ИСТОКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В КУЛЬТУРЕ КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА Айтбаева П.М.

Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева


Номер: 12-3
Год: 2016
Страницы: 147-152
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

социальная работа, социальное единство, принципы взаимопомощи, ценности социальной работы, чувство общности, social work, social unity, principles of mutual help, values of social work, solidarity

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной работе прослежены идеи социальной работы в эпосе "Манас", который представляет собой наиболее полное и широкое отображение многовековой борьбы кыргызского народа за свою независимость и социальное благополучие. В эпосе представлены мечты кыргызского народа о социальной безопасности, единстве и мира в обществе. Автор утверждает, что “Манас” может сыграть неоценимую роль в формировании своеобразных культурных ценностей и принципов социальной работы в кыргызском обществе. Учитывая систему моральных ценностей и принципы социальной жизни, и опираясь на: «Семь заповедей Манаса» можно разработать кодекс этики социальных работников и принципов оказания социальных услуг. Также рассматриваются проблемы социальной справедливости и социального равенства, которые находили свое отражение в пословицах и поговорках кыргызского народа. В данной статье обосновывается, что в ходе исторического развития в кыргызском обществе формировалась своеобразная система ценностей и социальных норм, которые полностью соответствует ценностным основаниям социальной работы. Сформированные издавна такие ценности и нормы кыргызского общества как гуманизм, коллективизм, альтруизм, социальное равенство, трудолюбие, уважение к старшим, взаимопомощь, социальная справедливость, толерантность и т.д. являются той благоприятной почвой, на основе которой можно с эффективностью развивать общинные и групповые формы социальной работы в современном Кыргызстане.

Текст научной статьи

В народном творчестве кыргызского народа в очень своеобразной и доходчивой форме прививаются ценности и принципы, которые составляют ценностную основу социальной работы. Гуманизм, восхваление добра, стремление к единству и сплоченности, одобрение социальной солидарности и другие принципы взаимопомощи находили свое отражение в частности в одном из памятников духовной культуры, всемирно известном эпосе «Манас». В нем запечатлены бурная история и повседневная жизнь, обычаи и верования, психология и культура кыргызского народа. Как один из древнейших кыргызских эпосов “Манас” представляет собой наиболее полное и широкое художественное отображение многовековой борьбы кыргызского народа за свою независимость и свободу, за справедливость и счастливую жизнь. Эпос «Манас» является уникальной энциклопедией, ибо он рассказывает не только об исторических событиях, но и освещает вопросы социально-психологической и философской жизни кыргызского народа. В эпосе отражалась борьба между добром и злом, в большинстве случаев добро побеждало зло. Жизнь, свобода, справедливость, независимость воспринималось как признаки добра. В эпосе стремления народа, желания, интересы, чаяния и надежды были связаны с понятием добра. Главное место в эпосе занимает человеческие качества, искренняя борьба за свободу, гуманность, светлое будущее народа. Само рождение Манаса для кыргызов было счастьем, с именем которого были связаны надежды, желания, мечты о мирной и безопасной социальной жизни. В «Манасе» содержатся элементы концепции ненасилия, человеколюбия и справедливости. Манас никогда не совершал бесчеловечные деяния и не применял насильственные и жестокие методы завоевания. Он был далек от насилия и вынуждения. Он совершал безмерные благодеяния в отношении к своему «кырк чоро»: ближайших соратников и сподвижников. Тонсуз келди бир чоро Тонсуз келген чорого, Жакасы алтын жеңи жез Кош бадана, торгой көз, Келеме бото кең жака, Керишке кийсе ок өтпөс, Тон кийгизди зор Манас. Атсыз келген чорого, Аркар аяк, жез билек, Ат мингизди зор Манас. Такого рода благие дела он делает всему кыргызскому народу и даже своим врагам. В истории много известных фактов о жестокосердечном обращении к врагам. Отнимали земли, сжигали дома, юрты, отнимали богатство, свободу. Даже бывали случаи когда отнимали память раба страшной пыткой - надевали на голову жертвы шири1. Манасу было чуждо подобное агрессивно-насильственное отношение к вражескому народу. Для Манаса враг до тех пор враг, пока он сражается с оружием в руках, когда он сложил оружие, он становится обыкновенным человеком. Поэтому Манас повествует: Душман да болсо жыгылса, Кордобо көөнү тынсын деп [3]. Зло в эпосе рассматривается как неудовлетворение основных нужд, фрустрация потребностей, интересов и создание препятствий на пути к достижению цели. Моральное и социальное зло могут быть причиной и следствием друг для друга. С одной стороны тяжелые условия жизни могут быть причиной агрессивного поведения и злых деяний человека, с другой низкие моральные качества человека могут являться результатом чрезмерного богатства, которое может толкать людей к совершению зла. Поэтому в эпосе считаются отвратительными такие качества человека как: невежество, устремленность к высокому положению в обществе, эгоизм, нетерпимость, суровость, высокомерие и т.