ПАЛАТЫ КУПЦА ПОСТНИКОВА (Г. ПСКОВ). ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПАМЯТНИКА Бурова А.А.,Лобзова Р.В.

Государственный научно-исследовательский институт реставрации


Номер: 11-3
Год: 2016
Страницы: 129-132
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Палаты Постникова, белый камень, кирпич, растворы, покраски, высолы, Postnikov's chambers, white stone, brick, solutions, paintings, salt efflorescence

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Исследовались материалы кладки палат Постникова. Выявлены различия в вещественном составе растворов, стратиграфия покрасок и определены морфология и состав высолов.

Текст научной статьи

Статья посвящена комплексному исследованию истории строительства, реставрации и применявшимся природным и искусственным материалам кладки и отделки средневекового псковского памятника - Двор Постниковых. Рассматриваемый архитектурный комплекс представляет собой объект культурного наследия федерального значения, состоящий из двух отдельно стоящих строений, ранее объединенных высокой каменной оградой, проходящей по периметру владения. Упоминания и описания объекта встречаются у таких исследователей, как М.В. Толстой, И.Ф. Годовиков, А. Князев, Н.Ф. Окулич-Казарин, И.Э. Грабарь, И.К. Лабутина, Ю.П. Спегальский. Палаты находятся в непосредственной близости от Псковского Кремля и «Варлаамовского угла». Предположительно, постройка зданий относится к середине - второй половине XVII в. Первоначальный их владелец неизвестен, по некоторым данным, во второй половине XVII в. после чумы, убившей обитателей, постройки достаточно долго пустовали [1, 99]. С начала XVIII в. палаты использовались для казенных надобностей, в частности, в 1700-1721 гг. здесь размещался Ордонанс-гауз - комендантское управление, служившее в числе прочего тюрьмой. Из-за этой своей функции главное здание получило в народе прозвище «Мешок», ставшее к настоящему времени официальным названием памятника. Улица, на которой расположен комплекс, в определенный период также именовалась Мешковской [2, 188]. Сохранившиеся документы говорят, что псковские купцы Постниковы в начале 80-х гг. XVIII в. сдавали эти палаты в аренду межевой конторе, а в 1784 г. Антон Постников продал их финансовому учреждению. С 1804 г. и вплоть до начала XX в. в зданиях, перешедших в собственность города, помещались казармы, военные мастерские и склады [3, 59]. В 1839-1842 гг. были проведены частичная перестройка и ремонт, отразившиеся на первоначальном облике и планировке памятника. Сохранились исторические чертежи обеих построек, относящиеся к 1800 г., выполненные губернским архитектором Иваном Альбрехтом. В середине XIX в. палаты повторно обмерил И.Ф. Годовиков, зафиксировав пространственно-планировочную структуру, сложившуюся сразу после внесенных изменений. Главная постройка комплекса («Мешок» или «Мешок-1») - двухэтажное каменное прямоугольное в плане здание. Помещения перекрыты сводами. Внутри массивных каменных стен устроены узкие крутые лестницы, ведущие от верхнего этажа до подвала. Тонкими перегородками в XIX-XX вв. выгорожен ряд небольших помещений. В центре постройки расположена поздняя деревянная лестница, ведущая на второй этаж. Здание покоится на обширном подклете, состоящем из нескольких помещений с высокими сводчатыми потолками. В основе планировки «Мешка» лежит принцип деления жилых помещений на мужскую и женскую половины. Утраченное на сегодняшний день парадное крыльцо имело два отдельных входа, между которыми располагалась сторожка, откуда дежуривший служитель сообщал наверх о прибытии посетителей с помощью переговорного канала, устроенного в стене. Эта конструкция показана на чертеже И. Альбрехта. Считается, что подобные переговорные каналы применялись в Пскове еще с XVI в. и сохранились в монастырях этого периода. Об устройстве и исходном назначении каждого из помещений достаточно подробно пишет И.