ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В РАЗВИТИИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Курбанова А.М.

ФГБОУ ВПО «РГУТиС» в г. Махачкале


Номер: 9-2
Год: 2015
Страницы: 219-223
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Развитие туризма в регионах России сложная, но необходимая задача, обозначенная в федеральной программой по развитию внутреннего туризма. По Постановлению Правительства РФ от 2 августа 2011 года № 644 о Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» основными направлениями деятельности является переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны. «Решается эта проблема в соответствии с местными условиями и спецификой территории. Каждый субъект Российской Федерации способен предложить свой уникальный туристский продукт, основанный на имеющихся рекреационных ресурсах. Большие возможности для туристской привлекательности регионов дает богатое историко-культурное наследие нашей страны» [8] В силу своей содержательной уникальности и неповторимости, в частности, предлагаемой им возможности стать активным участником этнокультурной жизни какого-либо народа, этнографический туризм, представляет собой одно из перспективных внутренних туристских направлений. Этнографическое наследие представляет собой этнографические ресурсы подразделяемые на две группы: единичные объекты и этнографические коллективы. К единичным памятникам-объектам относят традиционные жилища, традиционная одежда, утварь, кухня и пр. К этнографическим коллективам относят этнографические музеи, этнографические ансамбли, этнографические поселения и традиционные ремесла, этнографические фестивали и праздники. Наличие в культуре народов единичных этнографических объектов может при правильном подходе обеспечить конкурентное преимущество того или иного региона. По мнению Т.А. Киросовой и Е.И. Шубнициной этнографические объекты образуют: - памятники архитектуры, выполненные в народном традиционном стиле; - культовые сооружения; - «некрополи, кладбища с традиционными надписями на родном языке; - традиционные жилища с традиционным для данного этноса интерьером, убранством, набором традиционных предметов быта; - поселения, сохранившие «этнический тип», в местах компактного проживания представителей того или иного этноса; - бытовые объекты, соответствующие традиционному хозяйственному типу; - места проведения народных праздников с участием фольклорных ансамблей и использованием традиционной одежды; - места возрождения народных промыслов и традиционных занятий; - этнографические музеи, выставки, комплексы этнографических предметов; - археологические объекты, имеющие этническую специфику» [4. С.88] Концепция этнографического туризма основана на ознакомлении туристов с местной культурой, бытом народов, сохранивших свою самобытность. «Этот опыт демонстрирует пути использования фольклорно-поэтических, хозяйственно-бытовых, мифологических и иных элементов традиционной культуры различных народов в туристских программах» [4. С.88]. Рис. 1. Этническая карта Дагестана с выделенными в кружочек этническими центрами [9]. Дагестан - это многонациональная республика (рис.1.), в которой на протяжений многих веков проживают разные национальности, сохраняющие толерантное отношение к друг другу, и не смотря на это каждая национальность сохраняет свою самобытную культуру, имеет свои обычаи. Методика исследования. Для изучения этнографических ресурсов автором использовался комплекс методов и инструментов исследования. Проведена систематизация исторических сведений, анализ древних текстов, искусствоведческий анализ культурно-исторической ситуации, ансамблей и памятников. Результаты исследований. Традиции и обычаи Дагестана получили свое развитие традиционной национальной кухни. Традиционной национальной едой в Дагестане является хинкал, чуду, курзе. Доминирование в рационе тех или иных пищевых ресурсов, «его белково - углеводно - жировой состав связаны с климатическими условиями и способами жизнеобеспечения. Следовательно, некоторые блюда, физиологически необходимые одному народу, отсутствуют у другого …….» [2.С.152]. Учитывая природно-климатические условия традиционной кухней дагестанцев, является блюда из баранины или телятины. Согласно обычаям дагестанского народа невеста в первую брачную ночь должна приготовить хинкал для друзей жениха. Согласно традиции, если хинкал из баранины получился вкусным, значит молодых ждет долгая и счастливая жизнь. Традиционная национальная одежда позволяла безошибочно определить не только этническую принадлежность, но и аул, общество. На цвет одежды, ее форму влияла окружающая среда. Например, жительницы заснеженных горных вершин, цветистых лугов голову покрывали белым платком, а одежду носили похожую на цельное однотонное полотно, другие окруженные скалистыми серо-черными склонами гор предпочитали носить черную