п. качества. Древние кыргызы понимали, что созидательная работа, неустанный труд и есть основа достатка и богатства. Труд рассматривался в кыргызской философии как важнейшая ценность не только потому, что является главным источником материальных и духовных благ, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и человечества, но и потому, что труд - одно из важнейших средств и условий самореализации и творчества человека. Смысл трудолюбия видится также в изживании в человеке праздности и лени, формировании таких личностных качеств как, например, доблесть, активность, бодрость, целеустремленность. Празднество, безделье, ленивость, боязнь принятия решений и безответственность расцениваются в философии кыргызского народа как безнравственное и аморальное явление: Дениң соодо эринбей, бекерликке берилбей, Эркиң менен жумуш кыл, “эринчээк жалкоо” дедирбей. Эл тирилик кылганда, эсирип уктап жатпагын, Колдон келээр иш болсо, коркуп бекер качпагын [6]. В эпосе большое внимание уделено также эмоциональному воспитанию, умению управлять эмоциями и сдерживать свои чувства. Такие реактивные качества как: грубость, жестокость, вспыльчивость, агрессивность, и другие качества считаются у кыргызов как проявление низости человека и приравниваются к совершению греха. Например, в эпосе говорится, Өкүмдүк кылып салбагын, Убалга бөөдө калбагын [5]. Эпос «Манас» - это творение, искусство, созданное народом, в котором отражена его реальная жизнь и культура. Это отражение не только исторических событий, не только история жизни конкретного человека, но и многовековой жизни всего кыргызского народа. В «Манасе» отражается нравственный опыт кыргызов, общественно-политические идеалы, эстетические ценности, социальные отношения, связь с природой. Основное достоинство эпоса “Манас”- это раскрытие борьбы кыргызского народа за свободу своего народа и обретения независимости. В эпосе прослеживаются интересные идеи из области социальной работы. В нем представлены мечты кыргызского народа о благополучной жизни, социальной безопасности, единства и мира в обществе. “Манас” может сыграть неоценимую роль в формировании своеобразных культурных ценностей и принципов социальной работы в кыргызском обществе. Учитывая систему моральных ценностей и принципы социальной жизни, и опираясь на: «Семь заповедей Манаса» можно разработать кодекс этики социальных работников и принципов оказания социальных услуг: Например, 1. Единство и сплоченность народа. Согласно данному завету каждый социальный работник должен призывать народ к сплоченности, единению и коллективизму при создании групп самопомощи и жамаатов. В.В. Радлов отмечал, что Манас выступает как средство сплочения народа, объединитель и защитник кыргызов от чужеземных захватчиков. Например, в Манасе встречаются строки: Байкагын Чубак сөзүмдү: “Бөлүнсөң бөрү жеп кетет”, Бөлүнүп калды кыргыз,- деп Бөлөк элге кеп кетет [4]. 2. Межнациональное согласие, дружба и сотрудничество. Данное положение может быть основным принципом регулирования межнациональных отношений и социальной работы с этническими меньшинствами. Опора на зарубежный опыт социальной работы, изучение его особенностей и социальное партнерство может стать залогом развития, результативности и качества социальных услуг. 3. Национальная честь и патриотизм. Как проявления любви к родине и соотечественникам честь и патриотизм влияют на социальную активность и ответственность человека не только за свою судьбу, но и за жизнь близких и родных, тем самым создавая благоприятную почву для развития социальной работы в общинах. 4.Через кропотливый неустанный труд и знания - к процветанию и благосостоянию. Смысл бытия заключается в труде, которым обеспечивается всякое существование. Саморазвитие через труд и активность является одним из основных требований, предъявляемых клиентам социальной работы. 5.Гуманизм, великодушие, терпимость. Эти принципы деятельности являются основополагающими в социальной работе. Социальный работник относится к человеку как к высшей ценности, уважает уникальность каждой личности и соблюдает принцип толерантности. 6. Гармония с природой. Социальная работа фокусирует свое внимание также на экологическую сущность человека, на его социально-природное окружение и способствует гармонизации модели отношений между человеком и природой. 7.