ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ Городнина Н.И.


Номер: 9-3
Год: 2015
Страницы: 50-52
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

В своей статье я хочу затронуть не самую распространенную в наши дни область педагогики - профессиональное обучение музыке. Закончив консерваторию и работая уже 13 лет педагогом в музыкальном колледже, я имею возможность найти и обозначить многие проблемные аспекты музыкальной педагогики в наши дни, а также постараться раскрыть основные перспективы ее развития. Движущая сила любой деятельности - мотивация, потребность. Потребности формирует общество. То, что востребовано, развивается и обрастает новыми знаниями. Невостребованные знания исчезают. В безграмотном обществе отпадает необходимость в книгах. В обществе, где только единицы могут читать ноты, нотная литература находится в «резервациях» - редких, специальных нотных магазинах. Было ли когда-нибудь иначе? Не буду приукрашивать: общественное большинство всегда было музыкально безграмотным. Но раньше люди более настойчиво стремились к музыкальной грамотности - она была востребованной. Чтобы наполнить жизнь музыкой, сам человек должен был уметь и играть, и слушать музыку в живом исполнении. Всякий, кто владел музыкальным инструментом, а тем более мог свободно играть по нотам, пользовался уважением и высоко котировался. Поэтому научиться музыкальной грамоте стремились люди разных сословий. Однако полноценное музыкальное образование могли позволить себе только зажиточные люди. Способность понимать и исполнять серьезную музыку считалась в высшей степени почётной. Перед «талантом музыканта» преклонялись. Высшее общество проводило свой досуг в оперных театрах и филармониях. «Простолюдины» стремились на такие спектакли, чтобы хоть в галерке, хоть стоя послушать хорошую музыку. Элита часто открывала музыкальные салоны, куда приглашались концертирующие виртуозы. Без специального музыкального обучения образование аристократии не считалось полноценным, поэтому и мещанские круги относились к музыке с громадным почтением. Такими были 18 и 19 столетия - «золотые времена», эпоха музыкального прогресса. Слушать и понимать серьезные жанры музыки было модно. В слушателях и любителях общество не нуждалось - их и так было предостаточно! Обществу нужны были талантливые, яркие исполнители, мастерство которых может поразить, обрадовать и растрогать. «Золотая» эпоха сформировала элитарное музыкальное образование. Музыкальная педагогика мало заботилась об обучении «простых смертных». Музыкальные заведения Европы увлечённо занялись исполнительским искусством профессионалов. Воспитание новых виртуозов - вот что приносило педагогам удовлетворение! Нужды людей с ординарными музыкальными данными их почти не интересовали. Зачем тратить время на “толпу бездарностей”, если можно взять талантливых учеников и на них сделать себе имя? Таким был девиз любого преподавателя музыки. Как правило, музыкальные таланты сами проявляются с раннего детства. Они исключительно удобны для педагога: можно не ломать голову над специальными методами, чтобы развить слух или музыкальную память. Задача упрощается: используя уже готовые способности ученика, развить его технику игры на инструменте и помочь выйти на профессиональный уровень. В самые благополучные для музыкантов времена (ну где-то до 90-х гг. XX столетия), когда занятия и обучение музыке было неотъемлемой частью общего процесса воспитания и образования детей, музыкальные педагоги объявили выдумкой «ученика баз способностей». Они не захотели сеять семена - создавать, «выращивать» слух, музыкальную память, интонирование голосом, чувство ритма. Критерием отбора в музыкальные школы стали природные музыкальные способности. На протяжении столетий поступающие проходили специальные тесты, где они должны были спеть мелодию, простучать определенный ритм, отгадать по слуху звуки или интервалы. Но главным препятствием, «фильтром» для недостаточно одаренных детей был… сам процесс обучения. Он был сознательно ориентирован на тех, кто не нуждается в развитии музыкального слуха. Но с конца 20 века, когда в нашей стране наступили «времена перемен», эта традиция постепенно стерлась, исчезла. Данный скрупулезный отбор в наше время остается только в самых престижных музыкальных школах, которые направлены на обучение музыке, как профессии с самого раннего возраста. Остальные же школы (особенно те, что расположены на периферии, в провинциальных городах), постепенно снизили рамки требований к поступающим детям. Это связано со многими факторами. Во-первых, факт самого существования музыкальных школ в наше время зависит больше