«ИНТЕРАКЦИЯ» И «ИНТЕРАКТИВНОСТЬ» В ОБУЧЕНИИ Шаимкулов О.А.

Ошский государственный университет


Номер: 11-3
Год: 2016
Страницы: 93-97
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

интеракция, интерактивность, компетентность, учебная деятельность, формы урока, interaction, interactivity, competence, educational activity, lesson form

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье речь идёт о распространении активных форм обучения в современной практике преподавания кыргызской литературы, об их положительных и отрицательных сторонах. Автор в своём исследовании с методологической точки зрения опирается на труды русских методистов.

Текст научной статьи

Образовательная и воспитательная деятельность и педагогика, исследовавшая данную деятельность, определяя ее будущее и открывая научные ориентиры, находит новизну и вводит в практику, выявляя вместе с тем ее положительные и отрицательные стороны. Положительное всегда находило себе применение, а отрицательное опровергалось. Хотя в течение многих лет применяется в педагогике и школьной практике понятие “активные методы и формы обучения”, сравнительно недавно появилось понятие “интерактивное обучение”. Одним из главных требований современности является самостоятельная работа учащегося, его стремление к новизне и достижению эффективных результатов, а также овладение компетентностью применения этих достижений в своей жизни. Будущее, которое ожидает современного учащегося, требует от него быть образованным как специалист, конкурентноспособным на рынке труда, гибким как человек вообще. Чтобы подготовить такого специалиста, учителю ннеобходима информационно-коммуникативная компетентность, только в том случае он может привлекать в учебный процесс информационные, коммуникативные технологии и эффективно организовать свой урок и внеурочные работы. Понятие «интерактивность» восходит к слову «интеракция» (англ.: interaction - взаимодействие), которое впервые начали применять в социологии и социальной психологии. Вводивший данное понятие в науку американский философ Дж.Мид является основателем учения символического интеракционизма, согласно которому индивидуальное становление личности следует рассматривать во взаимоотношении с другими людьми. Отсюда вытекает интерактивное обучение. Интерактивное обучение - это специальная форма организации учебного процесса, основанная на деятельности обмена мнениями, идеями и совместного решения проблем при усвоении учебного материала. «Интерактивность - деятельность, основанная на совместном решении, взаимодействии и диалоге. Направление его действия можно изобразить так (рис.1): а) б) Рис.1. Активные (а) и интерактивные (б) методы обучения Следовательно, интерактивный метод по сравнению с активными методами есть новейшее явление, входящее в современную практику. Что же говорят методисты в этом плане? «История педагогики знают много трудов о классификации методов обучения, одним из них является обобщение их по применению на занятии и разделение на три группы - пассивный, активный, интерактивный методы» [1, с.5-7]. Пассивный метод предполагает, что учитель как бы является основным управляющим и движущей силой учебного процесса, а учащиеся присутствуют как наблюдатели и слушатели. Здесь применяются в основном такие приемы, как лекция, вопрос-ответ, выполнение контрольных работ, тестирование, повторение за учителем и др. Опытные учителя и по этому способу достигают целей обучения. Пассивный метод особенно характерен для деятельности преподавателей и студентов в ВУЗах. Активный метод предполагает оживление взаимосвязи учителя и учащихся в учебном процессе, учащиеся начинают занимать воздействующую позицию. Если при пассивном методе учитель стоит на главном месте и он кажется ведущей фигурой на уроке, то при активном методе учитель и учащиеся действуют вместе и наравне, сохраняя равнововесие. Здесь на авансцену вместо автократического стиля выходит демкорктический, и учащиеся, покинув позицию наблюдателя, превращаются в активных участников. Интерактивный метод есть более совершенная форма активного метода. Это означает («Inter» - взаимно, совместно «act» - действовать) «совместное действие», иначе говоря, учитель и учащийся при совместном действии ищут путь к достижению цели. Это означает не только совместность учителя и учащегося, но и все учащиеся взаимодействуют в тесной связи и творчески. Здесь учитель не остается в роли пассивного наблюдателя, он, при каждом действии показывая свой интеллектуальный уровень, направляет весь урок в нужное русло; предлагая интерактивные упраженения и задания, планирует урок; в некоторых случаях неожиданным экспромтом приводит класс к новой ситуации. И весь класс будет охвачен живым общением, действием и творческим поиском». К интерактивным методам можно отнести: дискуссию, эвристическую беседу, «мозговой штурм», ролевые и деловые игры, тренинги, кейс-метод, проектный метод, групповые обсуждения по иллюстративным материалам, обсуждение фильмов, спектаклей и других произведений искусства. Проблема интерактивного обучения появилась не на пустом месте, она имеет исторические основы, теоретическую базу, которые формировались в течение долгих лет. К ним можно отнести, например, теорию последовательного отношения в деятельности личности (М.