ЭКСПРЕССИВНЫЕ СРЕДСТВА ГОНЗО-ЖУРНАЛИСТИКИ Луговая Ю.А.,Сыраев Р.Р.

Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета


Номер: 3-2
Год: 2016
Страницы: 154-157
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

гонзо-журналистика, экспрессивные средства, автор, gonzo-journalism, means of expression, author

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Исследование посвящено одному из самых неоднозначных современных явлений массовой коммуникации - гонзо-журналистике. Автор выявляет выразительные средства данного феномена и применяет полученные теоретические данные для анализа конкретного информационного продукта. Ключевые слова: гонзо-журналистика, выразительные средства.

Текст научной статьи

В разное время в журналистике наблюдались попытки субъективировать информацию, подавать ее в необычном ключе, но только в середине XX века усилия отдельных журналистов сформировались в отдельное направление - гонзо-журналистику. В настоящее время классическая, традиционная журналистика ограничена законами, профессионально-этическими, моральными и религиозными нормами, и гонзо-журналистика является для коммуникатора возможностью реализовать свой творческий потенциал, выразить точку зрения, поделиться пережитыми эмоциями с аудиторией. Российские авторы О.А. Игошина и А.С. Носков определяют гонзо-журналистику как «особый вид журналистики, а точнее репортажа, где в противовес объективному взгляду на событие ставится субъективный взгляд. В таком репортаже главную роль играют эмоции и переживания автора от происходящего и окружающей атмосферы» [1]. Гонзо-журналистика является интересным, но противоречивым явлением массовой коммуникации. В теоретическом плане данная тема еще мало изучена - скорее всего, потому, что выходит за пределы традиционной журналистики, во многом нарушает ее нормы и правила, и в целом носит неоднозначный характер. Автор считает, что можно выделить две группы экспрессивных средств телевизионной гонзо-журналистики - антропологические и технологические. Источником антропологических средств является непосредственно человек, технических - приёмы, являющиеся основой обработки видеоряда и звука. Антропологические экспрессивно-выразительные средства можно разделить на две группы - лингвистическую и внелингвистическую. К лингвистической группе относится всё, что связано с порождением устного и письменного текста (лексика, синтаксис, морфология, орфоэпия). Внелингвистическая группа, в свою очередь, делится на две части - визуальную и аудиальную. К визуальной относятся внешность, одежда, мимика, жесты, проксемика; к аудиальной - особенности голоса (тембр, высота, темпоритм) и всех звуков (смех, крики, музыка, шумы), которые зафиксировала камера во время съёмки. Техническая группа выразительных средств также делится на две части - операторские и монтажные приёмы (которые, в свою очередь, делятся на аудиальные и визуальные). Автор проанализировал экспрессивные средства видеоматериалов с вебсайта лайфстайл-журнала «Vicе», являющегося одним из самых ярких представителей гонзо-направления. Из множества имеющихся на сайте видеосюжетов были выбраны двенадцать: «The Cute Show», «Shot by Kern», «Таёжная жизнь Агафьи», «Сибирский Иисус», «Фаустино - патагонский отшельник», «Другие», «Рынок оружия в Пакистане», «Сибирь: Крокодиловы слезы», «Северо-корейский трудовой лагерь», «Звуковые машины Амазонки», «Таканакуй», «Похищение невесты в Киргизии». Группа антропологических средств экспрессии играет значительную роль в различении традиционной и гонзо-журналистики, так как последняя предоставляет намного большую свободу в выражении мыслей и эмоций: нет строгих требований к внешнему виду журналиста, уместна нецензурная лексика, эмоциональная мимика и жестикуляция, дефекты речи журналиста не оцениваются негативно, допустимо вольное, почти художественное изложение мыслей, что можно и видеть в репортажах с сайта VICE. Особое внимание необходимо уделить лингвистическому уровню. Первый стендап в материале «Таканакуй» - журналист, прискакивая, идет на камеру в тесной толпе жителей одной из деревень Перу, которые, пританцовывая, направляются на главную площадь, где будет проходить национальный праздник под названием «Таканакуй». Текст стендапа: «Привет, меня зовут Томас, мы в перуанских Андах. Сейчас канун Рождества, а эти ребята, танцующие вокруг меня, собираются выбить дерьмо друг из друга. Это называется «Таканакуй». После этих слов, журналист теряется в толпе. Этот пример демонстрирует сразу несколько важных моментов, характерных для гонзо: свободная лексика, которую нельзя встретить в традиционной журналистике, субъективность повествования, в котором журналист занимает центральное место, необычную проксемику и речь. Журналист не только сам может употреблять просторечия, обсценную лексику и прочее, но и использовать синхроны, содержащие такую лексику (В сюжете «Северокорейский трудовой лагерь», в поезде, съемочная группа встречается с нетрезвым человеком, речь которого полна нецензурных выражений. В сюжете «Сибирь: Крокодиловы слезы» журналист берет комментарий у жителя, речь которого полна просторечий и незаконченных по смыслу предложений) Далее следует обратиться к внелингвистическому уровню. Гонзо-журналист, в отличие от обычного журналиста, не предстает перед зрителем как человек, который разбирается в раскрываемой им теме. Гонзо-журналист исследует тему прямо во время повествования, что отражается на его поведении. В конечный сюжет попадают кадры того, как съемочная группа добиралась до интересующего их места, как менялось психологическое состояние репортера и его отношение к раскрываемой теме. Значит, составляющие внелингвистического уровня характеризуются непостоянством и привязанностью к ощущениям репортера в данный момент времени, а не к образу безликого журналиста, отображающего действительность объективно. В репортаже «Фаустино - патагонский отшельник» отношение журналиста к главному герою менялось от страха неизвестности до доверия и понимания, что отразилось на поведении журналиста перед камерой: поначалу автор был стеснен незнакомой обстановкой и пугающим ожиданием неизвестности, к концу же материала репортер позволял себе гораздо более раскрепощенное общение как с главным героем, так и со зрителем. Не менее важными являются технические средства, формирующие экспрессию. В отличие от традиционной журналистики, гонзо имеет менее богатый набор технических выразительных средств. Связано это с тем, что традиционные СМИ гораздо лучше оснащены технически и располагают командой обученных специалистов. Гонзо-журналистика же очень удобна для тех, кто не знает или отрицает основные правила традиционной журналистики, то есть для молодых журналистов, которые располагают лишь дешевой техникой, которая не позволяет в необходимой степени использоваться выразительные средства видеокамеры и телеэкрана. Технические выразительные средства, доступные для гонзо-журналистики также не отличаются от средств традиционной журналистики. Характерен простой, последовательный монтаж, обилие длительных, атмосферных «лайфов». Следует также сказать об операторском мастерстве, которое автор проанализировал по классификации А.Д. Головня [2]: 1. Съемка объективами с переменным фокусным расстоянием встречается в каждом сюжете, независимо от вида или жанра журналистики. Пример этого выразительного средства можно встретить в любом видеоматериале сайта. 2. Ракурсная съемка также является очень распространенным приемом, особенно в гонзо-журналистике, так как позволяет взглянуть на предмет субъективно. Пример: съемка с вертолета в сюжете «Таёжная жизнь Агафьи», где демонстрируется не просто тайга, а малые размеры дома женщины, которая живет одна далеко от цивилизации. Ее дом еле заметен среди леса, а правильная съемка способна подчеркнуть это. 3. Съемка с ускоренной или замедленной скоростью - довольно частый и очень сильный прием, однако среди рассмотренных видеоматериалов не было найдено ни одного примера. 4. Панорамирование нехарактерно для традиционной журналистики, однако в гонзо этот прием встретить можно: в сюжете «Сибирский Иисус» камера «перебрасывается» с журналиста на его собеседника во время их общения, что создает эффект живого, неподдельного общения в реальном времени и добавляет динамики в видеоряд. 