от количества детей (контингента), обучающихся в музыкальной школе, чем от качества их знаний и умений, навыков игры на музыкальных инструментах. Во-вторых, 21 век - это время глобального технического прогресса и, к сожалению, многих детей сейчас интересует не кропотливый и трудоемкий процесс обучения и игры на музыкальном инструменте, изучения музыкальной грамоты, им не доставляет истинное удовольствие слушание звуков музыки, а наоборот, интерес многих(но, слава Богу не всех) детей ограничивается общением с достижениями научно-технического прогресса - компьютерами и всем, что с ними связано. Это огромная проблема, которая влияет в наше время не только на музыкальную педагогику, но и на весь процесс обучения в целом. Об этом можно и нужно говорить и, наверное, надо начинать кричать педагогам - гуманитариям. Факт бесконечного и, порой неконтролируемого общения детей с компьютерами, планшетами и прочим, является губительным для всей современной педагогики в целом. Нет, я не хочу сказать, что все это надо срочно запретить. Отнюдь. Все хорошо в меру. Ведь даже в музыкальной педагогике «дружба» с компьютерными технологиями приносит порой очень большую пользу. Студенты музыкальных колледжей с помощью компьютерных программ научились не только писать ноты на электронном нотоносце, но и смогли научиться слышать написанные им произведения с помощью компьютера, что очень важно и необходимо для тех студентов, которые в силу разных причин не могут услышать свое произведение в исполнении «живого» симфонического оркестра, например. С помощью компьютерных программ уроки, проводимые в музыкальных учебных заведениях, стали более насыщенными, что, конечно приводит к улучшению качества образования. В данном виде и в данной мере - это большая перспектива развития музыкальной педагогики. Мера - это то, что должно быть неотъемлемой частью применения компьютерных технологий в музыкальной педагогике. Нам, педагогам-музыкантам, очень важно во всем сохранять меру и не дать подрастающему поколению музыкантов заменить силу «живого» звука возможностями компьютерных технологий. Девиз современного музыканта - максимальное сохранение и воплощение красоты «живого» звука. Это навсегда останется главной задачей классической музыкальной педагогики. Еще одной, третьей проблемой современности, касающейся обучения музыке, является следствие первой - малая доля в общем контингенте поступающих по-настоящему способных, музыкально одаренных детей. В основном, конечно же, эта проблема касается тех музыкальных учебных заведений, которые находятся далеко за пределами больших городов. Это замкнутый круг. В музыкальных школах ужесточить правила приема невозможно - это приведет к тому, что со временем контингент будет слишком мал и такие школы начнут закрываться. А из-за того, что уровень подготовки выпускников данных музыкальных школ с каждым годом снижается, то и снижается уровень подготовки поступающих в музыкальные колледжи абитуриентов. Это очень большая и серьезная проблема современной музыкальной педагогики. Мы - педагоги должны приспосабливаться к тем условиям, которые нам диктует время. Конечно, ни в коем случае нельзя обвинять тех детей, у которых уровень способностей мал, но которые хотят учиться музыке - это было бы просто-напросто преступлением. Из них, порой, при их большом стремлении и старании вырастают очень хорошие музыканты. Я здесь говорю о тех детях, которые обладают ярко выраженными музыкальными способностями, но желания учиться музыке, у которых, нет. Это является следствием разных причин - вот это и есть огромная проблема современности. Потому что слушатели различных слоев населения во все времена имеют желание и даже внутреннюю потребность в том, чтобы ходить в театры, филармонии или просто на концерты «живой» музыки. И на этих концертах получать удовольствие от звуков музыки, сопереживать им, а это возможно только при хорошем качестве исполнения. Еще более ощутимой эта проблема становится тогда, когда мы говорим о продолжении музыкальной педагогики. Ведь если мы - педагоги музыкальных колледжей вынуждены будем брать учить учащихся с достаточно «средними» музыкальными данными, то какие педагоги из них получатся, даже при всем нашем старании (ведь выше способностей в музыке прыгнуть невозможно)? К каким учителям будут приводить на уроки наших внуков? Я считаю, эта проблема сейчас остро стоит перед всеми педагогами музыкальных колледжей. Почему же интерес к музыкальному обучению в последнее время так снизился? Нельзя дать однозначный ответ на этот вопрос, но обозначить некоторые варианты необходимо. Общаясь с разными возрастными группами обучающихся, я