ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Грибкова О.В.

Московский городской педагогический университет


Номер: 8-2
Год: 2015
Страницы: 85-89
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

музыкально-образовательная среда, дирижерско-хоровая подготовка, хоровое исполнительство, профессиональная мотивация, профессиональная подготовка педагога-музыканта, компетентность, творческий подход, исполнительское сотрудничество, интеграция профессиональных знаний, musical-educational sphere, conducting and choral training, choral performance, professional motivation, professional training of the teacher-musician, competence, creativity, performance, collaboration, integration of professional knowledge

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются вопросы образовательного процесса профессионального становления подготовки будущего педагога-музыканта. Определяются критерии полноценной подготовки студентов в условиях музыкально-образовательной среды на хоровых занятиях. Выявляется многоаспектность профессиональной музыкально-образовательной среды, которая обуславливает множественность и разнонаправленность связанных с формированием данного качества проблем, которые исследуются учеными в различных контекстах.

Текст научной статьи

Необходимость совершенствования образовательной практики в современной России актуализирует потребность в педагоге-музыканте как личности творческой, способной к продуктивному общению с подрастающим поколением. В условиях глобализации перед профессиональным образованием в целом, стоит задача повышения его качества, предполагающая результатом высокий профессиональный уровень компетентности выпускников педагогических вузов. Наиболее эффективное приобщение будущих педагогов к музыке возникает в условиях коллективных исполнительских занятий хорового класса - самой доступной, активной и профессиональной формой деятельности. Хоровое пение, являясь активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой обстановки и своеобразной хоровой организации как в педагогических колледжах, так и в вузах, на музыкально-педагогических направлениях. В этой связи, образовательный процесс профессионального становления в подготовке будущего педагога-музыканта должен базироваться на принципах активной исполнительской вокальной и дирижерской подготовки, где приобретается навык профессиональной исполнительской и практической творческой работы с коллективом. В связи с этим возрастает потребность в разработке новых концептуальных подходов к профессионально-педагогической трактовке будущего педагога-музыканта как творческой личности. Основу этих подходов составляет понимание того, что одной из важнейших составляющих профессии педагога-музыканта является хоровая деятельность, которая связана с определенной спецификой учебного процесса. Коммуникативная часть этого процесса подразумевает наличие необходимых педагогических качеств и способностей, которые являются определяющими в развитии творческого характера обучения. Готовность к творческому процессу служит критерием полноценной подготовки будущего специалиста, которое формируется у студентов во время обучения на хоровых занятиях. Процесс формирования профессионального становления в условиях музыкально-образовательной среды выделяется в отдельную, достаточно сложную задачу, в контексте решения которой просматривается важнейший системообразующий компонент - технологический, направленный на поиск средств, методов и условий формирования отдельной учебно-творческой среды в условиях дирижерско-хоровой подготовки студентов в педагогическом вузе. Многоаспектность такого сложного явления, как профессиональная музыкально-образовательная среда обуславливает множественность и разнонаправленность связанных с формированием данного качества проблем, которые исследуются учеными в различных контекстах. Несмотря на наличие большого количества работ, непосредственно или косвенно посвященных данной тематике, до сегодняшнего времени остается неисследованным множество ее аспектов. В частности отсутствуют действенные организационные механизмы процесса формирования профессионального становления студентов с целью вооружения их средствами инновационного подхода к профессии. С технологической точки зрения, компонентами такой организации являются: а) комплекс специальных и общепедагогических знаний; б) музыкально-слуховые представления и исполнительские навыки, совершенствование которых формирует профессиональное творческое развитие и развитие определенных коммуникативных способностей, необходимых для дирижерско-хоровой подготовки студентов. Активизация и развитие этих качеств возможны только при учете ряда педагогических условий и средств, способствующих решению этой задачи. К наиболее важным из них относятся: - использование комплексного профессионально-творческого подхода в выработке психологических качеств и внутренней организации личности студентов; - формирование у студентов индивидуального творческого стиля общения как основного условия в учебно-хоровой практике; - развитие у студентов навыка осознанной технологии репетиционного процесса в целях выработки самостоятельности творческого мышления. Подготовка педагога-музыканта представляет собой сложный процесс, включающий комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных составляющих. Структуру обучения можно подразделить на: психолого-педагогическую, музыкально-педагогическую и музыкально-исполнительскую подготовку. Из всех указанных составляющих при обучении самая трудоемкая это музыкально-исполнительская подготовка, так как она связана с исполнительским искусством. В работе педагога-музыканта исполнительская деятельность занимает важное место и, отсюда становится понятным, насколько значимы в процессе обучения и формирования профессиональной творческой среды исполнительская хоровая практика студентов, в ходе которой они приобретают умения и навыки репетиционной работы и, следовательно, учатся творческому общению в коллективе. Специалист, не владеющий определенным комплексом специальных педагогических и музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков, которые поэтапно формируются в процессе обучения на практических хоровых занятиях не в состоянии решить множество творческих задач. В связи с этим, для достижения сформулированных целей необходимо выполнить следующие основные условия: - учитывая специфику практических хоровых занятий при выявлении уровня коммуникативных способностей, проследить динамику развития готовности к работе с хоровым коллективом и, таким образом, определить проявление творческой самостоятельности студентов; - определить профессионально-педагогические условия формирования творческого общения. Для многих студентов хоровые занятия становятся той