ПРОСВЕТИТЕЛЬ АКСО КОЛИЕВ: ВЗГЛЯД ИЗ XXI-ВЕКА Кокаева Л.Х.,Кокаева Д.Б.

Северо-Осетинский государственный педагогический институт


Номер: 8-4
Год: 2015
Страницы: 42-44
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

просветитель, образование, родной язык, национальная культура, enlightener, education, native language, national culture

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена исследованию значения просветительской деятельности Аксо Колиева в современном процессе формирования культуры осетинского народа, в сохранении языка и традиций осетинского народа, в формировании нового взгляда на решение «женского вопроса». Практическая значимость работы определяется попыткой вписать идеи А. Колиева в контекст нашего времени, показать этого деятеля на фоне духовной атмосферы данной исторической эпохи.

Текст научной статьи

Успешное решение задачи освоения истории, культуры, традиций зависит от многих факторов, из которых следует выделить бережное отношение к прошлому народа, сохранение и всестороннее осмысление накопленных им культурных традиций. В связи с этим особую значимость приобретает изучение исторического процесса через призму судеб литературных и общественных деятелей. Активное творческое осмысление и изучение их наследия оказывает позитивное влияние на формирование национального самосознания, языка, культуры любого народа. Данное обстоятельство послужило поводом обратиться к изучению просветительской и литературной деятельности Аксо Бесаевича Колиева. А.Б. Колиев - один из ярких представителей плеяды осетинских просветителей, внесших существенный вклад в становление осетинской национальной образовательной системы, первый организатор подготовки женщин-учителей для сельских школ Осетии. А. Колиев осознавал, что осетинский народ может освоить широкомасштабные культурные ценности, только овладев многообразными научными знаниями на основе повсеместного строительства школ. Нельзя соизмерить труд и старания Аксо Колиева в отношении развития образования в Осетии. Но особо он ратовал за женское просвещение. Ему принадлежит знаменитая фраза: «Образованная мать - это образованные дети, а образованные дети - это образованное общество». А. Колиеву принадлежала идея создания в Осетии первой женской школы, которую он открыл в своем доме. Обучение там было бесплатным. Юные воспитанницы изучали не только богословие, но и учились естественным и гуманитарным наукам. В эту школу поступали учиться из самых отдаленных мест Осетии, в ней готовили учительниц для сельских школ. Следует сказать о том, что на Северном Кавказе именно в Осетии впервые были предприняты шаги по вовлечению в образовательный процесс не только юношей, но и девушек. Это стало возможным благодаря, прежде всего, демократической по характеру традиционной культуре осетин», в рамках которой женщине отводилась важная общественная роль [2, 303]. Дело Аксо поддержал основоположник осетинской художественной литературы Коста Леванович Хетагуров. «Она насаждала в отдельных уголках горной Осетии неувядаемые зародыши просвещения, она давала неутомимых тружениц для сельских школ...», - писал он [5, 49]. А когда власти вознамерились закрыть школу, Коста встал на ее защиту: «В особенности дорого сохранение этой школы в настоящее время, когда стремление к более полному просвещению женщин уже пробудилась в народе» [5, 161]. Сегодня вряд ли можно удивить открытием какого-либо частного заведения, в том числе и школы. Но поступок А. Колиева для своего времени был смелым, поистине самоотверженным, подвижническим. Без сомнения, этот поступок Аксо Колиева можно назвать подвигом. Не зря пословица гласит: «Подвиг делает тот, кто вперёд идет». Просвещение женщин как один из важнейших составляющих в развитии осетинской культуры в широком смысле волновал впоследствии и других наших соотечественников. Осетинская интеллигенция в этом видела «залог прогрессивного развития всего народа, успешность его интеграции в российское культурное пространство» [2, 56]. Так, писатель и просветитель Инал Кануков в очерке «В осетинском ауле», показывая тяжкое положение женщины-осетинки в патриархальной семье, обращается к своей героине и восклицает: «Бедная осетинка! Скоро ль ты избавишься от положения рабыни?..» [4, 61]. О том, что просвещение, в том числе и женское, является залогом успешного движения к цивилизованному обществу, говорит писатель Цомак Гадиев в рассказе «Осетинская женщина» (1908): «Время идёт, идёт быстро, изменяя всё, разрушая одно и созидая другое... Скоро, очень скоро и женщина-горянка будет вызвана тем же временем из своего подземелья» [7]. И это время пришло. Современная Осетия вполне может рассчитывать на место в лидерах нашей страны по уровню образования, в том числе и образованности женщин. Высокий статус современной осетинской женщины подтверждается ее вовлеченностью в общественно-политическую, экономическую и культурную жизнь, в промышленное и сельскохозяйственное производство, в науку, здравоохранение, искусство и т.