С.Каган), философские и лингвистические труды по диалогической речи (М.Бахтин, Л.Якубинский, Л.В.Щерба, К.Гарднер и др.), концепция культурно-исторического понимания развития психики (Л.С.Выготский), психологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин), исследования по психологии личности как сложного явления (С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лури, Д.Б.Эльконин), мысли по психологии творчества (Я.А.Пономарева, А.Н.Лук и др.). Они являются методологической основой преподавания литературы, как и других предметов. Интерактивное обучение связано с деятельностью общения и его теорией. Теории по общению также разработаны в ряде разных научных направлений (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Л.Г.Буева, М.С.Каган, А.Н. Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Н.Н.Обозов, Б.Д.Парыгин), в том числе подробно рассмотрены взаимодействие участников общения (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, А.Б.Добрович, Н.Д.Гальскова, Н.И.Жинкин, З.Н.Никитенко, В.А.Кан-Калик, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, Е.В.Мещерякова и др.). Ряд диссертационных исследований (Н.Р.Аниськович, Т.В.Асламова, Ю.В.Маслов, И.Б.Череповская) посявщен раскрытию общения как средства, повышающего качества изучения интерактивности. Следовательно, эти теории и методологические основы необходимо творчески вводить в методику преподавания кыргызской литературы. Предмет кыргызской литературы имеет целью «...ознакомление школьников с лучшими образцами родной и мировой художественной литературы, пробуждение и развитие у них вкуса в эстетическом восприятии мира, укрепление гражданской и нравственной позиции. Для достижения этой цели необходимо: • изучение учащимися лучших образцов родной и мировой литературы; • формирование у учащихся знаний, умений и навыков, обеспечивающих восприятие художественных ценностей и усвоение ими искусства художественного слова; • развитие эмоциональной культуры человека как личности, формирование его отношения к миру, жизни, искусству и социального понятия; • развитие у человека вкуса художественного творчества и способности, его творческого поиска, образного мышления, эстетических чувств и других понятий и взглядов, необходимых в будущей его жизни; • воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к восприятию художественного произведения, интеллектуальной восприимчивости и рефлексии, формирование у них высокого эстетического вкуса и потребности; • развитие у учащихся литературной речи, обеспечение свободного говорения и грамотного письма, богатого запаса художественной лексики и логического мышления» [2: 202]. Достижение перечисленных целей и задач требует целого комплекса творческого поиска, отсутствие единого осуществления которого означает, что литературное образование не достигло целей. Если цели достигнуты, то это характеризуют следующие показатели: • чтение учащимися художественных произведений в необходимом программном объеме; разносторонняя, систематическая, целенаправленная подготовка; умение правильно выбирать книги; повышение читательского интереса к литературным произведениям; • глубокое усвоение идейного содержания художественного произведения, индивидуальный характер восприятия, разностороннее, широкое восприятие особенностей содержания и формы произведения, его индивидуальная оценка, обоснование своей оценки; • добиться глубоких знаний по литературе, адаптации к применению в жизненных ситуациях полученные уроки при чтении художественного произведения; • богатый словарный запас, умение использовать в своей речи художественные словесные средства из художественного произведения, связность, точность, чёткость, доступность, логичность и последовательность речи и др. [2:203] В современных условиях для достижения данных целей и задач огромная роль принадлежит интерактивному обучению, как современной системе обучения, применение которого способствует созданию для педагогического процесса следующих условий: • для достижения результата выбираются различные средства деятельности; • осуществляется поиск путей решения; • обнаруживаются коммуникативные умения и навыки; • создаются условия для активности личностей; • формируется критическое отношение к решению проблемы; • учатся считаться с мнением и отзывом других; • активизируются навыки адаптации к различным ситуациям; • привыкают к работе в группе, команде и коллективе. На основе вышесказанного следует резюмировать: интерактивность как средство обучения необходима для практики обучения кыргызской литературе, а разработка технологий его примнения является стоящей перед нами насущной задачей.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.