одежу, жительницы Южного Дагестана, окруженные яркими цветущими лугами в своей одежде повторяли всю окружающую их яркую палитру цветов. Одежда определяла социальное положение, возраст, например молодые носили одежду из ярких цветов, а пожилые предпочитали однотонные спокойные темные цвета. Женщина, родившая первого ребенка носила черное платье и черный кушак, а состоятельный мужчина подчеркивал свое богатство буркой белого цвета. Национальная одежда была не только эстетически привлекательна, но практична. У каждой национальности она имела свои отличительные особенности. Женская одежда больше, чем мужская украшалась всевозможными амулетами- оберегами. Существовал обычай вешать детям или больному человеку на шею в качестве амулета что-нибудь блестящее, чтобы отвлечь злые силы. Использование в женской одежде различных украшений имело не сколько эстетическое значение, сколько мифологические, выражало также и принадлежность женщины к определенному тухуму. Использование в высокогорном Дагестане нагрудных украшений - подвески в виде орнаментальных круглых, прямоугольных, цилиндрических коробочек символизировало мусульманское верование, предназначенные для «сур» из корана. Одежда горянки и используемые украшения выступали не только оберегом, но и символизировали семейное положение. У некоторых национальностей, в частности у кубачинцев определенные украшения, платок, наряд замужней женщины не могла одевать девушка, а женщины в свою очередь не могли надевать наряд девушки. Свадебный наряд, платок и украшения одевались только на свою свадьбу и носились еще в течение сорока дней после бракосочетания, затем уже замужняя женщина могла одеть его на свадьбу своих ближайших родственников, а уже после передавалось своей дочери. Украшения изготавливались преимущественно из серебра, оно считалось более чистым, чем золото, благородным металлом. Драгоценные камни выступали оберегом - коралл, сердолик, бирюзе перламутр, отгоняющим злых духов. Одежда выполняла не только эстетическое, мифологическое, но и унитарное значение. Женское платье подвязывалось поясом, который не только украшал, но и использовался в хозяйстве. Им подвязывали ребенка, вешая его на спину, подвязывали дрова при их транспортировке. Традиционная одежда горца - бурка, сделана из овечьей шкуры, защищала от холода в зимнюю погоду, была домом, постелью и столом. Особенно славились андийские бурки из белого начесанного войлока. Так, Н. Дубровин писал о кавказских бурках «Многие большую часть года, не исключая и летних месяцев, носят овчинные шубы с откидными воротниками вроде длинного капюшона нашей шинели и с рукавами, доходящими до земли, но столь узкими в особенности в концах, что в них могут войти только два-три пальца» [3. С. 547]. В таких шубах узкие рукава заменяли карманы. Головной убор горца был олицетворением чести и достоинства, а у женщин символизировал подчиненность семьи мужа. С распространением ислама покрытие головы было обязательным начиная с десятилетнего возраста, и даже существовал обычай где молодой женщине после первой брачной ночи или рождения ребенка вообще сбривали волосы, оставляя их только на лбу и висках. В народном костюме «формы, ритмы, краски природы начинают жить в изделиях своей особой жизнью, подчиняясь закономерностям творчества, но в всем этим движет некий признанный идеал-традиция» [1. C.48] Архитектурные сооружения как нельзя лучше отражали традиции дагестанского народа и имели свои особенности. Например, в высокогорных районах дома строились из горного камня сплошным рядом, причем все нижние части стен делались глухими. Некоторые места строй домов оснащались боевыми башнями. С башен обычно прорывали подземные хода, которые вели в другие аулы. Ворота всегда запирались на ночь. Все улочки в ауле были узкими и кривыми. Это позволяло жителям легко скрыться от врага. Перекрытие в домах осуществлялось путем каменного перекрытия. Крыши засыпались землей, а двери делали из дерева. В равнинной части Дагестана, населенной кумыками, основным строительным материалом был необожженный кирпич из глины и соломы. При строительстве мечетей и других общественных зданий употребляется тесаный и рваный камень. В ряде крупных кумыкских селений, особенно в шамхальстве, жилища феодалов, как правило, строились из камня. Использования каменных рифленых выпуклостей - «кубки», изображающие женские груди «символически обозначали пожелание благополучия, обильной жизни в доме» [5.