АРТИСТИЗМ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Павлова О.В.,Подчалимова Н.А.

Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации


Номер: 1-4
Год: 2016
Страницы: 54-56
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

артистизм, педагогическая деятельность, artistry, educational work

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются возможности развития артистизма учителя, который является основополагающим фактором успешной педагогической деятельности.

Текст научной статьи

На сегодняшний день роль педагога значительно возрастает. Это обуславливается тем, что современный педагог - это не только человек, обладающий высоким профессионализмом, транслятор знаний, умеющий решать проблемные ситуации, но и яркая индивидуальность, творческая личность, проявляющая эмпатию, умеющая заинтересовать, находить творческие подходы в объяснении материала, увлечь учеников творчеством, процессом саморазвития. Педагог должен уметь быть интересен ребенку, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Профессия учителя - одна из тех редких профессий, где личность педагога, его опыт, характер, мировоззрение являются инструментом профессиональной деятельности. «Я - инструмент свой», - говорил о сущности актерской профессии великий русский актер Михаил Чехов [2]. Эти слова в полной мере можно отнести к профессии учителя. Поэтому главной составляющей творческой и эмоциональной личности педагога является его артистизм. Артистичный педагог способен оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать определенные переживания, впечатления в душах учеников, без которых осложняются восприятие и понимание жизни, утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, заставить играть воображение. Педагог играет роль фасилитатора, помощника и стимулятора значимого учения, должен уметь создать психологический комфорт и свободу ученику. Главным результатом труда артистичного педагога является становление учеников, как личностей, исследователей, в непрерывном, активном процессе учебной и креативной деятельности. Педагогу необходимо развивать артистические способности, их формирование позволит ему свободно преодолевать барьер публичности, управлять такими важными аспектами педагогической деятельности, как творческое самочувствие, артистическая выразительность, импровизация, интуиция и другими элементами, содержащими в качестве важного звена эмоциональное начало. Анализ трудностей, которые испытывали молодые педагоги, поставленные перед необходимостью решения творческих задач, свидетельствует о необходимости совершенствования их творческой природы: недостаточно развитой оказывается у многих учителей нервно-психическая организация, сенсорно-перцептивная сфера, речевой и дыхательный аппарат. Как часто молодой учитель хорошо знает материал, ему известна методика изложения и обучения, он неплохой психолог, но для реализации всего этого через систему непосредственного общения ему необходим развитый, послушный его воле психофизический аппарат, которого он зачастую не имеет. «Какие это страдания для человека, - говорит К. С. Станиславский, - который великолепно чувствует, но передать не может... Представьте себе влюблённого глухонемого. Если бы он захотел передать свои чувства, он бы был вынужден выражать их нечленораздельным мычанием». Точно также и учитель испытывает подобные страдания, если он не в состоянии передать свои чувства и знания. Не вызывает сомнение, что педагогическое искусство, как и любое другое, требует таланта, вдохновения, мастерства и совершенной филигранной техники. «Нельзя вдохнуть талант, но способности можно развить», - С. Гиппиус. Средства общения, для развития и совершенствования экспрессивно-творческой природы учителя: 1. Паралингвистические средства: культура голоса, тембр, регистр, интонация, паузация, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика. 2. Экстралингвистические средства: смех, вздохи, касания, имидж учителя, выразительность и обаяние его поведенческих проявлений. 3. Кинесические средства: жесты, мимика, пантомимика, позы, физическая позиция, физические действия, визуальный контакт. 4. Проксемические средства: пространственные передвижения и расположение в пространстве, расстояние между коммуникантами [1]. Все эти средства играют в общении очень существенную роль. Они могут: выразить то же, что и речь; предвосхитить то, что будет сказано; выразить значение, противоположное тому, что содержится в высказывании; акцентировать сказанное; заполнить молчание и объяснить его, либо сделать его значимым; заменить слово или фразу; привлечь и удержать внимание аудитории. Благодаря эмоциональной регуляции деятельности можно более экономно использовать время; активизировать речемыслительную деятельность; стимулировать активность учащихся благодаря созданию доверительного климата общения; способствовать активизации мнемических процессов; способствовать сохранению личностного контакта. Деятельность учителя, как и актёра, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры, а потому непрерывной тренировки, упражнений и самовоспитания. «Познайте самого себя, свою природу, дисциплинируйте её», - говорил К. С. Станиславский, имея в виду голос, интонацию, пластику, жесты, мимику, которыми можно выражать то, что нужно, и которые, соответственно, надо научиться понимать. Такие способности сами собой не даются, их надо культивировать у себе. Немаловажен и еще один аспект - аспект наслаждения. В самом деле, только профессионализм, только высокое владение профессиональным мастерством и самоактуализация личности могут принести и наслаждение, и уважение со стороны других, и самоуважение. В ситуации, когда система образования не может строиться на принципах принуждения, педагогу необходимо находить в содержании учебного материала, с которым он идет к ребенку, проблемные (или актуальные) для него темы. Режиссер, собираясь ставить «Гамлета» или «Чайку», в первую очередь определяется с темой, которая была бы актуальна для современного зрителя и, исходя из этого, выстраивает событийный ряд пьесы, при этом сохраняя ее сюжет. Поэтому подробное знакомство с технологией работы режиссера с драматургическим материалом была бы весьма полезна современному учителю. Придумав с точки зрения драматургии интересный для ребенка поворот темы и замысел урока, необходимо перевести его на язык действия, создавая благоприятную психо-эмоциональную атмосферу. На наш взгляд, весьма необходимым является создание на базе педагогического института факультативов, курсов театральной подготовки студентов, где основной формой будут практические занятия, способствующие формированию артистизма у будущих учителей. В отличие от различных студенческих театральных кружков, клубов, где состав труппы относительно стабилен, принимать участие в факультативе будут все учащиеся, обучающиеся в педагогическом институте. К сожалению, не во всех вузах присутствует система мероприятий, направленных на развитие артистизма будущих учителей. Не во всех школах есть курсы повышения квалификации для начинающих учителей в области театральной подготовки. Хотя на наш взгляд подобный комплекс смог бы способствовать формированию и развитию таких профессиональных навыков, как такт, артистизм; профессиональные умения, умение публично выступать, умение привлечь и удержать внимание, умение слушать, а также развитию речи, памяти и т.д. Таким образом, для успешной преподавательской деятельности учитель должен обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на учеников на уроке, достичь это возможно при развитии артистизма и режиссерских умений, навыков импровизации и совершенствование творческой природы учителя.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.