ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ В КОЛЛЕДЖЕ ИСКУССТВ Добрынина Л.В.

Набережночелнинский колледж искусств


Номер: 5-3
Год: 2015
Страницы: 94-96
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

«История мировой культуры» - учебная дисциплина, важность и необходимость которой ни у кого не вызывает сомнения. На уроках ИМК учащиеся знакомятся с достижениями мирового искусства, тем самым приобщаясь к наследию мировой культуры, становясь частью культурного процесса человечества, ведь без прошлого нет настоящего. Само значение термина «культура», происходящее от латинского слова - «возделывание», по своей сути определяет ее предназначение, которое выражается в формировании души человека, его личности и мировоззрения, системы жизненных ценностей, уважительного отношения к людям и окружающему миру. Важной задачей учебного процесса является создание условий, мотивирующих учащегося на учебную деятельность. Мотивация является одной из наиболее актуальных проблем, решение которой дает возможность повысить эффективность учебной деятельности, выработать устойчивый интерес учащегося к предмету. В современных условиях учитель должен искать новые формы преподавания, осваивать новые методы и приемы организации общения учащихся с искусством. Одна из форм такого общения - театральная деятельность, органично включенная в образовательный процесс. Театр может стать универсальным средством для развития личностных способностей человека, приобщения к культуре, так как театр - искусство синтетическое, в нем сочетаются и взаимодействуют история, литература, музыка, хореография, изобразительное искусство. Основой мотивации учащихся являются их личное участие в творческом процессе и личная заинтересованность в результате своей деятельности. Создание студенческого спектакля дает широкие возможности для творчества, так как учащиеся непосредственно участвуют во всем процессе подготовки, пробуют себя в качестве режиссеров, актеров, декораторов, костюмеров и т.д. В современной педагогике этот вид учебной деятельности широко известен и плодотворно используется в учебной практике школ, средних специальных учебных заведений и ВУЗов. В России традиции школьного театра начали складываться еще в первой половине XVII в. В XVIII в. императрица Елизавета Петровна принимала личное участие в постановке ученических спектаклей. А Екатерина II, увлеченная идеями Просветительства, мечтала вырастить «новую породу людей, свободных от жестоких нравов общества» и возлагала большие надежды на театр. Так, например, в учрежденном императрицей Институте благородных девиц театральное искусство было внесено в программу обучения. Так же театр играл немаловажную роль в Петербургской Академии художеств, основанной в середине XVIII века. Интересно отметить, что инициатива создания ученического театра принадлежала самим ученикам: в 1764г. они обратились к начальству с просьбой разрешить им играть комедии и трагедии. В ответ на это президент Академии художеств И.И.Бецкой писал в ордере: «Для отвращения мыслей ученических во время праздное от скуки причиняющей угрюмость и для недопущения их до самых не дозволяемых шалостей, по желанию их дозволить играть комедии и трагедии при Академии художеств». О значении школьного театра наряду с педагогами говорили и деятели профессионального театра, так, например, А. А. Островский отмечал большую пользу спектаклей классического репертуара в учебных заведениях, которые способствуют эстетическому и нравственному воспитанию детей. Педагогическая практика показала, что не только можно, но и полезно позволять детям и студентам играть на публичной сцене, так как это, прежде всего, театр пользы и дела и только потом - удовольствия и развлечения. Театр может стать и уроком и увлекательной игрой. Театральная деятельность в учебном заведении способствует решению целого ряда образовательных и воспитательных задач, в том числе - ознакомление учащихся с лучшими произведениями мирового театра, с классическим литературным языком, усвоение общечеловеческих нравственных ценностей, обучение живой разговорной речи, приобретение опыта общения со сверстниками, работы в коллективе, выступления перед аудиторией и др. Все эти умения и навыки носят универсальный характер, так как они необходимы каждому человеку для успеха в любой сфере деятельности. Постановка студенческих спектаклей в Набережночелнинском колледже искусств города Набережные Челны проводится в рамках учебной дисциплины «История мировой культуры». В этом процессе задействованы студенты II - III курсов, обучающиеся на отделении «Дизайн», возраст ребят 16-18 лет. Предпочтение отдается классическому репертуару. За несколько лет творческой деятельности мы с ребятами поставили такие спектакли, как «Царь Эдип» (по трагедии Софокла - великого трагика Древней Греции V в. до н.