Ф. Годовиков. Древняя форма крыши не сохранилась, в ходе изучения зданий было найдено несколько экземпляров черепицы неизвестного периода, которые могли быть первоначальным материалом кровельного покрытия [2, 67]. Известно, что древняя мансардовая конструкция крыши была переделана, а черепичная кровля заменена на металлическую в 1841 году [1, 101]. Второе здание («Мешок-2») также выложено из камня, оно имеет глубокий подклет, один этаж и чердак. Предположительно, исторически оно выполняло хозяйственную функцию. Встроенное крыльцо ведет в помещения со сводчатыми перекрытиями, по внутристенным лестницам можно перемещаться между чердачным и первым этажами и подклетом. Возможно, что лестница, ведущая на крышу, ранее вела в деревянный жилой этаж для слуг. Известно, что в период, когда здание находилось в ведомстве армейских частей, здесь хранили порох, селитру, соль и прочие запасы. Известно, что на протяжении XX века в постройках располагались как жилые помещения, так и производственные. Во время Великой Отечественной войны постройки, представлявшие большую историческую ценность, подлежали уничтожению, были предприняты попытки к их разрушению со стороны фашистской армии. Бедственное состояние главного дома в 1946 г. описывает архитектор Ю.П. Спегальский: разрушены все крыши, деревянные перекрытия верхних этажей разрушены на 90%, своды нижнего этажа - на 30%, все деревянные части здания уничтожены огнем [4]. В конце 1940-х - 1950-е гг. был проведен комплекс мероприятий по ремонту построек [5]. В настоящее время комплекс находится в ведении Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. До этого он достаточно долгое время не эксплуатировался, постепенно приходя в упадок. В связи с этим созрела необходимость проведения качественной и вдумчивой реставрации палат и приспособления их к современному использованию в качестве музейного объекта. В ходе проведения комплексных научных исследований при разработке проекта реставрации по заданию главного архитектора проекта был отобран ряд проб строительных материалов памятника. Основной целью этого исследования было выявление особенностей кладочных материалов и датирование отдельных частей памятника, дающее возможность разделить разновременные его составляющие, поскольку здания за долгий период бытования подверглись многочисленным изменениям. В качестве материала для изучения послужили пробы камня, растворов и штукатурок, историческая черепица. Методы исследования. При исследовании отобранных образцов, использовавшихся при строительстве памятника (черепицы, камня, растворов и штукатурки, красочных покрытий) были применены методические подходы, опробованные при изучении природных и искусственных материалов [6] различных музейных объектов. Образцы вначале исследовали визуально, при этом проводились первичное обследование состояния и свойств образца. Для дальнейшего исследования из отобранных образцов отбирались пробы с целью определения минерального состава, структуры и химических особенностей материала. Микроскопические исследования в отраженном свете (бинокулярные стереоскопические микроскопы МБС-10, Leica EZ 4D) позволяли оценить цвет, микроструктуру, пористость, форму и характер распределения пор, минеральных включений и их процентное содержание в растворах и штукатурке, особенности границ зерен, их морфологию и тип новообразований, например, высолов (морфология, состав, характер локализации). Для уточнения минерального состава применялся метод петрографии в иммерсионных препаратах (микроскоп поляризационный для наблюдений в проходящем поляризованном свете с увеличением до 1200 крат ПОЛАМ-Р-211 М). Более детальные исследования морфологии и элементного состава материала был применен метод сканирующей электронной микроскопии в сочетании с рентгеноспектральным анализом (электронный микроскоп JSM-5300 (Япония), спектрометр Link ISIS (Великобритания). Экспериментальная работа проведена научным сотрудником Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии (ИГЕМ РАН) Л.О. Магазиной Результаты исследований естественнонаучными методами. Исследование образцов позволило их сгруппировать в пять типов: природный камень; растворы кладочные и штукатурные; отделочные материалы: обмазки, побелки, покраски; черепица (из музейной коллекции); новообразования. Природный камень из опорного столба в подклете имеет светлый тон сероватого оттенка, слоисто-линзовидную текстуру, мелкозернистую структуру. Наблюдаются поверхностные корковые отслоения с участками биообрастателей (лишайников желтых и белых). Начальная степень выветривания в камне выражена в наличии сети разветвленных трещин разной степени протяженности и раскрытости. Они ориентированы поперек, реже вдоль