РИТОРИКА УЧИТЕЛЯ В НУЛЕВЫЕ Ладохина О.Ф.


Номер: 2-5
Год: 2016
Страницы: 36-39
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

У Гасана Гусенова, российского филолога, есть изумительный путеводитель по современному речевому дискурсу «Нулевые на кончике языка», основная мысль которого в том, что язык - особая стихия для понимания происходящего, он маркер современности, который необходимо исследовать. Изучать речевое пространство учителя - полезно и познавательно. Риторика педагога сегодня не та, что еще 10 лет назад. Риторика, в первую очередь, связана с дисциплиной «Культура речи». Так было не всегда. Но сегодня изменения в языке происходят настолько стремительно, что даже образованный человек не успевает отследить перемены в языковом пространстве. Положение обязывает знать, «как поживает родная речь» в современной литературе, в средствах массовой информации, что говорят словари, особенно изданные уже в XXI веке, правда, надо помнить, что издательства должны быть академическими. Советуем проштудировать эссе профессора МГУ В.И. Новикова «Сорок два свидания с русской речью», познакомиться с монографией М. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва». И обязательно почаще заглядывать в словари-справочники, например «Культура русской устной речи» Л.Н. Семушкиной. Полезно прислушаться к советам передачи «Говорим по-русски» на «Эхе Москвы», которая посвящена особенностям русского произношения, этимологии слов, истории появления крылатых выражений. Ее ведущие Ольга Северская, Ксения Ларина и Марина Королева предлагают задуматься над серьезными проблемами, касающимися русского языка, показывая, что нет ничего любопытнее языковых загадок и говорить о них можно легко и увлекательно, не поучая. Начнем с обращений, которыми мы сегодня пользуемся. Поговорим о «тыканье», которое недопустимо со стороны учеников по отношению к педагогу, но и далеко от идеала по отношению к старшеклассникам. Нет ни одного исследования, которое проследило бы логику в выборе «ты» или «Вы», мы советуем отказаться от фамильярного «ты», прибегая чаще к имени собеседника. Истинно воспитанный учитель помнить обычай аристократов - почаще обращаться, добавляя имя собеседника - самое дорогое, по мнению психологов, слово для любого человека. Статистика констатирует, что обращение по фамилии к ученику типично для школы, но для нахождения контакта, взаимопонимания лучше чаще обращаться по имени. Учитывая гуманитарный компонент образования студентов, объектом внимания сделаем текст, исследуя который, можно научиться строить собственные. Русская жизнь литературна. Мы страна слова (оно наше дело). Мы живем по-писаному: с листа. Я к вам пишу - чего же боле? Что я могу еще сказать? «Пишу», «сказать» - это поступок, это для Татьяны, «русской душой», дело. Да еще какое! Дело жизни. Дело судьбы. Дело женской русской судьбы. Сначала я молчать хотела… (молчать- не говорить- не делать). Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить… «Слышать», «молвить» - это тот прожиточный минимум, без которого нельзя. Но в том-то и дело, что Слово - это первотолчок: оно «было в начале», а потом - была жизнь, был весь мир. Слышать - молвить - это самообман (слукавила!), точнее, это первотолчок сердца. Это стихотворение принадлежит учителю литературы И.А. Кабыш. Обратите внимание на филологическую насыщенность текста, на перекличку с Библией и творчеством А.