д. За этим, несомненно, стоит и подвижнический труд Аксо Колиева, неутомимого борца за просвещение своего народа. Но означает ли сказанное, что так называемый «женский вопрос» в настоящее время решен? В поисках ответа на этот вопрос позволим себе представить Аксо Колиева нашим современником. Предполагаем, что деятельность выдающегося просветителя исходила бы из понятия «женского вопроса» уже не только с точки зрения просвещения. В современной Осетии «женский вопрос» охватывает проблемы, связанные с реализацией женщинами каждой из осуществляемых ими в обществе функций - матери, труженицы, гражданки. При этом социокультурный статус женщин в РСО-Алания имеет свою специфику. С одной стороны, сохраняется влияние этнических традиций и обычаев. У старшего поколения до сих пор доминирующими являются представления о женщине как о матери и хранительнице домашнего очага. Однако часть современной молодежи считает, что женщины, прежде всего, должны быть самодостаточными, независимыми, а для этого надо получить хорошее образование, реализовать себя в профессиональной сфере, сделать карьеру и т.п. Исходя из этого, полагаем, что решение «женского вопроса» неразрывно связано с дальнейшим поиском путей, которые позволяли бы женщинам совмещать все названные функции - матери, труженицы, гражданки. Здесь следует признать, что политика нашего государства развивается именно в этом направлении. Об этом говорят различные социальные программы, материальное и моральное поощрение женщин и т. д. Таким образом, в процессе современного социального и культурного развития общества деятельность Аксо Колиева могла бы быть направлена на формирование нового отношения к проблемам жизнедеятельности женщин, поиску новых подходов к определению роли и функций женщин. В контексте рассматриваемой темы следует сказать и о стараниях Аксо Колиева по сохранению и развитию родного (осетинского) языка. Будучи управляющим всех школ Северной Осетии, он использовал все возможности для совершенствования его преподавания. Он, учитель осетинского языка, старался привить своим ученикам любовь к родному языку, к традициям и обычаям осетинского народа. Есть заслуга Аксо и в развитии осетинской письменности. Этому способствовали переводы духовных книг, которые он осуществлял с русского языка на осетинский. А. Колиев занимался и литературным творчеством. Нам известны три его стихотворения на осетинском языке: «Воскресение Христа» («Чырыстийы рухс райгасдзинад»), «Хвалебная песня о святой Марии» («Мады Майрæмы кады зарæг») и «Отче наш» («Мах фыд»). По признанию писателей и литературных критиков (С. Гадиев, Н. Джусойты, Х. Ардасенов), главным богатством этих стихотворений является их язык, он понятен, близок к современному осетинскому языку. Еще одна их особенность - это четкий ритм, «стих - музыкальный, удобный для пения» [6, с. 83]. Полагаем, что в немалой степени эта особенность позволила стать им хоровыми молитвами. Хоры на тексты А. Колиева «Светлое Христово Воскресение», «Хвалебная Матери Марии» и «Отче наш» на осетинском языке написал известный осетинский композитор Т.Т. Хосроев. «…Осетинские музыканты вовлекаются в общероссийский «процесс сакрализации музыки», проявляя всё более активный интерес к созданию духовно-концертных произведений и церковно-богослужебных произведений. Синтез особенностей русской и византийской духовной музыки с многовековыми традициями осетинских народных молитвенных песнопений явственен в … хоровых молитвах Т. Хосроева», - пишет доктор искусствоведения Т. Батагова [1, 16]. Все выше сказанное дает нам основание заявить, что в многообразной деятельности, а также по своим жизненным ориентирам, взглядам, идейным установкам педагог-просветитель Аксо Колиев предстает перед нами как патриот, высокообразованный, нравственно-культурный представитель осетинской интеллигенции своего времени. Имя Аксо Колиева гармонично вписано в современную осетинскую культуру. Исследование его многогранной деятельности способствует глубокому анализу окружающей действительности, проникновению в философию происходящих социальных и духовно-нравственных перемен, помогает определять общественные и педагогические ориентиры, в частности, рассматривать просвещение как важнейший способ в обогащении духовной культуры народа на любом этапе его развития.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.