ОСОБЕННОСТИ СОМАТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ В ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКА Николаева А.Ю.,Лобынева Е.И.

Сибирский федеральный университет


Номер: 3-2
Год: 2016
Страницы: 157-159
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

соматическая лексика, соматический код, лексико-семантическая система языка, somatic lexis, somatic code, lexical-semantic language system

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье дается понятие соматической лексики, анализируется место соматической лексики в лексической системе языка, дается характеристика соматического кода, классифицируется соматическая лексика на группы, в зависимости от характера объекта номинации.

Текст научной статьи

Соматическая лексика представляет собой одну из универсальных лексических групп в любом языке и одну из самых распространенных объектов изучения в сравнительно-исторических, структурно-сопоставительных и лингвокультурологических работах как отечественных, так и зарубежных лингвистов, выделяющих её обычно первой в лексико-семантической системе любого языка [6, 128]. Интерес исследователей к этой группе лексики, с экстралингвистической точки зрения, определяется тем, что процесс осознания себя среди окружающей действительности и определения себя как личности человек начал с ощущений, возникающих непосредственно через органы чувств и части собственного тела. Как писал В. Г. Гак: «Человек эгоцентричен, он видит в себе центр вселенной и отображает мир по своему подобию» [2, 260]. Ориентация в пространстве и времени, выражение субъективной оценки - всё это человек постигал постепенно, но с помощью всегда окружающих его «инструментов» познания - частей тела. Исследователи разных научных областей знания, связанных с изучением человека, считают, что «овладев инструментом формирования познания и способностью оперировать им, человек ранее всего облекал в слова и выражения те понятия, которые были наиболее близки ему. Человеческое тело оказалось одним из самых доступных для наблюдения и изучения объектом, и слова, обозначающие части тела, так же древни, как и само человеческое сознание» [1,2]. Н. А. Старых в статье «Соматизмы как особый класс слов в лексической системе церковнославянского языка» ссылается на высказывание известного ученого В. И. Абаева, которое гласит: «до сих пор не обнаружено народа, который не умел бы назвать некоторых частей тела: голову, руку, ногу, глаз... соматизмы представляют собой «круг необходимых в любом человеческом обществе понятий и отношений, без которых трудно себе мыслить человеческую речь». Соматическую лексику отличает «высокая частотность употребления и развитая полисемия, базирующаяся на большом количестве основных сем» [8, 81] В силу общечеловеческого характера исторический путь формирования абстрактного мышления в целом находится в единстве с развитием любого языка и роль соматизмов в его становлении велика. Развитие абстрактных значений на их базе присуще всем языкам и свидетельствует об универсальности закономерностей человеческого мышления. Говоря о культурном пространстве и о фиксации некоторых основных фрагментов его в языке, В. В. Красных вводит такое понятие как код культуры, который понимается как «сетка», которую культура «набрасывает» на окружающий мир, членит, категоризирует, структурирует и оценивает его. Коды культуры соотносятся с древнейшими архетипическими представлениями человека. Коды культуры эти представления и «кодируют» [4, 123]. Коды культуры, как феномен, универсальны по своей природе, свойственны человеку. Однако их проявление, удельный вес каждого из них в определенной культуре, а также метафоры, в которые они реализуются, всегда национально детерминированы и обуславливаются конкретной культурой. Например: в английской лингвокультуре живот символизирует храбрость и решительность: have the stomach for something, a strong stomach. В. В. Красных выделяет шесть базовых кодов, заложенных в структуризации и описании окружающего мира: пространственный, временной, предметный, биоморфный, духовный и, код, который он ставит на первое место, соматический. Он объясняет положение соматического кода, поскольку «он является, пожалуй, наиболее древним из существующих... Человек начал постигать окружающий мир с познанием самого себя. С этого же началась и окультурация... Иначе говоря, через осознание себя человек пришел к описанию мира, экстраполируя свои знания о себе самом на окружающую действительность» [4, 85]. Учеными отмечается, что в разных формах народной культуры - в верованиях, фольклорных текстах, в обрядах, в заговорах, в народной медицине - нашли отражения соматические представления о строении и функционировании человеческого организма. В основе многих мифопоэтических и религиозно-философских традиций лежит антропоморфизированная модель мира, отражающая параллелизм между макрокосмосом (вселенной) и микрокосмосом (человеком), их изоморфизм , однородность. Причем «чаще всего человеческое тело выступает как первичное, исходное, а космическое устройство как вторичное и производное» [8, 301]. Итак, соматический код культуры, будучи составляющей языковой картины мира, закрепляется в лексике, фразеологии, паремиологии и, концептуализируя внешний и внутренний мир человека, среду его обитания, способствует выявлению универсальных и национально-специфических особенностей. В зеркале соматических метафор и сравнений отражается духовная сфера: человек и его нравственная сущность, волевые, эмоциональные, интеллектуальные действия и состояния, черты характера, отношение к другим людям, к себе, к вещам. А. М. Кочеваткин, в своей диссертации, посвященной лингвогеографическому анализу соматической лексики в диалектах эрзянского языка делит всю соматическую лексику на следующие группы, в зависимости от характера объекта номинации: 1) сомонимическая лексика, служащая для обозначения частей и областей человеческого тела (soma тело + onima имя, название); 2) остеонимическая лексика, служащая для обозначения костей человеческого тела и их соединений (от греч. osteon - кость); 3) сплахонимическая лексика, служащая для номинации внутренних органов человеческого тела (от греч. splanchna - внутренности); 4) ангионимическая лексика, служащая для номинации кровеносной системы человеческого организма (от греч. angeion - сосуд ); 5) сенсонимическая лексика, служащая для обозначения органов чувств человеческого организма (от лат. sensus - чувство); 6) лексика, обозначающая болезни, недуги и проявления человеческого организма[5, 6]. Данная классификация называет строго детерминированное естественное число объектов номинаций, характерных для человеческого организма и не зависит от принадлежности к тому или иному языку. Конкретный состав лексических единиц в разных языках различается в количественном и качественном отношении. Интерес к соматической лексике в лингвистических исследованиях разного периода обусловлен все более возрастающим вниманием к теме человеческого фактора в языке и к проблемам языковой личности. По словам Ю. Н. Караулова «нельзя познать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю - к человеку, к конкретной языковой личности» [3, 285]. Соматическая лексика представляет собой определенную тематическую систему, обширную и специфичную. Для соматической лексики характерна сложная система переносных значений и повышенная продуктивность в сфере словообразования и фразеобразования. Таким образом, исторически соматический код культуры отражает структуризацию реального и духовного мира и формирует его восприятие с анатомической ориентацией на свое тело. Соматическая лексика представляет собой одну из древнейших лексических универсалий, лексико-тематическое объединение слов, которое влияет на формирование соматического пространства в каждом языке.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.