э.), «Женитьба Фигаро» (по комедии Бомарше - французского драматурга XVIII в.), «Женитьба» (по комедии Н. В. Гоголя - русского писателя XIX в.), «Мещанин во дворянстве» (по комедии Мольера - французского комедиографа XVII в.), «Визит старой дамы» (по пьесе Фридриха Дюрренматта - швейцарского прозаика и драматурга XX в.), «Укрощение строптивого» (по комедии У. Шекспира - английского поэта и драматурга XVI в.), «Антигона» (по трагедии Софокла), «Беда от нежного сердца» (по водевилю В. А. Соллогуба - русского писателя XIX в.). Процесс создания спектакля - это совместная работа преподавателя и студентов, увлекательное коллективное творчество. Как правило, студенческий спектакль рассчитывается примерно на один час по времени, поэтому оригинальный текст выбранной пьесы несколько сокращается, адоптируется к той или иной ситуации. В ходе работы над текстом мы допускаем некоторые творческие переработки, изменения и дополнения, но в целом сохраняется общая сюжетная канва и смысловое содержание произведения. Знакомясь с текстом пьесы, мы обычно просматриваем спектакли и художественные фильмы по этой теме, чтобы лучше узнать героев, особенности их характеров, манеры поведения и окунуться в историческую атмосферу того или иного времени. Распределив роли, мы читаем текст пьесы по ролям, обсуждаем героев, их характеры, психологические состояния и настроения, взаимоотношения между собой, содержание и смысл литературного произведения в целом. Так же мы продумываем музыкальное оформление наших спектаклей, подбираем индивидуально музыку для выхода главных героев, и для отдельных сцен спектакля, чтобы внести разнообразие и определенное эмоциональное звучание - романтическое, веселое, комическое или драматически-напряженное. Для нас создание спектакля является не самоцелью, не подражанием профессиональному театру, а своеобразной игрой, школой постижения и приобретения тех навыков и умений, которые в нас не были развиты в достаточной степени, школой преодоления своего характера, стеснительности и робости, страха перед публикой. В процессе репетиций происходят порой удивительные вещи, ребята раскрываются, раскрепощаются, проявляют прекрасные актерские способности. Параллельно с репетициями мы, конечно же, думаем о костюмах и оформлении сцены. Для этого мы предварительно изучаем исторический костюм, прически, а так же стилевые особенности убранства интерьеров эпохи, в которой разворачиваются события пьесы. Это тоже неплохой теоретический и практический опыт для будущих дизайнеров. И наконец, премьера! Конечно, это самый долгожданный, волнительный и ответственный для нас день. В приятной предпраздничной суете проходит несколько часов, мы готовимся к выступлению, устанавливаем декорации, надеваем костюмы, делаем прически, макияж. С нетерпением ждем зрителей. Очень волнуемся. После выступления мы с ребятами обсуждаем спектакль, делимся своими впечатлениями и эмоциями. Вместе с чувством усталости, приходит чувство удовлетворения и радости. Каждый из нас прожил на сцене маленькую жизнь своего героя. Кто-то преодолел свой страх и робость перед публикой, кто-то открыл в себе актерские способности, кто-то получил важные уроки коллективной работы, в которой надо уметь приспосабливаться и прислушиваться к другим, ставить общественные интересы выше личных. Практически для всех ребят, задействованных в спектакле - это первый в их жизни актерский опыт - интересный, познавательный и полезный, который останется в памяти, как одна из ярких страниц их студенческой жизни. Спектакль «Визит старой дамы». 2010 год

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.