых, целью которого является освоение, изучение народного танцевального искусства, с последующей демонстрацией приобретенных навыков и умений в сценической концертной деятельности. Каждый педагог, руководитель любительского творческого хореографического коллектива, в зависимости от степени владения теми или иными методами, предпочитает использовать определенный путь воздействия на участников своего творческого коллектива. Чаще всего это метод убеждения. Метод убеждения используется не от случая к случаю. Он должен быть целенаправленным, систематическим, и тогда он станет действенным. Метод убеждения требует от руководителя и педагога огромного терпения, образованности и тактичного поведения. Дети, к примеру, порой не сразу понимают своего педагога. Это бывает от неумения ребенка слушать и слышать, что от него требуется. Это качество характера воспитывается постепенно в культуре общения ребенка. Поэтому руководителю необходимо проявить максимум педагогического мастерства и любви к детям при использовании данного метода. Для повышения нравственного потенциала личности ребенка, развития его активности, важно постоянно обновлять и обогащать используемые формы и методы. Воспитательную функцию берут на себя и органы самоуправления - лидеры в группе, старосты. Наличие у детей в коллективе единой, нравственно-привлекательной цели сплачивает коллектив, настраивает на единый творческий ритм, ставит во главу общий, реально выполнимый интерес. Народный танец обладает чрезвычайно стройной и четко разработанной системой движений жестов и поз. На основе изучения и освоения движений и элементов народный танец формирует и совершенствует исполнительское мастерство. Как видим, для успешного освоения танцевального материала, формирования прочных навыков исполнительского мастерства с участниками различных возрастных категорий, можно использовать разнообразные системы методов и приемов. В работе с разными возрастными группами нужно уметь выработать стиль общения, который может строиться на основе общения высоких профессиональных установок педагога: на основе дружеского общения, которое предполагает увлеченность общим делом; иногда при необходимости можно применять авторитарный стиль общения. Комбинирование стилей общения, поможет руководителю держать ситуацию под контролем. Но, ни в коем случае, в общении с подростками нельзя применять методы устрашения и заигрывания. Нельзя увлекаться количеством изученных упражнений в ущерб их качеству, но в тоже время нельзя заниматься долго одним и тем же. На начальном периоде изучения какого-либо движения, темп должен быть медленным по мере усвоения движений. Методическая раскладка и координация усложняется, темп ускоряется. Для развития познавательной активности детей школьного возраста, можно использоваться различные виды внеурочной работы, касающиеся народного танцевального творчества и хореографического искусства в целом - беседы об истории танца как искусства, о творчестве ведущих танцевальных коллективов и хореографов и т.д. К примеру, дети подросткового периода очень эмоциональны, поэтому в работе необходимо использовать методы эмоционального стимулирования деятельности: создания ситуаций успеха в учении, поощрения и порицания в обучении. Владение методикой преподавания народно-сценического танца, используя различные формы и методы работы, руководитель детского хореографического коллектива, вместе с учащимися может достигнуть высоких результатов в процессе формирования и развития исполнительского мастерства. На занятиях педагог стремится не только научить детей хореографическому искусству, но и любить, ценить и понимать его. Руководителем хореографического коллектива народного танца должен быть педагог, получивший специальное образование, которое ему позволяет проводить занятия с детьми на достаточно высоком уровне. Важным моментом в процессе хореографической подготовки детей, является продолжение формирования и развития их двигательного аппарата, развитие актерских способностей, освоение характера и манеры исполнения движений, чтобы в дальнейшем легко, без напряжения передавать на сцене яркую палитру того или иного народного танца. Формирование и развитие «школьного» мастерства у детей в народном танце - процесс длительный, требующий от педагога и от тех, с кем он проводит занятия, большого ежедневного труда, терпения, выдержки. Именно поэтому каждый урок народного танца должен быть всегда целенаправлен и методически выстроен. В хореографической работе с детьми и подростками, практически на каждом уроке должно присутствовать изучение нового материала, так как репертуар данной возрастной категории должен все время обновляться, расширяться, пополняться новыми танцами. Учащимся на каждом занятии необходимо узнавать что-то новое, чтобы их творческая и познавательная активность не угасала, а наоборот все время развивалась. В качественном овладении высоким исполнительским мастерством важную роль может сыграть этюдная работа. Развитие и совершенствование исполнительского мастерства участников ансамбля народного танца, строится так же на изучении танцевальных культур различных народов. Манера исполнения - это составная часть исполнительского творчества придающее танцевальному произведению подлинный национальный характер. Это пластическое средство выражения индивидуальных особенностей характера присущему тому или иному народу. В манере исполнения танца, танцовщик должен стремиться показать тот эмоциональный импульс, который побудил народ на создание данного танца; удовольствие, радость от неповторимого процесса творчества. Эмоциональная выразительность - это точная передача манеры исполнения того или иного танца. Если танец делает вас более красивыми, значит, вы танцуете правильно. Педагог-руководитель применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Итак, у каждого руководителя и преподавателя свой стиль работы, своя методика и система требований. От их характера, последовательности и содержания зависит развитие творческого коллектива, его нравственных основ. Практика показывает, что чем выше и обоснованнее требования преподавателя, тем выше организация его работы, нравственный настрой участников ансамбля. И, наоборот, чем ниже уровень требований, тем ниже показатели в коллективе. Но в любом случае, если педагог правильно формирует свои требования и они отвечают определенным условиям, он должен помнить, что они должны быть: последовательны, понятны, оправданы, посильны для выполнения [5, 39]. В работе над формированием и освоением танцевальных навыков используются устоявшиеся проверенные методы: • методические объяснения, которые включают в себя рассказ о методике исполнения движений, о национальных особенностях и национальных традициях; • так называемый метод «с ноги» и зеркальный метод, стоя лицом к обучаемым; • выполнение упражнений и движений со слов преподавателя; с использованием методов расклада движений и комбинаций на составные части; • закрепление изученного материала - изученный танцевальный материал необходимо постоянно закреплять и повторять, иначе освоение танцевальных навыков и умений будет не качественным.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.