НОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖИ: КРАТКИЙ ОБЗОР Данилова Г.И.


Номер: 4-2
Год: 2015
Страницы: 235-237
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

православная молодежь, психологическое исследование, социологическое исследование, Orthodox young adults, psychological research, sociological research

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье представлен обзор основных результатов психологических и социологических исследований православной молодежи в современной психологии религии.

Текст научной статьи

Православная молодежь - это социальная общность молодых людей (в возрасте от 17 до 35 лет), исповедующих православную веру, относящих себя к таковой общности в силу определенных ценностно-смысловых ориентаций, нравственных и моральных взглядов, убеждений, жизненной позиции или иных характеристик в соответствии с православными канонами. Данный возрастной период сенситивен для развития ценностно-смысловых ориентаций, взглядов и убеждений личности. В возрастной психологии юношеский и молодой возраст рассматривается как период самоопределения личности, поиск себя и жизненных смыслов, появления нового социального статуса, расширения круга общения, формирования устойчивой системы ценностей и т.п. Противоречия, возникающие из-за стремления дать разным явлениям собственную оценку и отсутствие достаточного жизненного опыта, порождают полярность поведения: стремление к идентификации и обособлению, подражание и отрицание общепринятым нормам, стремление к общению или уход от внешнего мира, конформизм и негативизм. В последнее время проводятся различные исследования особенностей религиозности православной молодежи в области социологии и психологии. К сожалению их не так много. Интерес к православной молодежи в социолого-психологическом направлении только развивается в нашей стране. Так, по мнению М.П. Мчедлова в системе ценностей современной молодежи отношение к религии, восприятие ее норм и правил занимает далеко не ведущее место. Исследователь приводит следующие данные: 46,3% опрошенных молодых людей относят себя к православной молодежи, при этом около 4 % из них посещают церковь [15]. В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете было проведено исследование, целью которого было выявление отношения русской молодежи к Русской Православной церкви. Было выявлено, что среди молодых людей распространены следующие варианты понимания Бога: Бог как «высший разум, который не знает ни одна религия мира», Бог как Троица и «Бог есть любовь» [13]. Данные результаты исследования показывают центрированность православной молодежи на том, что православная вера является носителем истинного знания о Боге; православные верующие, в собственном понимании, находятся ближе всех к Богу и к пониманию его природы. В 2005 году социологическим факультетом МГУ было проведено исследование российской молодежи. По результатам было показано следующее: 56,6 % опрошенных молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет, заявили что «Я - православный». В понятие православной веры молодые люди вкладывают следующее: «Православие не дает опуститься, оно спасает, духовно поддерживает». На вопрос «Как вы пришли к православной вере?» молодые верующие ответили: 17 % - «Это вера моего народа», 22,6 % - «Это вера моей семьи», 17 % - «Это мой личный выбор». Таким образом, данное исследование показывает, что обращение к православной вере молодым человеком может быть не только связано с воспитанием в православной семье, но и с личным выбором. Личный выбор свидетельствует о том, что молодой человек имеет духовно-нравственные потребности и стремится удовлетворить их. Что же может привести молодого человека к религии, в нашем случае - к православной? Во-первых, обращение молодежи к православной религии связано с поиском духовных ценностей, нравственных смыслов жизни. Православная религия, основанная на нравственности, терпимости, послушании, глубокой духовности, аскезе, является примером для личного самосовершенствования. Обращаясь к православной вере, молодой человек находит духовное равновесие, умиротворение, гармонию с самим собой. Являясь религиозным человеком, многие ответы на столь давно волновавшие мирские вопросы могут стать для него очевидными как простые истины. Во-вторых, в «общении» с Богом есть то, что очень редко встречается в жизни - безусловное принятие. Бог, как утверждают верующие, всегда готов выслушать тебя, принять тебя таким, каков ты есть. Обращаясь к православной вере, молодой человек приобретает внутреннюю уверенность в том, что он не одинок и ему всегда есть к кому обратиться. В исследованиях А.М. Двойнина ставится проблема веры как феномена внутреннего мира личности [3, 8, 9, 10, 12], а также показано, что самосознание православной молодежи одновременной наполняют две ценностно-смысловые ориентации: общечеловеческая (мирская) и религиозная, а выраженность религиозной ориентации у верующих не связана с осмысленностью ими собственной жизни [2, 4, 5, 6]. Также в его работах обнаружена высокая степень осмысленности жизни православной молодежью [7, 11]. Т.И. Варзанова изучала религиозность православной молодежи в возрастном и гендерном аспектах. Полученные ею данные дают основание сделать следующие выводы: 1) У молодых людей проявляется больший интерес к религии, нежели у людей зрелого возраста; 2) Сознание молодых верующих является не столько православным, сколько синкретичным, дуалистическим, включающим в себя наряду с христианскими образами также и оккультно-магические элементы веры (колдовство, астрология); 3) Православная молодежь редко посещает церковь, поскольку равнодушна к ее обрядам (за исключением обряда венчания). Вместе с тем, само это отсутствие интереса к церковному богослужению свидетельствует о том, что большинство молодых верующих, хотя и признают существование Бога и свою приверженность православию, но не ориентируются на церковь, а верят в Бога и молятся «в душе», сами по себе. Такую религиозность называют «приватной» [1]. В.С. Мухина совместно с А.В. Васильченко изучали рефлексию на себя семинаристов Православной Духовной академии при помощи методики «Кто я?». Как пишут авторы, православные молодые люди отличаются единодушием в осознании своего «Я» в единстве двух полярных ипостасей: первая «Я - Бог», «Я - личность»; вторая «Я - раб», «Я - прах». Можно привести в пример следующие ответы испытуемых: «Я - высокое творение Божие», «Я - совершенное создание Бога», «Я есть человек, сотворенный по образу и подобию Божию» и др. Исследователи делают вывод о том, что избравшие путь священнослужителя, проявляют единообразие в основных постулатах видения своей сущности и весьма каноничны [14]. Таким образом, можно сделать выводы о том, что повышенный интерес к религии у православной молодежи связан с поиском себя, жизненных смыслов, удовлетворением своих духовных потребностей. Юношам и девушкам свойственно испытывать интерес к сверхъестественному, мистическому миру, полному неизведанного, а подчас и запретного. Несмотря на то, что православная молодежь старается придерживаться православных канонических представлений о предназначении собственной жизни, нравственности, в сознании молодых людей присутствуют и «мирские» представления и ценностные ориентации.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.