СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ Васильева И.А.,Болотова У.В.,Рясная Ю.О.

Северо-Кавказский Федеральный Университет филиал в г. Пятигорске


Номер: 3-3
Год: 2015
Страницы: 171-175
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

социальный интеллект, социальная интуиция, социальный дар, социальный талант, social intelligence, social intuition, social gift, social talent

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций. Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек - человек», а также профессиях «человек - художественный образ».

Текст научной статьи

Люди всегда желали знать, что отличает середнячка от выдающегося. Были времена, когда все списывали на «божественную предопределенность», но вслед за ними настали другие - менее одухотворенные и более прагматичные. Вопрос о том, что делает одного человека великим и выдающимся, а другого - средним и незаметным, волновал и исследователей, и обывателей с давних времен. Философы эпохи первых европейских цивилизаций говорили о божественной предопределенности таланта и старательно строили по этому поводу умозрительные теоретические конструкции. В выявлении одаренных людей предлагали полагаться на божественное провидение и собственную интуицию. Прагматичный XX век отказался от таких решений. Ученые стали пытаться изучать явление гениальности и психологию творчества с помощью «строгих» научных методов. На протяжении всего XX века одни психологи считали, что для успешной реализации личности в жизни необходим высокий интеллект и с детских лет надо стремиться развивать именно его, другие отстаивали необходимость первоочередного выявления и развития креативности. А педагоги, споря и с теми, и с другими, были склонны утверждать, что для выдающихся достижений в первую очередь нужны и важны глубокие, разносторонние знания. Сейчас уже ни для кого не секрет, что все эти утверждения ошибочны. Если говорить дипломатичнее - их можно признать верными лишь частично. Всем известно, сколь важны для победителя в жизненной «гонке за успехом» и высокий природный интеллект, и развитая креативность. Все знают, какую ответственную роль в достижении жизненных высот играют глубокие и разносторонние знания. Но психологические изыскания конца XX века убедительно свидетельствуют, что успех в жизни определяется не этим, он в большей мере зависит совсем от других личностных особенностей[4]. Долгое время на первый план выдвигались интеллектуальные способности и «интеллектуальная одаренность», что привело к созданию множественных тестов, измеряющих уровень IQ и гипертрофированному вниманию к развитию умственных способностей с самого раннего детства. Однако, вскоре было замечено, что люди с высокими показателями IQ демонстрируют низкие результаты в тестах оценки креативности и, наоборот - высокий уровень креативности может сочетаться со скромными значениями IQ. Потому подходы в оценке начали меняться, и появилось понятие «творческой одаренности»[1]. И уже к 90-ым годам прошлого столетия был накоплен значительный массив данных, подтверждающих факт того, что для успешной реализации в жизни важно уметь эффективно взаимодействовать с другими людьми: понимать и прогнозировать их поведение, точно определять личностные особенности, чувства, эмоциональные состояния и мотивацию, выбирать способы общения, чувствовать «подходящие моменты», «легко сходиться», «входить в положение», «ставить себя на место другого», приспосабливаться и уживаться, а также понимать и контролировать собственные эмоциональные проявления[4]. Совокупность этих способностей стала именоваться «социальной интуицией», «социальным даром» и «социальным талантом», наличие которого значительно повышает шансы своего обладателя на жизненный успех и высокое социальное положение вне зависимости от уровня IQ и креативности. Людям с выраженными социальными способностями лучше удается продвижение идей в социуме, что включает в себя грамотное привлечение к ним внимания, умение создавать эффектную и доступную для понимания презентацию, работать с сопротивлением и отрицанием, а также искусство показывать неочевидные на первый взгляд выгоды. Социальная одаренность имеет очень разные формы и виды применения. Она незаменима в переговорах, образовании альянсов, установлении партнерских отношений, командных видах взаимодействия, делах коммерческих и политике, а также во многих других сферах. Более того, этот вид человеческих способностей прекрасно конвертируется в материальные блага, оттого становиться все более и более востребованным современным обществом. В конце 90-х годов все громче и яснее стали звучать голоса психологов, утверждавших, что для успешной реализации личности в жизни и деятельности самое важное - способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Такие, как, например, способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия. Эти идеи были порождены специальными исследованиями в областях изучения эмоционального социального интеллекта [4]. В результате этих изысканий в современных психологических теориях уже не так односторонне оценивается потенциал личности, как это делалось, например, в концепциях «интеллектуальной одаренности» или «творческой одаренности», популярных в XX веке. В работах современных психологов все яснее звучит мысль о том, что, расширив диапазон тестируемых личностных свойств, включив в их число эмоциональную сферу личности и способности к эффективному межличностному взаимодействию, мы получаем значительно более точную картину умственного потенциала личности[4]. Термин социальный интеллект был предложен Э. Торндайком в 1920 г. Исследователь выделял три грани, или стороны, интеллекта: абстрактный интеллект (понимание мыслей, идей и управление ими), механический интеллект (то же, но применительно к конкретным объектам) и социальный интеллект (то же, но уже применительно к людям). В его формулировке «социальный интеллект представляет собой способность к пониманию и управлению мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, способность действовать мудро в человеческих отношениях» [2,с. 228]. Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. Наиболее широкое определение социального интеллекта можно найти в работах Ф. Вернона, который включал в него как способность сосуществовать с другими людьми, так и знание социальных проблем, восприимчивость к стимулам, исходящим от других людей, проникновение в текущее состояние и личность человека. Г. Олпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по его мнению, особый дар, обеспечивающий ровность в отношениях с людьми; его продуктом служит социальное приспособление, а не глубина понимания. Суммируя эти представления, известный американский психолог Дэвид Векслер предложил определять социальный интеллект как приспособленность индивида к человеческому бытию. В настоящее время многие исследователи особо отмечают концепцию социального интеллекта, разработанную Дж. Гилфордом. Дж. Гилфорд, - создатель первого надежного теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека, как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление [3, 37]. В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было рассмотрено рядом исследователей. Одной из первых этот термин описала М.И. Бобнева. Она определяла его в системе социального развития личности. Механизмом формирования личности выступает процесс социализации. В широком смысле слова термин «социализация» используется для обозначения процесса, «в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. Теория социализации призвана установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности, механизм этого процесса и его последствия для общества. Из этого толкования следует, что индивидуальность не предпосылка социализации, а ее результат. Второе - социализация как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность. Формирование человека как представителя данной группы, т.е. носителя ее ценностей норм установок, ориентаций и т.п., предполагает выработку у него необходимых для этого свойств и способностей. М.И. Бобнева отмечает, что только социализация не обеспечивает целостного формирование человека. Процесс социального развития личности определяется наличием двух противоположных тенденций - типизация и индивидуализация. Примерами первой являются многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой и общих для ее членов социально-психологических свойств. Примеры второй - накопление человеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений и т.д. Любой процесс развития человека, в том числе и социального, - это всегда процесс его индивидуального развития в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Таким образом, формирование человека является результатом сложного сочетания процессов социализации и индивидуального социального развития личности. М.И. Бобнева определяет наличие особой потребности у формирующейся личности - потребность в социальном опыте. Эта потребность может искать выход в стихийном поиске в виде неорганизованных, неуправляемых поступков и действий, но может быть реализована и в специально созданных условиях. Т.е. существуют и необходимы для полноценного развития личности две формы приобретения социального опыта - и организованное социальное научение, и стихийная практика социальных взаимодействий, обеспечивающая спонтанное и активное развитие личности. Социальный интеллект - это способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. Бобнева М.И. считает, что социальный интеллект следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий. Уровень «общего» интеллектуального развития не связан однозначно с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием собственно социального развития личности. Он может благоприятствовать социальному развитию, но не замещать и не обуславливать его. Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной слепотой человека, социальной неадекватностью его поведения, его установок и т.д. Чем выше социальный интеллект, тем общение с человеком желательнее для окружающих, тем увереннее он себя чувствует. Таким образом, вывод о том, что чем выше социальный интеллект, тем более адаптивен человек, кажется вполне оправданным. Значение данной стороны психики с особой наглядностью обнаруживаются на многочисленных примерах, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира (имеющие высокий общий предметно-ориентированный интеллект), оказываются беспомощными в области межличностных отношений. Таким образом, социальный интеллект - интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек - человек», а также некоторых профессиях «человек - художественный образ». В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей - эмпатия. Основу социального интеллекта составляет: круг общения, уровень сензитивности, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации т.е. умение встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных. Нарушение, гипотрофия этих способностей может явиться причиной асоциального поведения или вызвать склонность к таковому. Из вышесказанного следует, что социальный интеллект проходит ряд этапов в своем формировании в процессе социализации личности и в то же время выступает одним из факторов развития личности. Социализация как процесс, обеспечивает включение человека в ту или иную социальную группу или общность. Формирование личности как представителя той или иной группы, т.е. носителя ее ценностей, норм, установок, ориентаций и т.п., предполагает выработку у него необходимых для этого качеств и способностей. Однако сама социализация не обеспечивает целостного формирования человека. Необходимым условием закономерного процесса социального развития личности является наличие двух противоположных тенденций - типизации и индивидуализации, которые опосредуют становление и развитие социального интеллекта[5]. Социальный интеллект следует рассматривать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий. Кроме этого, нам представляется вполне оправданным выдвинутое многими исследователями положение о том, что уровень «общего» интеллектуального развития не связан однозначно с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием развития социального интеллекта личности. Он может благоприятствовать или тормозить его развитие, но не замещать и не обусловливать его. Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной неадекватностью поведения человека, его установок, ценностей и др.[5]. Таким образом, социальный интеллект, развиваясь, в процессе взаимодействия в социуме обеспечивает не только продуктивность на уровне понимания, но и развитие различных составляющих личности.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.