ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО СОГЛАСИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Кукушкина И.Н.,Калягина А.А.,Надворецкая А.В.,Фролкова В.Б.,Костюкова Е.В.

МБОУ СОШ № 22


Номер: 11-3
Год: 2016
Страницы: 46-49
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

гражданское согласие и толерантность, гражданин, гражданственность, личность, коррекция, civil harmony and tolerance, citizen, citizenship, identity correction

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье описывается актуальность формирования гражданского согласия и толерантности у младших школьников. Описан статус гражданина, который не может существовать без сформированной ещё с младшего школьного возраста гражданственности. Подведение итога.

Текст научной статьи

Этнический ренессанс резко обострил межнациональные отношения и проблему их гармонизации не только в России. Оказалось, что общение между различными этническими группами - самая сложная и уязвимая сторона человеческих отношений. У каждого народа есть свои корни, своя национальная культура. И чем они глубже уходят в землю, тем крепче и мощнее ствол. Важно уметь обращаться к своим корням, к своей исконной культуре. Кроме того, она и многофункциональна. Среди множества выполняемых ею функций одной из важнейших является регулятивная функция, в той или иной степени определяющая поведение людей. Оказывая влияние на социальное поведение, культура определяет лишь поведение, которое А.Г. Асмолов называет социотипическим поведением личности. Это то поведение, которое выражая «типовые программы данной культуры» и регулируя поведение в стандартных для данной общности ситуациях, освобождает индивида от принятия индивидуальных решений [1,5,6]. Так как «социотипическое поведение пригнано к определенному образу жизни, оно дает сбой тогда, когда человек сталкивается с нестандартной ситуацией, в частности попадает в другую культуру» [1, с. 102]. Такими программами, регуляторами поведения являются, в первую очередь, традиции. Традиция каждой культуры имеет целостный характер и представляет собой сложную систему взаимосвязанных между собою элементов - обычаев, ценностей, норм, идеалов, убеждений, являющихся регуляторами поведения человека. Несомненно, что все люди входят в какую-либо социальную группу, являясь творцами и потребителями культурных ценностей, но при этом они остаются представителями всего человечества, т.к. в любой культуре всегда присутствует обще родовое, общечеловеческое начало, раскрывающее сущностную природу человека, являющееся ее неотъемлемой частью со времени возникновения самого общества и самой культуры. Из исследования Л.П. Ильченко следует, что именно культура становится тем средством, с помощью которого люди находят взаимопонимание и увлеченность другой, не менее интересной культурой, искусством, традициями, фольклором, что способствует формированию толерантности у людей. В отечественной философской литературе выявилось три различных подхода к данной проблеме. Согласно первому - общечеловеческое понималось как "вечное", "всеобщее", преодолевающее узко классовое содержание и значение ценностей духовной культуры" [8], общечеловеческое понималось как общезначимое для различных социальных групп, независимо от эпохи. Для авторов второго подхода общечеловеческим считалось присущее эстетическое содержание человеческого сознания, находящее свое воплощение в конкретно-исторических явлениях. " Общечеловеческое... исторически возникшее - содержание и форма искусства, имеет значение для всех общественных слоев, не утративших историческую перспективу для поступательного развития общества. Третий подход заключается в том, что общечеловеческое понималось как постоянно развивающееся и обогащающееся содержание субъективированного (в форме психического образа) и объективированного (материализованного) в продуктах деятельности, сознания, неограниченного во времени". В.Г. Белинский считал, что "человеческое" приходит к народу не извне, а из него же самого, и всегда проявляется в нем национально" [2]. В процессе формирования гражданского согласия и толерантности у школьников средствами региональной культуры учитываются и те моменты, что в основе культуры региона лежит этноисторический опыт народа во всесторонней ее многогранности. По словам Л.Н. Гумелева, национальный характер воплощает в себе генетическую память, «пронзающую столетия» [4]. При этом самосознание нации обнаруживает два аспекта: эстетический, который присутствует в художественном творчестве и восприятии, несет в себе единство рационального и эмоционального начал и социологический, связанный с интеллектуальной деятельностью и несущей в себе идеологическое и психологическое начало и отвечающее за формирование толерантного отношения ребенка к полиэтнической среде. Истоками национального воспитания выступает семья, природа, климат, нравственные устои духовные ценности, культура, историческая память народа, жизненные испытания, религия и др., т.е. действительность. Задача приобщения школьников к своей национальной традиционной культуре может решаться через различные виды учебной и внеклассной работы: - проводить национальные (в том числе религиозно-духовные) праздники; - отмечать памятные даты исторического значения, юбилеи выдающихся деятелей национальной и духовной культуры, литературы, науки и народных героев; - организовывать олимпиады, выставки по национальной культуре, спортивные соревнования по национальным видам спорта, играм; - проводить фольклорные концерты с исполнением национальных песен и танцев; - организовывать конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд и национальных художественно-прикладных изделий, костюмов; - организовывать совместные социально-полезные, созидательно-добротворческие, трудовые дела совместно с родителями; - развивать художественные промыслы и ремесла народов региона. Воспитательная деятельность в школе, построенная на основе учета культурных, социоисторических, эколого-демографических и этнопсихологических особенностей населения, способствует развитию этнического самосознания, усвоению элементов национальной культуры: языка, музыкально-танцевального и прикладного творчества, одежды, кулинарии; создает благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием, духовно-нравственными ценностями и устойчивыми гуманистическими стереотипами поведения, чем достигается формирование этностереотипного поведения. Овладение знаниями о культуре, обычаях, традициях своего народа, выявления в ней общечеловеческих ценностей являются основой формирования культуры мира и толерантности. «Только межнациональная терпимость и доброжелательное отношение к другим народам, их культуре, достижениям, традициям могут привести все человечество к взаимопониманию и подлинно цивилизованному общению» - отмечает М.