5. Динамическое панорамирование, хоть и не часто, встречается даже в традиционной журналистике, особенно в жанре репортажа, где недопустима «потеря момента», следствием чего является смена плана с помощью наездов или отъездов. В материале «Похищение невесты в Киргизии», во время синхрона с матерью пострадавшей, у женщины начинают литься слезы, оператор сразу же делает наезд, чтобы глубже передать трагическое состояние матери. Гонзо-сюжет, в большинстве своем - это репортаж, поэтому композиция кадра остается на уровне репортажной съемки: работа без штатива (и, соответственно, «дрожащая камера»), отсутствие какой-либо постановочности (оператор никак не изменяет окружающую действительность, стремясь отобразить ее нетронутой, «такой, как есть»). События, происходящие в гонзо-сюжете, как правило, не повторяются, поэтому для оператора важна мобильность и быстрая реакция, что отражается на качестве построения композиции кадра. Если говорить о монтаже, то самой распространенной является его повествовательная (последовательная) разновидность, так как преобладающим жанром в гонзо является репортаж, рассказывающий о событии последовательно. «Рынок оружия в Пакистане» - единственный найденный нами пример непоследовательного монтажа. В начале сюжета журналист находится в родном городе и рассказывает о своей прошедшей поездке в Пакистан, после чего повествование переносится в эту страну. Очень часто в сюжетах демонстрируют карту, показывающую местоположение страны, где будет происходить действие или путь, пройденный съемочной группой. Музыкальное сопровождение. В видеоработах сайта виден старательный подбор закадровой музыки, за которую отвечает отдельный специалист, называемый «Music Supervisor». Музыкальное сопровождение может подчеркивать характер передачи (пример: «The Cute Show», где в каждом ролике играет спокойная доброжелательная музыка, характерная больше для детских передач), передавать атмосферу описываемой местности (передача «Другие», в которой активно использовалась народная индонезийская музыка), подчеркивать ироничное отношение автора к происходящим событиям (пример: балалаечные проигрыши в передаче «Северокорейский трудовой лагерь»). Закадровый голос - присутствует повсеместно, так же, как и в сюжетах традиционной журналистики. Однако возможен и отказ от использования закадрового голоса, пример - передача «Другие», где для усиления выразительности закадровый текст в начале сюжета, повествующий о социальной и религиозной обстановке в стране, был заменен текстовыми вставками на фоне видеоряда. Такой прием вносит разнообразие и позволяет подчеркнуть объективность и «статистичность» подаваемой таким образом информации. Было замечено даже разделение одного предложения внутри самого себя на закадровый текст и «лайф»: в передаче «Таканакуй» предложение, начатое ведущим в «лайфе», перешло в закадровое повествование. Этот прием может использоваться, если в уникальном «лайфе» был какой-либо видео или звуковой дефект, заминка ведущего, но ценность и уникальность «лайфа» не позволяют заменить его полностью закадровым повествованием. Гонзо-журналистика может способствовать значительному расширению кругозора аудитории, учить ее нестандартно мыслить, рассматривать явления действительности с разных точек зрения. Более того, материалы гонзо-журналистики заставляют аудиторию не бездумно поглощать информацию, а переживать ее, в полной мере осмысливать. В результате исследования автор пришёл к следующим выводам: 1. Гонзо-журналистика является сравнительно молодым направлением журналистики, которое не имеет еще чётко прописанных законов, правил, и недостаточно изучено в теоретическом плане. 2. Большинство средств массовой коммуникации, работающих в сфере гонзо-журналистики, функционируют в сети Интернет. 3. Антропологические экспрессивные средства гонзожурналистики, в отличие от журналистики традиционной, гораздо более развиты, в частности, речь, мимика, жесты, проксемика. 4. Технические средства гонзо-журналистики во многом пересекаются со средствами традиционной журналистики, различия есть, но незначительные: более разнообразные операторские приёмы, большая роль интершума. Также нужно отметить, что гонзо-журналистика имеет большой потенциал развития, который способен превратить ее в гораздо более серьезный вид журналистики.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.