точкой отсчета, где начинают проявляться, раскрываться и формироваться новые профессионально-творческие качества его личности. В процессе обучения, на хоровых занятиях затрагиваются многие педагогические проблемы, которые необходимы для всестороннего и гармонично развитого человека. Это расширение музыкального кругозора, формирование музыкального художественного вкуса, воспитание заинтересованного подготовленного слушателя, обогащение и развитие эмоциональной сферы, развитие музыкальных способностей. Образовательная функция музыкально-творческой среды в данном случае способствует выявлению у студентов позитивной мотивации к будущей профессиональной деятельности. Необходимость профессиональной мотивации студентов видится в способности выйти на более высокий уровень овладения профессией и умение реализовать творческое развитие в профессиональном контексте. Хоровое исполнительство для большинства студентов становиться более доступным видом деятельности, а порой единственно возможным, позволяющим будущему специалисту сформировать исполнительские умения и навыки, навыки репетиционной работы, приобрести опыт творческого общения, а значит познать закономерности музыкального искусства. В хоровом коллективе могут органически сочетаться как фронтальное творческое воздействие руководителя на коллектив, так и индивидуальный подход, влияние на каждого участника хора. В условиях коллективного исполнения у студентов, как хоровых певцов развивается «чувство локтя», общей ответственности за дело, так как в процессе хорового занятия от вклада каждого зависит общей успех. Творческая мобильность у студентов чрезвычайно велика, так как подразумевает общение в творческой и профессиональной обстановке, которая с одной стороны обеспечивает успешные занятия учебного хора, а с другой - способствует становлению исполнительского профессионализма. Исследования показали, что среди необходимых условий профессионального становления студентов в понимании дирижерско-хоровой подготовки на первом месте стоит понимание коммуникативных процессов, имеющих большое значение в музыкальной педагогике. Действительно, атмосфера концертного исполнения создается постепенно, на репетиции. Репетиционный процесс подготавливает интерпретационные моменты, которые раскрываются в полную силу при концертном исполнении музыкального сочинения. Репетиционное «режиссерское», становление музыкально звучащего образа - долгий процесс, наполненный поисками в уравновешенности различных компонентов, составляющих единое интерпретационное целое. Раскрытие музыкального звучащего образа в условиях коллективного творчества - сущность процесса дирижерского исполнительства, самая трудная его задача. Дирижеру, выходящему на репетицию с хором, приходится учитывать невероятное количество сопутствующих музыкальному исполнительству моментов психолого-педагогического и творческо-интерпретационного порядка, из чего, собственно, и складываются коммуникативные условия коллективного исполнительства. Следует обратить внимание, что в условиях концертного выступления особое значение приобретает профессиональное мастерство дирижера - как средство творческого общения с хоровым коллективом. Чем совершеннее владеет дирижер мануальной техникой, тем гибче, непосредственнее будет исполнение. Дирижерская техника предполагает наличие не только навыков и умений правильного тактирования по указанной дирижерской сетке, но и комплекс сопутствующих условий, включающих степень образно-эмоционального воздействия на коллектив, исполнительский артистизм. Формирование коммуникативных и организаторских качеств личности студентов при условии творческой среды как исключительно важного фактора повышения профессионального уровня подготовки специалистов, является одной из ведущих в педагогике высшей школы. Создание комплекса педагогических средств эффективного управления этим процессом направлено на то, чтобы в центре внимания студентов был стимул к познавательной творческой деятельности. Однако в реальном учебном процессе пока далеко не всегда осуществляется такой подход. Одна из причин - недостаточная разработанность практических аспектов реализации личностного подхода к студентам при формировании коммуникативных качеств личности. При исследовании данной проблемы возникли задачи в объяснении ценности тех или иных качеств и умений при формировании творческой и эмоциональной активности в процессе дирижерско-хоровой подготовки студентов. Практика показала, что студенты обладают различной степенью способности к межличностному общению. Эти способности могут развиваться и совершенствоваться в процессе обучения под воздействием правильного направления учебно-образовательной среды. В учебном, как и в профессиональном хоровом коллективе ценятся, прежде всего, профессиональное мастерство, организаторские начала, способность к общению, творческая индивидуальность. Преимущество практической творческой среды хоровых занятий опирается на систематичность, многообразие вокально-хоровых форм и методов работы, что позволяет развивать у студентов творческую самостоятельность, формировать профессиональное общение и активизировать хоровую работу в целом. Стратегия педагогического воздействия руководителя на личность студента должна также строиться с целью раскрытия и усиления его организаторских, коммуникативных и индивидуальных творческих способностей, необходимых в работе с коллективом. В этом состоит индивидуально-направленный подход к личности на практической работе хорового класса. Во время исследования, с точки зрения психолого-педагогического аспекта выявилось, что творческий характер взаимодействия хоровых занятий, что создает благоприятные условия для творческого сотрудничества, которое, в свою очередь, является основой для организации творческого профессионально процесса обучения. В своей монографии «Теория и практика профессиональной культуры педагога-музыканта» мною отмечалось, что «определяющим успешность процесса формирования профессионального становления будущего специалиста - педагога-музыканта, является совместная продуктивная деятельность преподавателя со студентами и студентов друг с другом» [2,13]. Исследование и многолетний опыт хормейстерской педагогической и исполнительской деятельности позволяет утверждать, что профессиональное становление студентов происходит наиболее качественно и осознанно в условиях учебной дирижерско-хоровой образовательной практике, где формируется творческо-исполнительское сотрудничество обеих сторон. В этой связи, образовательная среда функционирует как мотивационно-ориентированная система, в которой происходит интеграция профессиональных знаний, представляющая собой важнейшую часть музыкально-образовательной системы.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.