коркового отслоения. Имеются также крупночешуйчатые послойные отслоения и микро-коррозия, приводящая к мучнистому разрушению участков камня. Растворы представлены различными типами. Кладочные растворы имеют известковое вяжущее и несортированный по фракциям песчаный заполнитель (90%), в минеральном составе которого преобладает кварц. Зерна кварца окатанной формы размером в среднем 0,2-0,3 мм, но некоторые иногда достигают 0,5-0,8 мм. Известковые растворы из каменной кладки отличаются более светлым цветом, мелкой зернистостью и небольшим содержанием заполнителя. Эти пробы довольно прочные. Растворы бурого цвета имеют глинистые включения, комки извести, иногда мелкие обломки угля. Прочность их слабая, кроме образца у столба из подклета. Материал штукатурных слоев разный. Некоторые разновидности по составу близки к кладочному раствору, но имеют более мелкую фракцию песчаного заполнителя. В нем редко встречаются крупные зерна кварца, комки извести. Прочность средняя. Имеются отпечатки инструмента и обрешетки. Штукатурный слой буроватого цвета отличается малой прочностью, легко рассыпается на отдельные песчаные фракции. В нем имеются включения глинистых минералов, комков извести, мелких древесных обломков, растительных остатков. На бурой штукатурке кроме затирки имеются два слоя белой обмазки. Из отделочных цветных материалов установлено до 9 слоев покраски. Самая ранняя желтая (охра) на затирке белого цвета. Цвета более поздних покрасок различны. Стратиграфия покрасок пробы (сверху вниз): голубой, кремовый, зеленый (2 слоя), белый, светло-коричневый, синий, фиолетовый, зеленый, кремовый. В другом образце верхний слой - розовой сменяется сиреневым, далее идут желтый, кремовый, штукатурный, зеленый, коричневый, голубой, синий, черный (следы пожара) остатки белого на штукатурке. В некоторых образцах выявлено несколько слоев, в которых тонике штукатурные слои перемежаются с побелками, причем по их цветовому оттенку можно выделить три комплекса слоев: преимущественно белый, сероватый и кремоватый. Черепица историческая выпуклая размером 40 х 21 см имеет на торцевом фигурном выступе клеймо. Она выполнена из красножгущейся глины, черепок имеет красный цвет и высокую прочность. На поверхности белые высолы распределены неравномерно, в углублениях скопления сажи. Из новообразований при реставрации 2014 г. в интерьере палат были обнаружены высолы. Высолы разного цвета: белые высолы в виде белых пушистых налетов и более плотных корок локализовались на поверхности карбонатной породы и на штукатурке в нижней части стены, черные - в проемах. Просмотр белых высолов в оптическом бинокулярном микроскопе показал, что наряду с сростками мелких кристаллов белого и сероватого цвета присутствуют пластинчатые прозрачные образования. Исследование на сканирующем электронном микроскопе выявило два типа образований: мелкие скопления и крупные сростки пластинчатых кристаллов гексагональной формы. Кроме того, в скоплениях присутствовали обломки кальцита, а также пылевидные загрязнения. Анализ элементного состава карбонатной породы (по данным рентгеноспектрального анализа) показал, что при преобладании кальция, магния и кремнезема, в качестве примеси присутствуют алюминий, калий и железо. Рентгенофазовым анализом карбонатной части определены следующие минералы: доломит, кальцит, кварц, а в высолах - сульфаты калия и натрия. Крупные сростки представлены мирабилитом. Иной состав высолов отмечен на штукатурном слое. Белые налеты представлены сростками таблитчатых кристаллов гексагональной формы (афтиталит), а также тонкозернистыми агрегатами тенардита, а также опалом и флогопитом. В составе высолов на черных участках (следы пожара) кроме кальция и магния элементов, выявлены в значительном количестве натрий и хлор, присутствие двух последних элементов связаны с наличием галита. В этой пробе отмечается калий и сера. По данным рентгенофазового анализа диагностированы: поташ, калиевые квасцы, арагонит, графит. Таким образом, в материалах кладки отразилось не только технологические особенности первичной кладки памятника, но более поздние материалы в виде различных штукатурных, побелочных и покрасочных слоев, связанных с последующем использованием здания за период его трехсотлетнего существования.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.