СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ У ПОДРОСТКОВ Орлова М.А.

Адыгейский государственный университет


Номер: 7-2
Год: 2015
Страницы: 91-94
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

художественное восприятие, модель развития художественного восприятия, художественная фотография, artistic perception, the model of formation of artistic perception, art photography

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье обоснована актуальность исследования, определены цель, методы исследования, охарактеризованы критерии развития восприятия художественной фотографии. Автор рассматривает модель развития художественного восприятия. Так же представлены результаты проведенного экспериментального исследования.

Текст научной статьи

Приобщение подрастающего поколения к искусству является актуальной задачей современной педагогики. Искусство фотографии как часть культуры представляет собой одну из форм познания окружающего мира, содержит в себе емкую информацию о разнообразном опыте человеческих отношений, является не единственной, но наиболее концентрированной формой отражения духовного мира человека. Оно обладает широким спектром воздействия на развитие личности. «Одним из актуальных направлений модернизации современного образования является разработка проблемы развития художественного восприятия. Внедрение инновационных методов формирования художественного восприятия в процесс обучения школьников обеспечивает глубокое понимание художественно-образной специфики и выразительных возможностей искусства [1, с. 3]. Исходя из этого, нами была определена цель исследования - выявление педагогических условий развития восприятия художественной фотографии учащихся 5-6 классов. Анализ литературы по проблеме развития художественного восприятия позволил выявить теоретические аспекты исследования, которые легли в основу разработанной модели формирования восприятия произведении фото искусства. «Модель - схема какого-нибудь физического объекта или явления» [2, с. 361]. Структурные компоненты модели соответствуют компонентам целостного педагогического процесса. Модель развития художественного восприятия произведений искусства, включает целевой, организационно-содержательный, критериально-диагностический и результативный компоненты. Целевой компонент представляет собой постановку цели. «Цель обучения и воспитания может быть достигнута через систему последовательно решаемых конкретных задач» [3, с. 265]. Достижение поставленной цели через решение конкретных задач предполагает знание сущности этапов художественного восприятия, которое позволит выбирать соответствующее содержание конкретного учебного предмета и использовать наиболее эффективные формы, методы, приемы работы с произведениями фото искусства, способствующие развитию художественного восприятия. Это отражено в организационно-содержательном компоненте модели. Организационно-содержательный компонент модели определяет выбор учителем содержания конкретного учебного предмета, способствующего приобретению подростками тех знаний, умений, формированию чувств, потребностей и способностей, которые необходимы для восприятия произведений художественной фотографии. Для достижения поставленной цели учителю необходимо знать суть происходящих изменений на каждом из этапов развития восприятия произведения фото искусства. Для эмоционально-созерцательного этапа характерны обогащение и дифференциация эмоциональных переживаний, формирование интереса к произведению. На оценочно-рефлексивном этапе развития художественного восприятия у подростков развиваются способности к самооценке и к самопознанию в процессе восприятия фотографии. Особую роль на этом этапе выполняет рефлексия: она влияет на приобретение подростком умения воспринимать произведение в целостности. На ценностно-регулятивном этапе произведения у подростков формируется устойчивое отношение к нему как личностной ценности. Школьник убеждается в своем знании о том, что общение с художественной фотографией помогает ему в самопознании и самооценке. Отсюда проистекает развитие потребности в общении с произведениями искусства, особенно с полюбившимися. Критериально-диагностический компонент модели включает в себя систему критериев и показателей, по которым можно судить о степени сформированности художественного восприятия; эмоционального отклика на фотографию, целостного восприятия произведения и т.д. «Критерий - признак, основание, мерило оценки, суждения» [4, с. 307]. Прежде чем приступить к экспериментальному исследованию в первую очередь мы разработали критерии, которые успешно на наш взгляд должны показать качественный уровень сформированности художественного восприятия. В этом вопросе мы опирались на данные, полученные в ходе проведенного исследования истории развития художественного восприятия, методики обучения фотографическому искусству. В нашем исследовании мы выделили три ключевых блока критериев для определения уровня сформированности художественного восприятия произведений. В разработанных нами критериях уровни развития художественного восприятия соответствуют видам формирования художественного восприятия. Низкий уровень - 1 вид (нецелостное художественное восприятие) характеризуется восприятием у учащихся отдельных, ключевых моментов сюжета фотографии. Учащиеся, которых можно отнести к данному виду могут определить колорит или назвать цвета, которые доминируют в кадре. У учащихся фотография не вызывает эмоций, учащийся не способны сделать анализ произведения, не наблюдается заинтересованность искусством. Средний уровень - 2 вид («эстетский» вид восприятия) проявляется у учащихся в ярко выраженном эмоциональный отклике на фотографии, умении видеть и подмечать красивое и художественное, учащиеся способны воспринимать эмоциональное состояние в колорите и характере освещения, подмечают отличительные, характерные черты, индивидуальные особенности предметов. Высокий уровень - 3 вид (целостный вид художественного восприятия), который характеризуется восприятием центральной проблемы поставленной автором, способностью к анализу причин, следствий, роли и взаимосвязей явлений, восприятием взаимоотношений персонажей, экстраполяцией будущего развития поставленной проблемы, восприятием эмоционального состояния фотографии, сущности, индивидуальных особенностей предметов и их связи с окружением. То есть учащиеся с высоким уровнем сформированности художественного восприятия не только интересуются эстетской стороной искусства, но и способны делать глубокий анализ фотографий, могут уловить суть замысла и предположить дальнейшее развитие событий. Для проверки эффективности разработанной нами модели было проведено экспериментальное исследование. На констатирующем и контрольном этапах эксперимента принимали участие учащиеся 5-6 классов Гимназии № 22, Лицея № 8, средней школы № 2, средней школы № 3 г. Майкопа. Всего 389 учащихся было охвачено экспериментальным исследованием. Основными методами сбора данных в ходе эксперимента явились: диагностика качеств восприятия с помощью тестирования и анкетирования учащихся. Проведенное исследование показало, что правильная организация процесса художественного восприятия на занятиях фотографией с подростками в гармонической взаимосвязи с их практической деятельностью помогает учащимся глубже понимать и чувствовать искусство, ориентироваться в различных направлениях и стилях, различать высокохудожественные произведения и посредственные (Диаграмма 1). Диаграмма 1 Показатели динамики сформированности художественного восприятия в 5-6 классах Лицея № 8, Гимназии № 22, Школы № 2, Школы № 3. (Констатирующий и контрольный этап эксперимента) На основании сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно сделать выводы о заметных преобразованиях в процессе художественного восприятия произведений фотографии, осуществившихся в ходе формирующего эксперимента. Сравнивая учащихся контрольной группы (КГ) и экспериментальной (ЭГ), мы можем констатировать наиболее высокую динамику развития художественного восприятия у учащихся экспериментальной группы. Таким образом, реализация представленной модели развития художественного восприятия произведений фотоискусства, позволила совершенствовать восприятие центральной проблемы поставленной в произведении; развить способность к анализу причин, следствий, роли и взаимосвязей в фотографии, развить восприятие взаимоотношений персонажей картины, эмоционального состояния произведения, сущности, индивидуальных особенностей предметов и их связи с окружением. То есть учащиеся прошедшие экспериментальное обучение не только интересуются эстетской стороной искусства, но и способны делать глубокий анализ произведений искусства, могут уловить суть замысла и предположить дальнейшее развитие событий.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.