С. Пушкиным, скрытые цитаты не застывают, они «мечутся» между строк и выдают педагога не просто как глубокого читателя, красноречивого ритора, но мастера призывать учащихся к такому искусному обращению со словом. Чтобы так легко владеть им, необходима постоянная работа над художественными текстами. Педагог сам должен научиться видеть в произведении закономерность его построения, определять его стиль, тип, жанровые особенности. Анализ использованных языковых единиц помогает не только глубже вникнуть в содержание. Интерпретация текста дает возможность развивать эстетическое отношение к языку, наблюдать функционирование языковых единиц в совершенных образцах русской речи. Интерпретация - сегодня, во-первых, «истолкование» текста на языковом уровне, перевод на более понятный язык, педагог не может работать с текстом, в котором для него есть «белые пятна», сегодня он, как медиатор, от качества работы которого зависит звучание речи учащихся. Возьмем за правило: непонятно значения слова - обращаемся к толковому словарю, сомневаемся, как поставить правильно ударение - находим допустимый вариант в орфоэпическом словаре. Проверьте свое языковое чутье на начальном этапе знакомства с дисциплиной «Культура речи». Перед вами фрагменты из повести Б.Л. Пастернака «Детство Люверс», о которой М. Горький сказал, что она написана «богатым, капризным языком». Работая с таким текстом, Вы не только обогатитесь, но и почувствуете особенности стилистики, лексической, грамматической, синтаксической сочетаемости. Упражнение 1. 1. Дайте толкование выделенных слов, не прибегая вначале к словарю, затем проверьте себя. 2. Найдите развернутую метафору в тексте. Все, что шло от родителей к детям, приходило невпопад, со стороны, вызванное не ими, но какими-то посторонними причинами, и отдавало далекостью, как это всегда бывает, и загадкой, как ночами нытье по заставам, когда все ложатся спать. Это обстоятельство воспитывало детей. Они этого не сознавали потому, что мало кто из взрослых знает и слышит то, что зиждется, ладит и шьет его. Жизнь посвящает очень немногих в то, что она делает с ними. Она слишком любит это дело и за работой разговаривает разве с теми только, кто желает ей успеха и любит ее верстак. Упражнение 2. 1. Дайте толкование выделенных слов, не прибегая вначале к словарю, затем проверьте себя. 2. Найдите метафору в тексте. Было ветрено. С домков и заборов слетали их очертания, как обечайки с решет, и зыбились и трепались в рытом воздухе. Пахло картошкой. Их извозчик выбрался из череды подскакивающих спереди корзин и задков и стал обгонять их. Они издали узнали полок со своим багажом; поравнялись; Ульяша что-то громко кричала барыне с возу, но гогот колес ее покрывал, и она тряслась и поскакивала, и подскакивал ее голос. Упражнение 3. 1). Прочтите выразительно четверостишие Б. Пастернака из стихотворения «В лесу» и ответьте на вопрос: «мяк» - языковая форма какого стиля: - просторечного; - разговорного. Луга мутило жаром лиловатым, В лесу клубился кафедральный мрак. Что оставалось в мире целовать им? Он весь был их, как воск на пальцах мяк. 2). Прочтите и ответьте на вопрос: «из-под век» и «XX век» являются: - омонимами; - омографами; - омофонами. Есть сон такой - не спишь, а только снится, Что жаждешь сна, что дремлет человек, Которому сквозь сон палит ресницы Два черных солнца, бьющих из-под век. 3). Есть ли в данном тексте пример инверсии: - да; - нет. Текли лучи. Текли жуки с отливом, Стекло стрекоз сновало по щекам. Был полон лес мерцаньем кропотливым, Как под щипцами у часовщика. 4). Подумайте, что обозначает слово «цифирь»: - старинный музыкальный инструмент; - цифры. Казалось, он уснул под стук цифири, Меж тем, как выше, в терпком янтаре, Испытаннейшие часы в эфире Переставляют, сверив по жаре. 5). Сколько глаголов в данном четверостишии: - 5; - 6; - 4. Их переводят, сотрясают иглы И сеют тень, и мают, и сверлят Мачтовый мрак, который ввысь воздвигло, В истому дня, на синий циферблат. 