Укрепление и защита кыргызской государственности. Социальная работа как своеобразный механизм социальной политики может быть комплексно реализована только в наличии крепкой и сильной государственности. В традиционном кочевом обществе вырабатывались моральные правила, нормы, принципы, регулирующие отношения людей в процессе их жизнедеятельности, которые находили свое отражение в пословицах и поговорках. Кыргызские пословицы в высшей степени поучительны, философичны и наполнены жизненной мудростью, ориентирующей на социальную справедливость и сохранение социального равновесия в обществе. Большинство из них раскрывают суть принципов современной социальной работы. Обратим внимание на некоторые нормы традиционного кыргызского общества, благодаря которым развивались основные принципы социальной работы. В философии кыргызского народа развитие личности не может быть рассмотрена в отрыве от ее социального окружения и вне общественных связей. У кыргызов изначально сильно развиты чувство общности, стремление к единению и коллективизм. Об этом свидетельствуют немало пословиц: “Бөлүнгөндү бөрү жейт”, “Журт мазар, журттан калган азар”, “Журту тирүүнүн өзү тирүү”, “Көп жылкынын ичинде жетим кулун билинбейт”, “Көп бириксе көл болот, көптөн пайда мол болот”, “Кумурска бириксе арстанды алат”, “Куш жемине кайрылат, эр элине кайрылат”, “Элге кылган жакшылык жерде калбайт”, “Элден безген эр эмес, жоодон качкан шер эмес”, “Элди сүйгөн озоор, элден качкан тозоор”, “Элим жаман дебегин, жүрөөр жериң эл”, “Элиң сынганы-белиңдин сынганы”[2] и т.д. А одиночество в народной мудрости рассматривалось как отрицательный феномен в жизни человека: “Жалгыз дарак токой болбойт, жалгыз өгүз кош болбойт, жалгыз таруу ботко болбойт”, “Жалгыз жүрүп жол тапканча, көпчүлүк менен бирге адаш”, “Жалгыз кол түйүн чечпейт”, “Жалкоолук шалдыратат, жалгыздык жалдыратат” и др. Отрицательные стороны одиночества отмечаются и Э. Фроммом, который писал: «Чувство одиночества, фрагментирующее личность, раскалывающее её на дискретные части, ведёт подчас к агрессивности, насилию, терроризму, анархии» [7]. Так как кочевой образ жизни кыргызов требовал совместных коллективных усилий, каждый член общества до последней возможности старался сохранить все родственные связи, укрепить их и восстановить, если они нарушились. Кочевник был не только природным коллективистом, но и социальным альтруистом. Эти особенности обеспечивали безопасность и выживание народа. Заботясь друг о друге люди получали возможность умножить свои силы и получить преимущество в борьбе за существование. Благо другого человека считалось более важным и значимым, чем собственное благо и личные интересы. Следующие пословицы, к тому подтверждение: “Кайрымдуу карындаш түгөнбөгөн казына”, “Өлө жегенче бөлө же”, “Жакшы жигит белгиси эл камы үчүн жүгүрөт, жаман жигит белгиси, өз камы үчүн күйүнөт” и др. Будучи способным помогать другому люди приобретали уверенность в себе и ощущение собственной значимости. Как говорил М.М. Бахтин “Быть-значит быть для другого и через него для себя”, альтруизм был благоприятным фактором для саморазвития личности. Человек помогает другому для защиты своего “Я”, отмечает также и В. Джемс, так как бесполезность и ненужность формирует чувство стыда и вины. Особым предметом размышлений и переживаний народа были проблемы социальной справедливости и социального равенства, которые также могут отражаться в пословицах и поговорках народа. В основе социальной несправедливости и неравенства лежит материально-имущественное неравенство, которое выражается через понятия богатство и бедность. Рассмотрим, как в древности рассматривались понятия богатство и бедность. Основным критерием богатства у кыргызов считалось наличие большого количества скота. Древние люди говорили: «Малдуу киши хан болот», «Адамдын күчү мал менен», «Бай кудайга казына», «Малды көрүп, байгамбар жолдон чыгыптыр», «Малын аябаган доо алат», «Бай - барман менен, жок дарман менен», «Бай болбоочу жигитке өлөөлөгөн мал жолугат». В народной мудрости признается, что имущественное неравенство людей - неизбежное явление социальной жизни. Поэтому бессмысленно стремиться к уравнению богатств. Понимая это, мыслители предлагали людям покорность перед непреодолимыми социальным обстоятельствами: неравенством, бедностью, несправедливостью. Считалось, что без смирения и покаяния также невозможен духовный рост. Изначально нашими предками использовались и рекомендовались методы позитивной психологии, которые имели большую психотерапевтическую и оптимистическую силу. В народе часто говорили: “Байлык өтөт, кедейлик кетет”, “Байлык мурас эмес, жоктук уят эмес”, “Жардылык жаман эмес, жалкоолук жаман”, “Баймын деп мактанба, жокмун деп арданба”, “Бай мактанса бир жуттук, баатыр мактанса бир октук”, “Ийибес эмчек болбос, кейибес адам болбос”, “Кедей болсоң чогоол бол, бай жанынан