ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Бирюкова Е.А.

Калужский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана


Номер: 12-1
Год: 2016
Страницы: 167-172
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

славяне, христианство, церковь, развитие, патриаршество, the Slavs, Christianity, church, patriarchate, development

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуется путь принятия и развития христианства Русью. Обращается внимание на то, что смена веры происходила без иностранного вмешательства и вместе с тем на сложности, которые преодолевала русская православная церковь в своем развитии.

Текст научной статьи

Главную и широкую основу для перехода на активный, развивающийся тип жизнедеятельности, вхождения в европейское сообщество создавало принятие христианства, которое стало важным и во многом переломным рубежом. Христианизация славян в заметных масштабах началась с VIII в., со второй половины IX в. данный процесс обрёл чёткие очертания. Христиане присутствовали среди дружинников князя Игоря, христианкой стала княгиня Ольга. Официальной датой христианизации Руси считают 988 г. Киевский князь Владимир долго оставался в язычестве. Однако, собравшись жениться на греческой принцессе Анне, сестре византийских императоров, он принял крещение в Корсуне (Севастополе). Вернувшись в Киев, он крестил его жителей. Затем христианство распростронилось по другим городам и весям. Смена веры на Руси происходила без иностранного вмешательства. Являясь её внутренним делом, она сама делала выбор, в то время как большинство её западных соседей принимали христианство из рук миссионеров или крестоносцев. Христианство утвердилось на Руси в основном за сто лет, достаточно короткий срок для такого кардинального перелома. Швеции понадобилось 250 лет, Норвегии - 150. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, для формирования единого народа на основе общедуховных и нравственных принципов. Православная церковь на Руси являлась метрополией Константинопольского патриархата. Стремясь укрепить влияние Византии, патриарх присылал на митрополичий престол в Киеве греков. Князь Ярослав Мудрый, желая обеспечить независимость государства, в том числе и духовную, в 1051 г. поставил во главе церкви «русина» Илариона, который являлся выдающимся религиозным философом. В пору феодальной раздробленности Руси XII-XIII в., когда князья боролись друг с другом за главенство над страной и прибегали к помощи соседних государств, православие, (Русская церковь) оставалось важнейшим объединяющим фактором, способствовавшим сохранению Руси как культурной, языковой и религиозной общности. Киевские митрополиты, перенесшие резиденцию из опустрошённого монгольским завоеванием Киева во Владимир, а затем в Москву (1325 г.), оказали Московскому великому княжеству большую поддержку в процессе объединения северо-восточных земель. Здесь особенно важна роль митрополита Алексия, который стал фактическим главой государства в малолетство князя Дмитрия Ивановича и подготовил условия для победы над монгольскими завоевателями. Как сообщает позднейшая церковная традиция, в победе на Куликовом поле в 1380 г. сыграло роль благословение на битву основателя Троицкого монастыря Сергия Радонежского (1341-1392). Русская церковь вышла из подчинения Константинопольского патриарха и стала фактически автокефальной в 1448 г. После завоевания турками в XV в. Византии и славянских государств на Балканском полуострове, только в России оставалось патриаршество. Создание патриаршества относят к 1589 г., когда первым московским патриархом стал митрополит Иов (1589-1605 гг.). Ещё более авторитет церкви повысился в 20-е гг. XVII в., когда патриарх Филарет фактически соединил в своих руках прерогативы светской и церковной власти. Несмотря на то, что Соборное Уложение 1649 г. ограничивало рост церковного землевладения и урезало права монастырей, экономическое могущество церкви оставалось по-прежнему велико. Вместе с тем внутри церкви существовали разногласия по вопросам «исправления» церковных служб, поднятия нравственности духовников и противодействия проникновению духовных начал в жизнь населения. Не найдено было согласие и в вопросе - по каким образцам надлежало производить религиозные исправления. Одни считали необходимость взять за основу древнерусские рукописные книги (Аввакум), другие - греческие оригиналы (Никон). Несмотря на непримиримость оппонентов, споры вначале не выходили за рамки богословских рассуждений узкого круга лиц. Так продолжалось до тех пор, пока Никон в 1652 г. не стал патриархом. Он сразу начал проводить церковную реформу. Наиболее существенные изменения коснулись церковных обрядов. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием, в богослужебные книги вписали слова по сути равнозначные, но по форме другие, произошла замена и других ритуалов. Из Москвы высылались «ревнители» (протопоп Аввакум - в Сибирь). Одновременно Никон, некогда бывший другом царя Алексея Михайловича и ставший патриархом при его содействии, стал претендовать на государственную власть. Демонстративно подчёркивая превосходство духовной власти над мирской, он становился соправителем царя, а во время отсутствия Алексея Михайловича занимал его место. В приговорах Боярской думы появилась такая формулировка: «светлейший патриарх указал и бояре приговорили». Но Никон переоценил силы и возможности, так как приоритет светской власти был определяющим в политике страны. В результате его отправили в ссылку простым монахом в Ферапонтов монастырь. Церковный Собор объявил проклятие всем противникам реформы. Вследствие чего раскол в России разгорелся с большей силой. Только религиозное в начале движение приобретает социальную окраску. Однако силы споривших между собой реформаторов и старообрядцев были неравны: первых поддерживали церковь и государство, вторые защищались только словами. Общим их лозунгом являлся возврат к «старине», хотя каждая из групп понимала его по-своему. Трагическая судьба выпала на долю старообрядцев уже в XVII в. Подвижнической смертью погиб Аввакум: после многолетнего «сидения» в земляной яме он был в 1682 г. сожжён. Преследования вынудили старообрядцев уйти в глухие места на север, в Заволжье, где их не коснулась цивилизация ни в XVIII, ни в XIX в. Что касается официальной церкви, то она пошла на компромисс со светской властью. Собор 1667 г. подтвердил независимость духовной власти от светской. Патриаршество в России просуществовало до реформ Петра I, который, опасаясь оппозиции со стороны церкви, создаёт Духовную коллегию (1721 г.), а затем Синод, состоявший из митрополитов и епископов во главе со светским лицом. После отмены патриаршества начался так называемый синодальный период, завершившийся восстановлением патриаршества в 1917 г. в Москве. К началу XX в. православная церковь наиболее многочисленная религиозная организация России: православные составляли около 70% населения. Слова «русский» и «православный» использовались как синонимы. Духовенство, особенно высшее, стало полностью интегрировано в самодержавную систему власти; духовное сословие на ряду со своими прямыми религиозными функциями выполняло ещё и функции государственных чиновников (регистрация актов гражданского состояния и т.д.). Интересы самодержавия и православия традиционно считались в России основной опорой и государства и церкви. Вступившее в период кризиса самодержавие пыталось активизировать политическую роль церкви в борьбе с революционным движением. Социально-политические воззрения подавляющего большинства духовенства отличались консервативностью и патриархальностью, православная иерархия ошибалась в масштабах и необратимости революционного движения и происходивших перемен. Суть церковной политики сводилась к противодействию любым силам, покушающимся на основы российского самодержавия. Синод однозначно осудил события 9 января 1905 г. как смуту и беспорядки, спровоцированные злонамеренными элементами, среди которых присутствовал и священнослужитель. Парадокс состоял в том, что инициатором и заложником событий 9 января, открывших первую страницу первой русской революции, стал 34-летний православный священник Г. А. Гапон, возглавлявший насчитывавшее 10 тысяч членов «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». На рубеже веков, а особенно после поражения революции 1905-1907 гг., в России начинается взлёт религиозной философии. Религиозные и светские мыслители создали оригинальную школу русской православной религиозной философии. Февральская революция стимулировала обновленческие и демократические тенденции в жизни православной церкви. Отношения между церковью и Временным правительством развивались в традиционном для России русле. Вместо Синода создаётся министерство исповеданий. Православная церковь готовилась к проведению Поместного собора, с которым связывались надежды на обновление православия. В тот момент, когда VI съезд РСДРП летом 1917 г. взял курс на вооружённое восстание, в Москве начал работу Поместный собор. Он принял основополагающее для жизни православия решение - восстановить в России патриаршество, упразднённое Петром I. Из трёх избранных членами собора тайным голосованием кандидатов по жребию патриархом Московским и всея Руси стал московский митрополит Тихон. Восстановление патриаршества совпало с Октябрьской революцией. И уже первой декрет Советской власти декларировал отделение церкви от государства: Декретом о земле объявлялось, что церковь лишается земельной собственности. Декретом Совета Народных Комисаров РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» новая власть зафиксировала отношение к религии и церкви. Церковь отделялась от государства, школа - от церкви, регистрация актов гражданского состояния из ведения церкви взималась и передавалась гражданским властям, всё имущество церкви объявлялось народным достоянием, церковь лишалась права юридического лица. Впервые почти за тысячелетнюю