С. 124], изображение свастико-спиралевидных композиций, олицетворяющих змей символизировало оберег домашнего очага, изображение раковины каури символизировало достаток, денежную единицу. У древних китайских мастеров раковина каури выступало символом плодородия, а в Африке наличие каури на одежде говорило о беременности женщины Одним из самых популярных в республике этнографических коллективных объектов являются краеведческие музеи, в том числе и музей изобразительных искусств имени П. Гамзатовны. Туристы могут при посещении музея познакомиться с традиционной культурой, богатыми экспозициями декоративно-прикладного искусства. Основным направлением музея изучение и сохранение традиционных художественных промыслов, традиционного быта, культуры. В Дагестане традиционная культура представлена в декоративно-прикладном искусстве отражающей повседневный быт, в котором формы и мотивы узоров отражают накопленный веками опыт народно-художественного ремесла. Известными центрами развития декоративно-прикладного искусство в республике являются: Балхар, Кубачи, Унцукуль, Ахты, Микрах, Рутул, Хучни. Обладающие мировой известностью кубачинские изделия, балхарская керамика, ковроткачество - «это, пожалуй, то, что может не только стать концептуальной основой развития этнографического туризма в регионе, но и послужить определенным вектором в формировании туристского образа данной территории». [7.С.68] Как отмечает Г. Осипов, «часто в разных регионах мира туристы становятся свидетелями и даже участниками красочных традиционных праздников и фестивалей, приобретают в качестве сувениров изделия художественных промыслов и ремесел, пробуют блюда национальной кухни» [6. С. 16]. Эти этнические центры представляют реальный потенциал для развития этнографического туризма в регионе, однако пока не очень активно используется в туристической практике. Например, село Балхар готово принимать туристов, организовывать им мастер-классы, однако из-за нестабильной политической обстановке в регионе эта работа ведется медленно, да и сама молодежь не очень охотно стремиться заниматься гончарным искусством, стремясь к более легкому заработку. В сложившейся ситуации использование опыта других регионов в разработке специальных программ не только для иностранных туристов, но и для россиян способствовало бы развитию внутреннего туризма в регионе. Интересен опыт организации таких программ в Липецкой области, село Троицкое в котором организован «областной Центр Романовской игрушки, первое и единственное в Липецкой области учреждение, специализирующееся на сохранении народного романовского промысла и организации праздничных мероприятий в русском народном стиле» [7.С.68]. В этом селе несколько раз в неделю детей обучают лепке. Первоначально детей знакомят с музеем, в котором собрана коллекция старинных романовских сюжетов и творения современных мастеров, а затем проводят для них два мастер-класса по изготовлению обереговой куклы и глиняной свистульки по старинной технологии. Такого рода программу можно было бы внедрить и в этнических центрах Дагестана, что позволило бы решить несколько важных задач: Во- первых сохранение традиционного промысла; во-вторых- развитие внутреннего туризма, туристской привлекательности региона; в третьих - занятость местного населения. Развитию декоративно-прикладного искусства в Дагестане способствовали определенные природно-климатические особенности. Так, залежи определенной глины позволило развивать гончарное искусство, рост абрикосовых, кизиловых деревьев в унцукульском районе позволило развивать резьбу по дереву, разведение овец развитию ковроделия. Так полы в домах были земляные или каменные их покрывали безворсовыми коврами-сумахами, обладающими малой теплопроводимостью, покрытые обратной стороной длинными шерстяными нитками, образующими подковный слой обеспечивающий тепло. Каждый представленный вид искусства отражает традиционную культуру горцев, интерес представляют используемые приемы, которые выполняли функцию оберега, защиты, достатка и т.д. Так, использование бараньих рогов в ковроткачестве служило символом достатка, узор «древо жизни» о семейном благополучии, изображение змей с волнообразными мотивами с древним культом воды, кайтагская вышивка на наволочках подушки оберегала новорожденного ребенка от нечистой силы. В системе декоративно-прикладного искусства особое место занимают свадебные ритуалы. Например, в кубачинских семьях мать невесты обязательно дает в приданное дочери ведерко «нукнус. В нем невеста приносила в день свадьбы муку, сахар или мед с ложками, воткнутыми черенками вниз, а у богатой невесты ведерко наполнялось серебряными кольцами, браслетами, серьгами. Через сорок дней содержимое ведерка раздавалось жителям селения. «Нукнус» так же выступал доказательством чистоплотности хозяйки дома, его кубачинки протирали древесным углем, предполагалось, что нечистый «нукнус» привлекает злых духов. Таким образом, в республике имеются возможности для использования этнографических ресурсов в развития внутреннего туризма. И при правильной организации рекламной кампании традиционная культура, традиции и обычаи, особенности декоративно-прикладного искусства способны стать точкой притяжения не только русских, но и иностранных туристов.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.