РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПОМОЩЬ БУДУЩЕМУ ДОКТОРУ Михайлюк Н.И.

Московский медицинский университет «РЕАВИЗ»


Номер: 1-1
Год: 2016
Страницы: 152-154
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Взаимопересечения, литература, медицина, профессионализм, помощь, наука, Are demonstrated by examining, literature, medicine, professionalism, care, science

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена проблеме адаптации молодого врача в профессиональной среде в современном мире, где немаловажную роль призвана сыграть русская классическая литература. Вопросы, возникающие сегодня в ходе освоения профессии врача, имеют перекличку с проблемами, изложенными в произведениях известных писателей-врачей .

Текст научной статьи

Ни у кого не вызовет сомнения тот факт, что настоящий доктор должен быть высоко профессионален. Однако ещё великий Ф. Ницше утверждал, что помимо технических навыков диагностики заболевания и выбора методов лечения врач должен «обладать красноречием, которое бы приспособлялось к каждой личности и привлекало бы все сердца, мужественностью, само зрелище которой отгоняло бы малодушие (эту червоточину всех больных), ловкостью дипломата в посредничестве между лицами, которые для своего выздоровления нуждаются в радости, и лицами, которые в интересах своего здоровья должны (и могут) и доставлять радость, тонкостью полицейского агента и адвоката, чтобы узнавать тайны души». [4, 369] В осуществлении этой задачи, безусловно, может и должна помочь русская классическая литература. Почему предпочтение отдается классике? Вряд ли современной литературе удалось бы привить будущему доктору необходимые навыки. В погоне за скорой прибылью бульварная пресса стремится заигрывать с читателем, рисуя будни врача в самых мрачных и негативных тонах, раскрывая эдакую «тайну изнанки российской медицины.» Чего только стоит серия книг «Приемный покой» Андрея Шляхова, где главный герой доктор Данилов успевает за короткий промежуток времени пройтись чуть ли не по всему здравоохранению: от кафедры медицинского института до «невероятных будней патологоанатома». Роль словесности в социальных представлениях о медицине выражается в изложении определенных способов врачевания, в создании устойчивых образов врачей и сценариев взаимоотношений доктора и пациента, в поддержании предубеждений и мифов, связанных с самой медицинской профессией. Взаимопересечения медицинского и литературного исследовано явно недостаточно. И хотя образы врачей присутствуют на страницах целого ряда известных русских классических произведений, и среди авторитетных литераторов медики тоже не редкость, дело не в сюжетных и библиографических перекличках между литературой и медициной. Изображение медицинской профессии в русской литературе связано с представлением о русском обществе и русской культуре, проявление которой в настоящее время имеет ощутимое значение. Непреходяще для русской культуры появление в ней М.А.Булгакова, одного из самых читаемых писателей XX века, популярность которого в России даже сегодня в разы превосходит славу других авторов. Герои произведений Булгакова притягивают читателя, как магнит, и дают почувствовать особенную прелесть нераскрытой мысли, а именно такой тезис может быть применен ко всему творчеству великого писателя. Один из главных героев повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» - профессор Преображенский - всемирно известный ученый, врач, умница, абсолютно уверенный в том, что «разруха не в клозетах, а в головах». Филипп Филиппович не просто доктор, он «маг», «волшебник», «чародей», преобразователь, который пытается найти способ «улучшения человеческой породы». Можно по-разному трактовать идею произведения, но бессмысленно оспаривать тот факт, что профессор Преображенский (прототипы которого существовали в реальной жизни)- национальное достояние государства. Именно благодаря таким врачам получила своё развитие трансплантология. Не менее уникально ещё одно произведение М.А.Булгакова - повесть «Морфий». Известно, что в результате болезни сам писатель пристрастился к наркотику, избавиться от которого он смог лишь год спустя. Именно свои собственные ощущения во время болезни описал в повести Булгаков. Никакой учебник по наркологии не сможет более ярко и убедительно представить причины и последствия употребления наркотиков. Обладая незаурядным художественным талантом, великий русский писатель А.П.Чехов за пять лет до смерти написал в автобиографии: «Занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность, они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня, как писателя, может понять только тот, кто сам врач... Знакомство с естественными науками, научным методом, всегда держало меня настороже, и я старался, где было возможно, сообразоваться с научными данными, а где невозможно, не писать вовсе». [6, 12с] В художественных произведениях Чехова изображена эпоха 80-х и 90-х годов прошлого столетия с ее больницами и амбулаториями, с ее врачами, фельдшерами и акушерками, со всеми условиями, в которых работали и жили медицинские работники, болели, выздоравливали и умирали больные. Этими произведениями Чехов вписал новую, блестящую по форме и чрезвычайно богатую содержанием главу в историю