историю русское православие ставилось в качественно другие отношения с государством. Ни формально, ни психологически высшее православное духовенство не могло принять и признать законности ни новой власти, ни её революционных перемен. Многовековые традиции православия и логика борьбы новой власти за социально-политические и экономические преобразования предопределяли оппозицию церковной иерархии и большей части духовенства Советам. В условиях разворачивающейся в огромной, многонациональной стране гражданской войны, сопровождавшейся поляризацией общества на политически противостоящие друг другу лагеря - революции и контрреволюции, духовенство втягивалось в политическую борьбу с революционным обновлением. Негативным было и отношение новой власти к духовенству, входившему, по её пониманию, в подлежащий подавлению и ликвидации эксплуататорский класс. Иерархия во главе с Тихоном безуспешно пыталась подняться над разгоревшейся классовой борьбой. От непризнания законности и осуждения революции уже в 1919 г. она перешла к первым заявлениям о лояльности к Советской власти. Стремление убедить власти в своей лояльности станет характерным для деятельности иерархии в этот период. Однако всей мощью новой государственной власти традиционные религиозные связи легко рвались и разрушались; утверждалась и навязывалась новая политическая вера - вера в наступающую мировую пролетарскую революцию. Привыкшая к консерватизму и патриархальности, альянсу с всемогущим самодержавием православная церковь в изменяющихся условиях вступила в период глубокого кризиса. Приходили в негодность церковные административно-управленческие структуры, что приводило к провозглашению автономных православных церквей и церковных управлений на севере и западе, юге и востоке страны. Против патриарха Тихона возбудили судебное дело, подвергли домашнему аресту и тем самым лишили возможности руководить церковью. Патриарх и оставшееся ему верным духовенство вступили на извилистый и полный драматизма путь перехода на позиции сотрудничества с новой государственной властью. Ни оной из сторон не удалось избежать ошибок: разница была лишь в намерениях и возможности сторон. Патриарх Тихон стал олицетворением полного надежд и разочарования пути, его героем и жертвой одновременно. 16 июня 1923 г. он обратился в Верховный суд РСФСР с заявлением об отказе от антисоветской деятельности, о переходе на позиции лояльности к новой власти и просил освободить его из-под ареста. Судебное дело прекратили, патриарх был освобождён. В межвоенный период практически все стороны жизни православной церкви угасали. Отношения государства с церковью определялись господствовавшими в то время упрощенными представлениями о путях и темпах построения социалистического общества в нашей стране. Административно-командная система любой ценой старалась реализовать оторванные от реальности планы, с всё возраставшей жестокостью устраняя всё то, что, с её точки зрения, мешало их осуществлению. Таковым являлся план покончить с «религиозными пережитками» с помощью санкционированных высшей властью пропагандистских усилий, радикальных охранительно-запретительных и репрессивных административных мер. Государственный атеизм, легко смешавшийся в плоскость политической борьбы, исходил из аксиомы несовместимости социализма и религии. Десятки тысяч священнослужителей и верующих стали ограниченны в гражданских правах, и подвергнуты необоснованным репрессиям. Тем самым наносился огромный ущерб культурному наследию народа: уничтожались, разрушались и приходили в негодность тысячи храмов и монастырей, являвшихся памятниками отечественной архитектуры, сжигались и уничтожались церковные книги, иконы, религиозная атрибутика. Перед началом II мировой войны положение православной церкви было плачевным. Дезорганизация в управлении, резкое уменьшение числа священников при лишении возможности подготовить кадры в религиозных учебных заведениях, уничтожение традиций русского православного монашества, стабильное снижение числа верующих и формирование молодого поколения, для которого религия и церковь представлялись вредным анахронизмом, пережитком капиталистического прошлого. В первый день Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945 гг. митрополит Сергий обратился к верующим с патриотическим посланием, призывающим встать на защиту Родины. В октябре 1941 г. церковь призвала верующих вносить пожертвования на нужды обороны; на собранные средства создаётся боевая танковая колона имени Дмитрия Донского. К 1944 г. вклад православной церкви на нужды обороны превышал 150 мил. руб. 4 сентября 1943 г. Председатель СНК СССР И. В. Сталин вызвал в Кремль митрополитов Сергия, Алексия, Николая. В ходе беседы обсуждались вопросы деятельности Русской православной церкви: выборы патриарха и Синода, подготовка служителей церкви, открытие религиозных учебных заведений, возобновление периодических изданий церкви, открытие новых и реставрация старых храмов, освобождение духовенства из мест заключение и т.