6). Аллюзия на какой текст узнается в следующем четверостишии: - «Евгений Онегин»; - «Горе от ума». Казалось, древность счастья облетает. Казалось, лес закатов сном объят. Счастливые часов не наблюдают, Но те, вдвоем, казалось, только спят. Изучение биографий выдающихся людей показывает, что самое большое влияние на них оказали книги. Каждодневное общение с подлинными мастерами слова дает не только общую культуру, но и оказывает влияние на культуру письменной и устной речи. Хорошо бы из таких текстов выписывать крылатые слова, афоризмы, все это приводит к созданию собственного архива. Записная книжка педагога - лучший свидетель его работы над речью. Систематическое накапливание материала облегчит подготовительную работу перед уроком, сэкономит время, ведь Вам уже известен круг проблем, с которыми чаще всего приходится иметь дело педагогу. Воспользуйтесь советом и прочтите повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», в которой для Вашей будущей записной книжки много размышлений ребенка над миром взрослых: «Моя бабушка считала себя очень культурным человеком и часто об этом говорила. При этом, был ли я в обуви или нет, она называла меня босяком и делала величественное лицо. Я верил бабушке, но не мог понять, отчего, если она такой культурный человек, мы с ней ни разу не ходили в Парк культуры. Ведь там, думал я, наверняка, куча культурных людей. Бабушка пообщается с ними, расскажет им про стафилококк, а я на аттракционах покатаюсь». Для того чтобы овладеть техникой речи, существует уникальная методика, с которой можно познакомиться в учебно-методическом пособии А. Бруссер, М. Оссовской «104 упражнения по дикции и орфоэпии (для самостоятельной работы)». Такие занятия дают возможность повысить не только речевую культуру, но и избавиться от дикционных ошибок. Основной недочет в речи учителя сегодня - быстрый темп, который ведет к «заглатыванию» гласных. Упражнение 3. Произнесите в медленном темпе слова: академия, пояснить, единый, соответственно, так и быть, в итоге Упражнение 4. Произнесите с правильным ударением, проверьте себя по словарю: бочковой, вальсовый, вересковый, грошовый, груздевый, килограммовый, ивовый, кружковой, костюмированный, масличный, мелистый, наносный ногтевой, сливовый. Каждодневные занятия научат Вас слышать ошибки в произношении, обращение к словарям станет полезной привычкой для «публичного» человека. Вы никогда не позволите проникновению в речь слов: «короче», «просто», «то что» - на их месте окажутся риторические фигуры из художественных текстов, фразеологизмы, крылатые выражения. Их основное предназначение - выражение отношения говорящего к высказываемому. Для русского человека фразеологизмы - выражение темперамента, одна из форм проявления ума, стоит периодически вспоминать эти образные выражения перед публичным выступлением. Фразеология Владеть пером - обладать способностью писать выразительно, искусно, уметь свободно излагать свои мысли Владеть словом - обладать способностью выразительно, красноречиво говорить, писать Водить (держать) на помочах - постоянно опекать, не давая свободы действий Впадать в ребячество - поступать неразумно, как дети Впадать в детство - терять рассудок от старости Войти в душу - глубоко затрагивать, волновать, становиться предметом постоянных раздумий, размышлений Входить во вкус - начинать ощущать удовольствие от чего-либо, постепенно проявлять все больше интереса, любви к чему-либо С высоты своего величия - высокомерно, с пренебрежением и снисходительностью, чувствуя свою важность, значительность Вытягиваться в струнку - становиться навытяжку Вычеркнуть из памяти - забыть, перестать думать Взлететь на Геликон (книж.) - стать поэтом Антик с гвоздикой (устар.) - сама прелесть, восторг, высшая степень восхищения Ради (для) прекрасных глаз - из одной симпатии, даром, бескорыстно Глас вопиющего в пустыне (книж.) - напрасный призыв, остающийся без ответа Светлая голова - очень умный, ясно, логично мыслящий человек Шальная голова - сумасбродный, взбалмошный По словам В. Новикова, «носители крупных художественных талантов, как правило, обладают расширенным эмоциональным диапазоном» [1: 109]. Учителя относятся к такой категории в большей степени, особенно в те минуты, когда идут уроки развития речи.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.