отечественной медицины. Из всех отраслей медицины психиатрия больше всего получила от Чехова как писателя. Ряд образов неуравновешенных людей, неврастеников и душевнобольных дал в своих произведениях Чехов, множество психопатических состояний изображено в них. Общая картина эпохи, которая плодила неуравновешенных людей, неврастеников и душевнобольных, была нарисована Чеховым. В рассказе «Черный монах» писатель рассказывает о том, как пошлая, мещанская жизнь губит хороших благородных людей, развивает мысль о слабости и бессилии этих людей в борьбе со злом и несправедливостью. Все эти злободневные для того времени проблемы Чехов раскрывает в истории Коврина, заболевшего манией величия. Магистр философии Коврин, утомлённый беспокойной городской жизнью и напряжённой умственной работой, приезжает в имение своего опекуна Песоцкого, чтобы отдохнуть и поправить своё здоровье. Однако и здесь он продолжает вести прежний образ жизни - очень много работает, читает зачастую сутками напролёт, мало спит… Он постоянно находится в состоянии очень сильного нервного напряжения, испытывает какой-то небывалый нервный подъём. Так Чехов постепенно раскрывает перед читателем причины психического заболевания Коврина. Яркая художественная изобразительность сочетается здесь с научной точностью описания начавшейся болезни. Сам Чехов впоследствии писал М. Меньшикову, что «Чёрный монах» - это рассказ медицинский, история болезни под названием мания величия. В своей работе «Чехов как изобразитель больной души» психиатр М. П. Никитин имел полное основание сказать: «Психиатры должны считать Чехова своим союзником в деле обнажения тех язв, борьба с которыми составляет призвание и задачу психиатров». [5, 1] Настольной книгой для будущего врача могла бы стать повесть В.В. Вересаева «Записки врача». Проработав над книгой восемь лет, собрав и изучив для этого огромный материал, Вересаев откровенно и эмоционально, прямо и смело раскрыл для читателей немало секретов медицинской профессии. Автор пишет о своих ожиданиях и впечатлениях, первых шагах и испытаниях на пути освоения сложной профессией. «Я писал о том, что я испытывал, знакомясь с медициной, чего я ждал от нее, и что она мне дала, о своих первых самостоятельных шагах на врачебном поприще и о впечатлениях, вынесенных мною из моей практики…»[1, 1] Круг вопросов, рассмотренных писателем, действительно широк: начиная с отношений врача и пациента, зависимости человека от медицины, размышляя на тему опытов и риска в медицине и заканчивая жизнью людей в деревне и платой за лечение. Герой произведения отнюдь не известный профессор - вчерашний студент, не успевший стать "человеком профессии" и для которого "еще ярки и сильны те впечатления, к которым со временем невольно привыкаешь". Уже с первых глав книги мы наблюдаем молодого мыслителя, глубоко думающего человека, увлекающего нас в собственные мысли. Размышляет герой о медицине, о её благой цели лечить и воскрешать. Интересно понаблюдать, как герой видит свою профессию, с какими чувствами он идёт к её освоению. Наивные представления, что врач это тот, кто прошёл медицинский факультет, со временем разрушаются. Молодой практик даже думает уйти из профессии, чтобы не оставаться в роли самозванца. Он понимает, что научиться "врачебному искусству, так же невозможно, как научиться поэзии или искусству". Профессия врача - не действие по шаблону или исполнение инструкций, а искусство, которое требует "новизны и непознанности" по отношению к пациенту, непрерывного и напряженного поиска и работы над собой. Герой "Записок врача" находит всё-таки в себе силы честно нести это бремя. И несёт он его с глубокой верой в своё дело, несмотря на частое бессилие, опасность и незнание медицины. Может ли он не верить, если она даёт возможность спасать людей, ведь "болезнь излечивается не только лекарствами и назначениями, но и душою самого больного; его бодрая и верящая душа - громадная сила в борьбе с болезнью". Путь становления многогранной медицины тернист, а проходят его только те, которые не бояться рисковать, набирать опыт методом собственных ошибок и экспериментов, порой даже на людях. Имеет ли право на риск молодой доктор? Врач должен получить навык, чтобы легко справляться с поставленными задачами и в любой момент оказать помощь больному. Но теоретические знания в институте лишь основа, которая не сможет принести пользы без практики. Всегда будет первый пациент, всегда будет страх перед неизвестностью. "Наши успехи идут через горы трупов", - с грустью сознается Бильрот в одном частном письме. Нужно учиться, не боясь допустить ошибок. Только таким путём, рискуя и ошибаясь, отрекаясь от заблуждений, «медицина и добыла большинство из того, чем она теперь по праву гордится. Не было бы риска - не было бы и прогресса; это свидетельствует вся история врачебной науки». [1, 35] Если каждый будет употреблять только испытанное, то погибнет медицина, бессмысленно будет и пытаться лечить. Литература и медицина - лишь на первый взгляд несовместимые науки. Но так же, как и врач, призван помогать людям обретать здоровье, писатель помогает читателям обрести ответы на волнующие их вопросы, заручиться опытом и поддержкой гениальных мастеров своего дела.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.