д. 8 сентября срочно созывается Архиерейский собор, избравший патриархом Московским и всея Руси Сергия. Уже в 1944 г. православная церковь начала решать вопросы строительства, аренды, покупки помещений, открыла учебные заведения, возобновила издание ежемесячника Московской патриархии. После кончины патриарха Сергия (1944 г.) созывается Поместный собор, который в начале 1945 г. избрал патриархом митрополита Ленинградского Алексия. Русская православная церковь медленно возрождалась. Начали восстанавливаться международные связи и контакты Московского патриархата. Процесс религиозного оживления православия прерывается волюнтаристскими действиями первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва, который предпринял новую попытку административно-ограничительными санкциями покончить с «религиозными пережитками» и церковью накануне провозглашенного им вступления советского общества в коммунизм. Происходит закрытие более десяти тысяч церквей и монастырей, почти вдвое сокращается число православных приходов. Всё это вновь приводит к массовым нарушениям законодательства о культах и созданию конфликтных ситуаций между верующими и представителями местных органов власти. В период, получивший в прессе название «период застоя», развитие негативных тенденций во всех сторонах жизни нашей страны затронуло и православную церковь. После кончины патриарха Алексия, патриаршество которого являлось самым продолжительным в истории русской церкви, на Поместном соборе в июне 1971 г. патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен. В 80-е г. значительно изменился и омолодился состав православного духовенства, более двух третей епископата получили специальное богословское образование, увеличилось число священнослужителей, повысились число и уровень учащихся религиозных учебных заведений. В годы перестройки отношения государства и церкви претерпевали существенные изменения. Активизировалась и религиозная жизнь в самой православной церкви. Эти процессы во многом стимулировались, расширялись и углублялись в связи с подготовкой и широким празднованием 1000-летия крещения Руси. Широкие слои населения впервые за годы Советской власти получали обширную и разнообразную информацию о жизни Русской православной церкви. Важным свидетельством позитивных перемен в отношении между государством и церковью стала встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с патриархом Пименом и членами Священного Синода Русской православной церкви, состоявшаяся в Кремле в апреле 1988 г. В июне 1988 г., во время празднования, состоялся Поместный собор, посвящённый 1000-летию крещения Руси. Святыми, канонизированными на юбилейном соборе стали: Дмитрий Донской, Андрей Рублёв, Максим Грек, митрополит Макарий, Ксения Петербургская. В связи с кончиной патриарха Пимена в июне 1990 г. проводится Поместный собор Русской православной церкви, на котором большинством голосов тайным голосованием патриархом Московским и всея Руси избирается митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Алексий Второй. Его избрание связанно с трудным для церкви временем. Алексием Вторым была проделана огромная работа по восстановлению Русской православной церкви. За годы его патриаршества восстановлено значительное количество храмов и монастырей, велась широкая религиозная агитация среди населения, особенное внимание уделялось развитию и пониманию религиозного мировоззрения у молодёжи. В конце ноября 2008 г. православные приходы в последний раз получили послание святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, в котором прозвучали такие слова: «Воплотившийся Бог Слово принёс мир всем, кто верует в него и следует за Ним, взяв крест свой. Но почему же вокруг нас по-прежнему столько конфликтов, распрей, ссор и обид? Почему сохраняется вражда между поколениями, политическими группами, богатыми и бедными? Почему народы, даже православные, восстают друг на друга? Мы не сможем прямо и честно ответить на этот вопрос, если не заглянем в глубину собственных сердец: не слишком ли часто мы живём по своей воле, забывая о воле Божьей и Его заповедях, полагаемся лишь на человеческие силы, забывая о силе Божьей? Не подменяем ли стремление к миру и правде греховной суетой, которая приводит лишь к разочаровывающей пустоте? Будем же помнить, дорогие мои, что истинный мир даётся только Господом. Будем помнить о том, что мир Христов побеждает вражду века сего, что только стяжав этот мир в сердце своём, человек может устоять во всех житейских бурях и нести примирение ближним и дальним, преображая жизнь верой, правдой, чистотой и любовью. В январе 2009 г. новым патриархом Поместным собором большинством голосов избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В начале II тысячелетия своего существования Русская православная церковь находится на пороге возрождения, открывается новая страница в её истории.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.