түңүлсүн”, “Кедейдин келет заманы, байлардын кетет амалы”. В отличие от других обществ2, уважение старших является одним из главных составляющих общественной нормы кыргызов. Через следующие пословицы мы можем представить, каким уважением пользовались пожилые люди: «Карынын кебин капка сал», «Карынын каргышы тийсе шексиз өлөт”, “Карыдан бата алса өмүрү узарат”, “Сен сыйласаң карыңды, кудай сыйлайт баарыңды”, “Карысы бардын ырысы бар”, “Кары келсе ашка, жаш келсе ишке”, “Кары - үйдүн куту”, “Карысы бар үйдүн карааны бар”, “Кары бар жерде касиет бар”, “Карыга катуу айтпа, каталык кетирсе чаппа” и пр. Проявлениями гуманных ценностей выработанных веками являются также милостивость, простительность, гостеприимство и дружба. Кыргызы всегда старались прощать друг другу какие-либо ошибки, погрешности и грехи. “Жаңылбас жаак, мүдурүлбөс туяк болбойт”, “Адам катасыз болбос, көл бакасыз болбос”, “Алдыңа келсе атыңдын кунун кеч”, “Сунган моюнду суурган кылыч кеспейт”, “Атаңды өлтүргөнгө энеңди алып бер”, “Таш менен урса аш менен ур” и другие высказывания тому доказательство. Гостеприимство же кыргызского народа следует оценивать как своеобразное проявление толерантного сознания и гуманизма. О гостеприимности же кыргызов свидетельствуют следующие пословицы: “Конок конбой кетпейт”, “Үйгө канча бут кирсе, ошончо кут кирет”, “Коноктуу үйдө кут бар”, “Кел демек бар, кет демек жок”, “Конокко аш кой, эки колун бош кой” [1] и др. Доверяя гостеприимству народа путники чувствовали безопасность и надежность перед дальней дорогой в условиях природно-суровых и социально тяжелых условиях жизни. Подводя итоги анализа генезиса и эволюции развития социальной работы в кыргызском обществе можно заключить, что социальная работа имеет богатую историю, основывается на выработанные веками философию, национально-культурные ценности, традиции и верования. Культурные ценности и принципы взаимопомощи в кыргызском обществе с течением времени становились традициями, бережно хранимыми и передаваемыми из поколения в поколение. Родовые отношения являлись важнейшим охранным механизмом, фактором этнической идентификации и социализации индивида и обуславливали развитие идей социальной работы в кыргызком обществе. Род выступал регулятором семейно-брачных отношений, выполнял функции взаимопомощи, взаимоответственности и защиты. Каждый человек находился под защитой тех традиционных структур, к которым он принадлежал. Эти структуры включали в себя, прежде всего, семью, общину, род, которые традиционно помогали своим членам. Социальная работа осуществлялась в различных формах помощи: культовых, общинных и традиционных, суть и элементы которых сохранились до сегодняшнего дня. В ходе исторического развития в кыргызском обществе формировалась своеобразная система ценностей и социальных норм, которые полностью соответствует ценностным основаниям социальной работы. Сформированные издавна такие ценности и нормы кыргызского общества как гуманизм, коллективизм, альтруизм, социальное равенство, трудолюбие, уважение к старшим, взаимопомощь, социальная справедливость, толерантность и т.д. являются той благоприятной почвой, на основе которой можно с эффективностью развивать общинные и групповые формы социальной работы в современности. Для успешной реализации социальной работы в Кыргызстане особое значение приобретает процесс формирования у будущих социальных работников системы ценностных ориентаций, имеющей гуманистическую и деонтологическую направленность. В условиях трансформаций, нестабильности и социально-экономического дисбаланса в Кыргызстане происходит снижение значимости традиционных социальных ценностей, выработанных многолетним опытом кыргызского народа. Наблюдается ценностная дезориентация в поведении кыргызской молодежи. Фундаментальные ценности и устаревшие нормы перестают исполнять свои основные функции: единения, регулирования, контроля, социализации и интеграции. В обществе нарастает ощущение, что многие ситуации не регулируются никакими нормами и ценностями. Поэтому нам следовало бы сохранить и возродить ценностные установки, которые оставлены нашими предками. _ 1ист. колпак из сырой кожи, надевавшийся на голову наказуемого (один из видов пытки: кожа ссыхалась и причиняла страшную боль). Разделывая верблюжью шкуру, тут же в парном виде напяливали на обритые головы пленных. Это и означало надеть шири. 2В отношении стариков в славянских народах практиковался “отправление на тот свет” дряхлых и больных стариков. Оно имело различные формы: зимой их вывозили на санях и, привязав к лубку, спускали в глубокий овраг; отвозили в мороз в поле или степь, где и бросали; опускали в пустую яму; сажали на печь в пустой хате; везли куда-нибудь и добивали в огородах; увозили в дремучий лес и там оставляли под деревом; топили.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.