О МЕСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ В СТРУКТУРЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ Чернякова Н. С.

Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена


Номер: 7-4
Год: 2015
Страницы: 173-175
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

культура, культурология, культурологическое познание, culture, culturology, culturelogical knowledge

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье анализируется структура культурологического познания. Культурология рассматривается как самостоятельная дисциплина, целью которой является не изучение отдельных феноменов, сторон или аспектов культуры, а создание теории культуры как целостной реальности.

Текст научной статьи

Предмет культурологии, в отличие от ее объекта - культуры, не существует «сам по себе», а создается, формируется и изменяется в процессе развития самого культурологического познания, в рамках существующих в нем теорий и подходов к тому, чтó именуется «культурой». Это значит, что решение вопросов о том, чтó изучает культурология и является ли она отдельной наукой, зависит не от самого по себе факта существования объективной реальности, по имени «культура», а от того, как понимают сущность и методы познания этой реальности, т.е. то, что и составляет предмет культурологии, конкретные ученые. В конечном счете, предмет культурологии как теории культуры определяется, тем понятием культуры, которое лежит в основе данной теории. Именно этим объясняется тот факт, что в современной научной и философской литературе термин «культурология» употребляется для обозначения различных, хотя и неразрывно связанных, областей познания. Одни ученые считают, что «культурологией» следует именовать междисциплинарную сферу научного познания, в которой взаимодействуют такие отрасли знания, как философия, история, социология, семиотика, этнография, культурная антропология и другие науки, исследующие культуру в рамках своих предметов и присущими им методами. Другие ученые полагают, что «культурологией» должна именоваться отдельная научная дисциплина, обладающая собственным предметом и методологией изучения культуры как особой реальности. Нельзя не согласиться с тем, что в многообразном мире культуры каждая из гуманитарных и социально-политических наук имеет возможность найти объекты, исследование которых соответствует специфике ее предмета и методов познания. В одном и том же объекте - культуре - история, археология, этнография, культурная антропология, семиотика, социология и другие науки выделяют лишь те аспекты, которые совместимы с предметно-методологической спецификой данной науки, и исследуют культуру, опираясь на собственную эмпирическую базу и методологию теоретического анализа. Сходство предметов и методов отдельных наук в сфере изучения культуры становится одной из причин отождествления культурологии с историей, искусствознанием, этнографией, социологией или культурной антропологией. Однако ни одна из этих наук не является теорией культуры, ибо не ставит своей задачей раскрытие сущности, структуры и закономерностей развития культуры как особой реальности. В процессе археологических изысканий, этнографических экспедиций, исторических, лингвистических, семиотических, социологических и проч. исследований памятников культуры и реальной жизнедеятельности человеческих сообществ происходит сбор опытных (эмпирических) данных о различных сторонах и явлениях культуры. Функциональное значение этих данных в структуре культурологического познания состоит в том, что они создают эмпирическую базу для последующего теоретического исследования культуры. Однако в процессе развития философского и конкретно-научного знания о культуре, обнаруживается, что проникновение за грань отдельных аспектов изучения и конкретно-научной эмпирии в сферу сущности культуры как особой реальности ведет к возникновению новой отрасли культурологического познания - собственно культурологии как самостоятельной дисциплины, целью которой является не изучение отдельных феноменов, сторон или аспектов культуры, а создание теории культуры как целостной реальности. Поскольку к теоретическому уровню культурологического познания, бесспорно, принадлежит философия культуры, особого внимания заслуживает вопрос о соотношении философии культуры и культурологии. Философия открывает во всех объектах познания всеобщие, универсальные свойства, связи, отношения, закономерности развития, характеризующие мир как единое целое. Выполняя только ей свойственную критико-рефлексивную функцию, философия подвергает теоретическому анализу все формы познания мира, побуждает ученых к размышлению об исходных принципах, основных понятиях и методах научного исследования. Именно поэтому в структуре самого философского знания существуют разделы, посвященные анализу как объектов, так и предметно-методологической специфики отдельных наук. Таковы философия физики, философия математики, философия языка, философия религии, философия истории, философия культуры и т.