прихожу к выводу, что дети мало видят и слышат настоящую «живую» музыку. Они считают, что симфоническая музыка, к примеру, слишком скучна, а опера - это совсем что-то ненужное, потому что там совершенно ничего не понятно. Поэтому, обучение в музыкальной школе им тоже представляется скучным и непонятным. Для того, чтобы это как-то изменить необходимо дать им понять, что звуки музыки - это воплощение чувств и эмоций человека, его переживаний, стремлений, разочарований и побед. Мне не раз приходилось наблюдать, в работе с маленькими детьми, как происходит этот процесс познания музыки, когда она из чего-то скучного становится чем-то необходимым. Когда видишь это в глазах ребенка - понимаешь, что это маленькая педагогическая победа! Я считаю, что основной из перспектив развития музыкальной педагогики должно стать стремление педагогов «заразить», заинтересовать ребенка музыкой, дать ему понять, что без музыки жизнь скучна. Еще одним фактором, влияющим на снижение интереса детей к музыкальным занятиям, является то, что это стало «не модно». Раньше занятия музыкой определяли уровень достатка и положение семьи, владение музыкальным инструментом - это был показатель уровня культуры человека. В наше время многие ребята - школьники считают, что лучше играть в компьютерные игры, нежели играть музыкальные произведения на инструменте. У этой проблемы есть свое решение - это музыкально-культурное воспитание детей с самого раннего возраста. К счастью, в последнее время возрождаются семейные традиции посещения с детьми музыкальных театров, концертов, проводимых для детей разного возраста. Мы стали слышать больше музыки вокруг себя, но этого еще не достаточно для того, чтобы в полной мере возродить интерес к музыке и сделать обучение в музыкальной школе «модным». Если говорить о профессиональном музыкальном образовании и заинтересованности в нем нашей молодежи, то здесь все намного сложнее. Для того, чтобы выбрать себе профессию любой человек должен понимать, что эта профессия будет востребована, необходима обществу. Что эта профессия будет хорошо оплачена. Сейчас очень сложно говорить об этом с молодыми людьми. Конечно, профессия музыканта очень специфична и, в основном ее выбирают приверженцы своего дела, может даже в каком-то роде фанаты. Но и они должны быть уверенны в своей необходимости завтра. К сожалению, многие хорошие специалисты - педагоги, исполнители не могут похвастаться достойным заработком и молодые специалисты, смотря на это, уходят из профессии. Эту проблему не актуальности, невостребованности, можно решить только на государственном уровне. Молодые специалисты должны быть заинтересованы в выборе данной, пусть и специфической, профессии. Дотации, квоты, материальная поддержка государства могут стать хорошим стимулом в выборе профессии педагога-музыканта. Основными задачами педагогов-музыкантов в наше время становится - суметь найти и раскрыть детям и взрослым все самые интересные, самые тайные и самые нужные стороны музыкального обучения. Чтобы занятия музыкой вновь были необходимы детям для развития и становления личности, а родителям для полноценного воспитания подрастающего поколения. Чтобы музыка стала неотъемлемой частью жизни каждого человека. Чтобы симфоническая музыка перестала казаться скучной, а блестящее оперное пение непонятным. Главной перспективой развития музыкальной педагогики должна стать работа, направленная на воспитание в каждом человеке потребности в общении с музыкой. Это может быть: как умение играть на музыкальных инструментах, так и просто умение грамотно слушать и слышать музыку. Эта работа должна проводиться в разных формах, объединенных единым смыслом и направленных на достижение одной цели. Кроме непосредственных занятий в классе, педагоги-музыканты должны уделять большое внимание общему музыкальному развитию, посещению различных концертов, театральных постановок, музыкальных фестивалей и конкурсов. Смотря на все происходящее вокруг нас, на все сложности нашей сегодняшней жизни, нельзя отрицать потребность человека в музыке. В музыке, которая передает чувства и эмоции, приносит радость, успокоение, умиротворение, восторг. Музыка, порой незаметно для нас самих, становится неотъемлемой частью нашей жизни, начиная с самого раннего детства. У каждого человека рано или поздно, независимо от его жизненного статуса, взглядов и увлечений наступает момент, когда ему захочется услышать настоящую «живую» музыку, настоящий «живой» откровенный разговор без слов. Разговор, трогающий до глубины души и задевающий самые высокие чувства. Разговор с музыкой!

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.