Г.Тайчинов. В основе прогресса культуры межнационального общения лежит принцип приоритета общечеловеческих ценностей, предполагающий гармоническое сочетание национальной культурной самобытности с общечеловеческой культурой; возрождение гуманных принципов общения между поколениями и людьми различных этнических групп и народов на основе добротворчества и милосердия, терпимости, благочестия, почитания старших, всепрощения и любви. В этом плане огромным потенциалом обладают нравственные заповеди, представленные в памятниках культуры мировых религий (Библия, Коран, Ветхий Завет, Новый Завет, Хадисы, Талмуд): духовная культура, гуманизм, добротворчество, выполняя социальную функцию направлены на регуляцию норм поведения человека в межличностных, межнациональных отношениях. Культурные ценности способны выступать в качестве новых идей, дающих индивидуальные или социальные ориентиры; давать тип достойного поведения, с конкретным жизненным стилем; преподносить определенные культурно-исторические стандарты и т.п. Но личность способна усвоить лишь то, что соответствует ее мировоззрению. В художественном восприятии происходит процесс передачи художественной информации, перевод содержания художественного образа в мысли и чувства воспринимающего субъекта. Таким образом, художественное произведение мастера или народного умельца, превращается в факт сознания каждого отдельного человека, независимо от его национальности, статуса, способствуя формированию культуры мира и добротворчества. Искусство, воздействуя на жизнь, отражает ее, приводит к ее изменениям. Художественная информация выступает стимулом позитивной активности индивидов. Эстетическое является не только формой, а особым типом отношения человека к действительности посредством переосмысления социальных и нравственных ценностей жизни. Итак, нами установлено, что региональная культура, как и общая культура, базируется преимущественно на трёх структурных подсистемах: 1)материальной; 2)духовной; 3) соционормативной культурах. Выделение данных подсистем в некоторой степени условно, так как в реальной действительности они тесно взаимосвязаны. Духовная культура вырастает из материальной и выполняет по отношению к последней организационные, управленческие, прогностические и иные функции [3]. Соционормативная культура регулирует взаимоотношения между членами общества в производственной и общественной сферах жизнедеятельности. Таким образом, исходя из выше раскрытых понятий, под региональной культурой мы будем понимать процесс создания совокупности материальных, духовных, соционормативных ценностей народов, этносов, проживающих на территории определенного края, региона, исторически определенную систему воспроизводства этих ценностей, хранения и функционирования их в обществе, а также процесс их распределения, восприятия и усвоения обществом и каждым отдельным человеком. В этой связи, особое значение, на наш взгляд, приобретает формирование толерантного отношения школьников к элементам культуры родного края, стимулирующих эмоционально-образную, познавательную и поведенческую их активность. Решение этой проблемы в педагогической науке предполагает поиск методически эффективного воздействия на развитие личности ребенка, его природных задатков, внутреннего мира и опыта межличностного общения. Поэтому, обобщая вышесказанное и взяв за основу культурологическую модель, созданную В.П. Симоновым [7], мы можем выстроить модель организации процесса формирования гражданского согласия и толерантности у школьников в процессе изучения региональной культуры в многонациональном обществе, которая заключается в изучении понятия региональной культуры: - в широком понимании культура народов многонационального общества, процесс создания совокупности материальных духовных, соционормативных ценностей народов, проживающих на территории определенного многонационального региона, исторически определенную систему воспроизводства этих ценностей, хранения и функционирования их в обществе, а также процесс их распределения, восприятия и усвоения многонациональным обществом и каждым отдельным человеком. - в узком значении - это совокупность символов, норм и артефактов (созданного руками человека), в котором выражены характерные черты данного региона, группы, нации, общества в процессе их эволюции. Основными показателями региональной культуры в многонациональном обществе при изучении региональной культуры школьниками выступают: 1. Сфера жизни общества, региона, личности: произведения искусства, средства информации, музеи. 2. Совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации, усвоенных ими в онтогенезе в процессе проживания в многонациональном обществе. 3. Высокий уровень качественного развития духовных достижений: гражданственность, уровень культуры человека, культура производства и быта. Формами и видами региональной культуры будут являться язык, изобразительное искусство, литература, музыка, графика, скульптура, театр, фольклор, этикет, декоративно-прикладное искусство; традиции, ритуалы, обычаи, нравы, понятия и оценки; памятники истории и культуры родного края. Таким образом основные функции региональной культуры это познавательно-преобразующая, воспитательно-гуманистическая, историко-традиционалистская, коммуникативная (культура межнационального общения). С учетом вышесказанного учебно-воспитательный процесс в школе необходимо организовать так, чтобы дети могли присваивать духовные, материальные и соционормативные ценности культуры определенного региона, многонационального общества. Для этого учащиеся должны изучать основные виды культуры этносов, проживающих на одной территории: язык, изобразительное искусство, литературу, музыку, графику, скульптуру, театр, фольклор, этикет, декоративно-прикладное искусство; традиции, ритуал, обычаи, нравы, понятия и оценки; памятники истории и культуры родного края. То есть, организовать деятельность по интеграции региональной культуры и учебного процесса, что будет способствовать формированию у них начал гражданского согласия и толерантности.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.