п. Чем более развитой, теоретически разработанной является та или иная область конкретно-научного познания, тем большее внимание уделяется в ней философским проблемам. Закономерно поэтому, что наиболее глубокие теоретические исследования существуют в области философии математики, астрономии, теоретической физики. Что касается гуманитарного познания, то специфика социокультурных явлений приводит к тому, что их изучение всегда осуществляется либо совместными усилиями философии и отдельных гуманитарных дисциплин, либо начинается именно в сфере философии и лишь в дальнейшем перерастает в создание специальных научных теорий и отдельных отраслей гуманитарного познания. Философия культуры обнаруживает действие и специфику проявления универсальных законов развития мира в сфере культуры, анализирует самые глубинные уровни сущности культуры. Вместе с тем, философия культуры вырабатывает методологические принципы создания теории культуры и исследования различных феноменов культуры. Именно поэтому в структуре культурологического познания философия культуры занимает «верхний», или философско-методологический, уровень. Многообразие направлений и школ внутри самой философии порождает существование различных концепций и методологических подходов внутри философии культуры. Чтó представляет собой культура как особая реальность, в чем состоит ее сущность и отличие от всех других родов сущего - это философская проблема, решение которой достигается в процессе познавательной деятельности многих поколений исследователей, в результате множества различных конкретно-научных и философских реконструкций этой реальности. И каждый следующий шаг в развитии философии культуры подтверждает, что культура как особая реальность несравненно богаче любой концепции культуры. Отсутствие критического анализа исходных принципов и понятий научного исследования приводит к односторонности и ограниченности культурологических концепций, к неизбежному противоречию между ними и реальностью. Однако при всей важности философско-методологического уровня исследования культуры, философия культуры не является теорией культуры в том смысле, в каком понятие «теория» используется в научном познании. Философский анализ всегда опирается на знание универсальных закономерностей развития мира и познания и использует такие категории, содержание которых выходит за границы любого конкретно-научного опыта. Это значит, что философия культуры основывается на обобщении данных не отдельных наук, а человеческого познания в целом. К философу культуры мы обращаемся за ответом на предельно общие вопросы: кто такой человек как субъект культуры или что такое культура в отличие от общества и цивилизации? Однако мы не спрашиваем у философа культуры, к примеру, чем отличается красота по-русски от красоты по-американски или каковы особенности рыцарской культуры? Выяснение вопросов о том, какие субъекты культуры существуют в данном обществе или чем средневековая городская культура отличается от современной, выходит за пределы философско-культурологического знания. Чтобы ответить на подобные вопросы, необходимо иметь теорию, обобщающую эмпирические данные конкретных наук о субъектах культуры данного общества или особенностях городской культуры эпохи средневековья и начала XXΙ в. Иными словами, необходимо исследовать конкретные типы культуры, опираясь на данные истории, археологии, семиотики, этнографии, культурной антропологии и других наук, которые создают эмпирическую базу культурологического познания. Именно это и входит в предметную область культурологии как теории культуры, которая располагается на «среднем» уровне в структуре культурологического познания. Таким образом, философия культуры и культурология как отдельная отрасль культурологического познания раскрывают разные уровни сущности культуры, создавая единую теорию культуры как особой реальности. Философия культуры рассматривает культуру как одно из явлений бесконечно многообразного и целостного мира, в котором действуют универсальные законы, и познание которого осуществляется с помощью всеобщих категорий мышления. Культурология стремится исследовать культуру как особую разновидность сущего и выявить те уровни сущности и содержания культуры, в которых проявляются ее отличия от всех иных родов сущего. Решение этой задачи требует специального теоретического анализа и объяснения того фактического материала, который добывается не в процессе человеческого познания в целом, а лишь на эмпирическом уровне культурологического познания. Именно культурология осуществляет теоретический синтез философско-методологических принципов со специализированной базой эмпирических данных в процессе изучения сущности, происхождения, структуры, типов и закономерностей развития культуры как особой и целостной реальности.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.